­
­

О религии

топ 100 блогов nikolay_zaikov09.11.2022 Конечно, неверно смотреть на религию через розовые очки, но нередко приходится сталкиваться с другой крайностью - ее вульгарно-материалистическим пониманием. Суть данного подхода примерно такова: в религии любого толка, во все времена, все и всегда было "из-за бабок", все религиозные идеи специально выдуманы изначальными плохишами для одурачивания лохов, для развода их на деньги, священники в свои же идеи не верят и веру как артисты в театре изображают.

Такой подход опирается не только на чересчур примитивные, линейные фигуры мысли, но и на откровенные логические ошибки типа "после не значит вследствие". Например, можно точно также сказать: коммунистические движения везде и во все времена всегда происходили из-за бабок, и все коммунистические идеи специально выдуманы изначальными иностранными агентами для развода лохов на деньги, коммунисты сами в них не верят, веру как артисты изображают, а все для того чтобы потом получать спецпаек в партийной столовой. Что здесь не так? Во-первых, для тех кто просто очень любит деньги есть множество путей намного проще:



Во-вторых, у нас нет свидетельств того, что например Ленин на словах и на деле расписывался в том что не верит в свои идеи, и это так неудобно, что приходится сочинять фейковые цитаты типа "Ивашек надо дурить" и т.п.
В-третьих, самое главное: рассматриваемый процесс сильно растянут во времени. И если в позднем СССР к власти в стране пришли люди ориентированные на деньги, это отнюдь не значит что ровно такие же мотивации были у тех, что взял власть в октябре 1917-го. И это отнюдь не значит, что даже в конце 80-х большинство коммунистов было рвачами и мошенниками.

История христианства (религия вообще - понятие слишком большого объема) имеет с историей коммунистического движения немало похожих черт. Это сегодня когда кто-либо начинает утверждать, что по три раза на день общается с Богом, нетрудно угадать, что скоро он попросит переписать на него вашу квартиру. Потому что сегодня обман налицо - научное знание шагнуло далеко вперед, но две тысячи лет назад христианство ему не противоречило. Первых христиан сложно упрекнуть в стяжательстве, жажде наживы и том что они занимались "разводом лохов", для чего и сочинили все христианские идеи. Но со временем власть перешла к совсем другим людям.

Сложно сказать, что на произошедшую метаморфозу повлияло больше: идейная уязвимость христианства или давление со стороны государства и власть имущих. Понятно, что идейно христианство было уязвимо больше, чем коммунистическое движение, поскольку любые идеалистические конструкции очень располагают к различного рода манипуляциям и подтасовкам. Но если мы посмотрим на коммунистов, то увидим то же самое: вырождение под давлением государства (так называемые "евролевые"), вырождение самого социалистического государства СССР (хотя и при давлении извне) в полную его противоположность, многочисленных еретиков-оппортунистов, "типа левых" (только на словах, но не на деле), и так далее.

Отношение к христианам-еретикам также часто встречаю упрощенное и неверное: мол, если они были против официальной, развращенной, погрязшей в роскоши Церкви, значит они молодцы, умнички и зайки, значит они были за народ, за нестяжательство, за возврат к изначальному неискаженному христианству, за все хорошее против всего плохого. Это как Троцкого, провозглашавшего "возврат к ленинским идеям и принципам" автоматически записывать в "правильные коммунисты", ну или сбежавшего в Париж Рудого. Или "борца с коррупцией" Навального автоматом причислять к честным и неподкупным политикам.
Во-первых, еретик как правило будет более жестким и упоротым фанатиком, чем ортодокс. Ему надо как-то выживать в недружественном окружении, и не поддаться давлению большинства. Во-вторых, вожди еретиков тоже будут более жесткими, авторитарными, беспринципными лидерами. В-третьих, нельзя абстрагироваться от сути собственно еретических учений, а это все "аналитики" очень любят, потому что вникать им скучно и лень.

Взять к примеру любимчиков нашей либеральной интеллигенции - альбигойцев, которые не делали ничего плохого, после чего их всех "убили ни за что". Ну как - по католическим источникам было за что, там альбигойцы вели себя очень плохо и охамели настолько что убили папского легата - но допустим источники врут. Как так все время получалось, что там где появлялись эти белые и пушистые ребята, а они в истории известны под разными именами - манихеи, маздакиты, зиндики, павликиане, богомилы, катары - через некоторое время возникала беспрецедентно кровавая бойня "до последнего еретика"? Как тут не вспомнить укров, с их фирменным "мы же вам ничего не сделали, зачем вы на нас напали"?

