Сирийское досье
el_murid — 29.04.2014Башар Асад заявил о своем намерении баллотироваться на пост президента на предстоящих 3 июня выборах. Он стал седьмым кандидатом, однако даже европейские СМИ говорят о том, что шесть остальных практически неизвестны широкой публике (хотя в Сирии их известность, безусловно, несколько шире)
Запад категорически против самих выборов, настаивая на том, что они противоречат Женевским соглашениям по Сирии. Правда, тонкость в том, что Женевские соглашения, хотя и касались Сирии, ею самой не заключались.
Смысл договоренностей в Женеве заключался в том, что вначале будет сформировано переходное правительство, где будет представлена оппозиция - а затем когда-нибудь возможно и будут проведены президентские выборы. Понятно, что выборы 3 июня по факту ставят крест на всех предыдущих договоренностях - оппозиции предложено соревноваться и войти во власть не путем закулисных переговоров великих держав, а получив мандат доверия у самого народа. Точно так же понятно, что оппозиция проиграет с громким треском, и даже не потому, что у нее власть отберет голоса и припишет себе. Ни у кого нет ни тени сомнений, что оппозиция никогда не наберет какое-то значимое число голосов. Поэтому и происходят попытки протащить ее во власть, минуя любые демократические процедуры - по-иному она в нее не попадет. Опять же - очень большая аналогия с Украиной. При весьма немалой популярности у ушибленного бандеровской и европейской риторикой электората нацисты имеют возможность приходить к власти на Украине только через перевороты - это было в 2004, это произошло и в 2014 году.
В Сирии даже это не получается - четвертый год идет война - но оппозиция точно так же далека от власти, как и в 2011 году.Сложно списывать все на кровавый режим - причины гораздо глубже.
Выборы 3 июня при всей их очевидности в плане результата существенно сдвинут всю политическую и дипломатическую ситуацию вокруг Сирии. Ни о каком переходном правительстве вести разговоры смысла уже не будет - во всяком случае минимум года два Асад может смело говорить о том, что у него есть мандат народа, и он не станет в угоду Западу его предавать.
С военной точки зрения крушение Сирии остается несбыточной мечтой агрессоров. Отдельные не связанные между собой локальные операции боевиков создают проблемы, умножают и без того колоссальные жертвы - но привести к власти в Дамаске кого-либо силой оружия неспособны. Грозные заявления США, НАТО, аравийских монархий о возможной интервенции рассматриваются всегда со всей серьезностью, однако как показали прошедшие три года, даже в гораздо более благоприятных условиях никто на интервенцию или даже на ограниченное нападение так и не пошел.
Сейчас же для НАТО и США Сирия заслонена событиями на Украине. Все, что смогли сейчас позволить себе США - демонстративно размазать вблизи российской границы аж 600 морских пехотинцев, не менее демонстративно полетать четырьмя самолетами в Прибалтике и привести в Черное море три корабля. И даже на это вчера министр обороны Шойгу заявил, что крайне обеспокоен небывалыми маневрами и демонстрацией враждебности по отношению к России. При этом же в разговоре Шойгу пришлось давать объяснения своему американскому коллеге по поводу облета американского корабля (вооруженного корабельной системой ПВО "Иджис", между прочим) - американцы не готовы демонстрировать свою мощь в условиях, когда кто-то над ними летает с неясными целями, и очень сильно пугаются.
Кроме Сирии еще одной головной болью становится Афганистан - причем события последних недель говорят о том, что ставка на Карзая и его людей в посткарзаевском Афганистане может быть битой - на выборах лидирует представитель не самого дружелюбного к Америке политического направления. При этом есть сообщения о том, что среди талибов усиливаются разногласия, а в сумме это может привести к тому, что новый президент Афганистана в итоге откажет США оставить в стране небольшой контингент для обеспечения безопасности от Талибана (а по сути для запуска новой волны нестабильности в регионе - только уже со смещением ее на север). Все планы вывода войск, и без того висящие на тонкой ниточке железнодорожной "Северной распределительной сети" через Россию, могут вообще рухнуть в любой момент.
В общем, и помимо Сирии у США и НАТО проблем сейчас хоть отбавляй, и единственная армия, способная совершить даже ограниченную интервенцию в Сирии - турецкая. Турция не выглядит одумавшейся, хотя политика Давутоглу и Эрдогана в отношении Сирии явно зашла в тупик. Однако турки, скорее, будут организовывать нападения на Сирию силами боевиков - так как им нужно решать задачу выдавливания исламистов со своей территории. Нет никакой разумной причины нападать на Сирию силами своих военных, когда на твоей территории продолжают находиться по разным данным от 10 до 20 тысяч вооруженных иностранцев, пусть и запертых в относительно компактных и охраняемых извне анклавах-лагерях.
Наконец, главные спонсоры терроризма и войны в Сирии - аравийские монархии - постепенно выходят из игры. Совершенно провальный визит Обамы в Саудовскую Аравию, демонстративное увольнение принца Бандара, усиление позиций сына короля Митаба создают фон, на котором война в Сирии для Саудовской Аравии может отойти на второй план. Передача "сирийского досье" главному конкуренту Митаба министру внутренних дел Королевства Мохаммеду бин Найефу (входящего в клан Судейри), который питает серьезные планы на престол, сродни советскому мему "бросить на сельское хозяйство". Результат очевидно будет нулевым, но аппаратный вес Мохаммеда резко пошатнется. Похоже, что в Саудовской Аравии наступает период схватки за власть, и Сирия утрачивает свой приоритет в проблемах династии. Борьба между крупнейшими кланами династии Судейри и Сунайян все более ощутимо выходит на новый уровень, и похоже, что ближайший год станет очень серьезным испытанием для всей системы власти Королевства.
Время для выборов и решимость Асада пойти на новый срок продемонстрированы довольно удачно - все агрессоры начинают рассматривать Сирию как чемодан без ручки, и хотя не могут позволить себе публично отказаться от прежней риторики, будут вынуждены - каждый по своим причинам - постепенно отходить от этой войны. Естественно, если что-то произойдет, что резко изменит ситуацию - скажем, смерть Асада может стать таким событием вне всякого сомнения - то все изменится. Свора набросится на Сирию с новой силой. Но во всех остальных случаях главную проблему для Асада продолжает представлять тяжелейшая экономическая и гуманитарная ситуация в стране. С политической и военной точки зрения у него никаких проблем нет - от слова "вообще".
|
</> |