Во-первых, характер вероучения нес в себе крайние степени религиозной нетерпимости. Мир манихея-альбигойца делился на светлую и темную сторону, где светлыми были только сами альбигойцы, а все остальные - люди, общество, государство - объявлялись служителями дьявола. Надо ли дальше объяснять, что смотря на мир такими глазами, наш альбигоец не мог себя вести в рамках сатанинских, по его мнению, законов государства в котором проживал? В этом месте как правило возражают, что альбигойцы были против насилия. Тем, которые уже окончательно "очистились" таки да, им было нельзя, но еретическая община была устроена хитро: вокруг "очищенных", тру-альбигойцев, формировавших как бы священство, которым было предписана белизна и пушистость, формировалась многочисленная группа "кандидатов" и сочувствующих, которым было не только можно, и но и нужно применять насилие. И первые, и вторые составляли одну общину и поэтому неотделимы друг от друга. Поэтому не надо вестись на стандартные либеральные басни, что "альбигойцы были против насилия, их участие в войне ограничивалось проповедями, боевые действия вели сочувствующие им люди". Нет - боевые действия вели именно альбигойцы, и именно под влиянием проповедей "очищенных", в которых они призывали своих адептов к насилию. В православии например тоже есть священники, и им нельзя участвовать в боевых действиях, а есть миряне, и им можно. Но никто в здравом уме не говорит что миряне - не православные, они просто сочувствующие, и если они где-то ведут боевые действия, то священник который их на это благословил (и православие вообще) тут не причем, потому что лично священник оружия в руки не брал.

Естественно, воевали за альбигойцев люди из разных соображений, но эти соображения и людей тоже нельзя отделять друг от друга. Мышление средневекового человека было не таким секулярным как сейчас, и все соображения в нем были логично, причинно-следственно связаны. Да, в альбигойских войнах большое значение сыграли политические причины: граф Тулузы очень хотел стать королем Тулузы, которым и был по факту. "Когда я смотрел на себя в зеркало, я видел, что все идентично. Все физические параметры даже рост, вес - кроме одного. Анкетных данных, маленьких буковок!" (с) Не хватало Раймунду VI лишь папского благословения, которое папа не давал, так как во Франции уже был король.
И если кто-то в этом месте сразу же воскликнет - ага, все понятно, сепаратисты сговорились и стали дурить лохов, для чего выдумали альбигойство - вынужден его огорчить. Мышление средневекового человека было другим. Думаю, Раймунд VI мыслил примерно так: ну почему же я не король, а Филипп король, это же несправедливо, и почему папа не устранит такую несправедливость, наверное он плохой христианин, а вот рядом есть другие христиане, и они поддержат меня если я стану королем, сразу видно хорошие люди - и далее в том же духе.

Во-вторых, нельзя оставлять без внимания паразитический аспект: альбигойцы создали свою Церковь на территории чужой Церкви. Представьте себе: вы пришли домой, а дома на вашем месте сидит какой-то мужик (аналогия мужская -)), который объявил себя - вами. И он считает что это его квартира, его жена, его дети, а вы - самозванец. Возможен ли после этого между вами спокойный и взвешенный диалог с взаимным уважением и священным отношением к чужому мнению? Нет. Такое "мнение" не предусматривает в дальнейшем какого-то мирного разрешения конфликта с учетом интересов обеих сторон. И глупо при этом хихикать "ой, все из-за бабок, квартиру не поделили, хи-хи". И из-за бабок в том числе, но в первую очередь из-за несправедливости. Если бы я был католиком, а ко мне пришли какие-то дуалисты, которые не то что покусились на некоторые догматы (очень модно путать катаров с вальденсами), а вообще не христиане, и сказали бы "давай, до свидания", христиане именно мы, а ты перхоть сатаны - я бы тоже пошел против них в крестовый поход.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Суровый край, суровые условия, но и на камнях растут деревья. Это Мурманск. Вид на Кольский залив. фото: Евгений Земсков. Маленькое деревце несмотря на погодные условия стремится ...
Российские власти не перестают меня удивлять – не успели до конца разобраться с «мистральным» скандалом, как они сразу же заключают с французской стороной другой, не менее амбициозный проект. Как тут не вспомнить присказку о том, «дурному не скучно и самому»? Убедившись в том, что Ф ...
1) Сколько весит ваш кот? 2) Какой у него возраст? 3) Чем кормите? 4) Какая физическая нагрузка у кота? Своего недавно возила кастрироваться. Ветеринар сказала, что у него большой вес для его возраста (5 кг, 8 месяцев). Мол, если дойдет до веса 8 кг, то ...
Вам превратить сраную рашку в цветущее государство? Погодите, сейчас посмотрим целесообразность. Начнём со слова цель. Уууу, как всё запущено! Сидеть в болоте и попукивать, вот наша целесообразность, сообразная нашим целям. За примерами ходить ...
«Ты мне веришь?» Непростой смысл простой детской песенки Песня из кф «Большое космическое путешествие». Автор текста А. Кохановский. Ссылка на видео Я заметила однажды, Как зимой кусты сирени Расцвели, как будто в мае – Ты мне веришь или нет? Веришь мне или нет? Я тебе, ...