Сырьевая космонавтика
amfora — 02.12.2017 На неделе российскую космонавтику постигла очередная неудача - сразу 19 спутников, запущенных с Восточного на ракете Союз, не вышли на заданную орбиту и вскоре упали в океан.Конечно, неудачи при космических стартах случаются у всех, однако у России они в последнее время случаются слишком часто - существенно чаще, чем у США и Китая.
Статистика космических запусков и аварий такова:
В России:
2017 год - 17 запусков, 1 авария.
2016 год - 17 запусков, 1 авария.
2015 год - 26 запусков, 2 аварии.
2014 год - 32 запуска, 1 авария.
2013 год - 32 запуска, 2 аварии.
2012 год - 24 запуска, 1 авария.
2011 год - 32 запуска, 4 аварии.
2010 год - 31 запуск, 1 авария.
В США:
2017 год - 27 запусков, без аварий.
2016 год - 22 запуска, 1 авария.
2015 год - 20 запусков, 2 аварии.
2014 год - 23 запуска, 1 авария.
2013 год - 19 запусков, без аварий.
2012 год - 13 запусков, 1 авария.
2011 год - 18 запусков, 1 авария.
2010 год - 15 запусков, без аварий.
В Китае:
2017 год - 14 запусков, 1 авария.
2016 год - 22 запуска, 1 авария.
2015 год - 19 запусков, без аварий.
2014 год - 16 запусков, без аварий.
2013 год - 15 запусков, 1 авария.
2012 год - 19 запусков, без аварий.
2011 год - 19 запусков, 1 авария.
2010 год - 15 запусков, без аварий.
Из статистики видно, что среди трех ведущих стран, осуществляющих космические запуски, только в России за последние 8 лет аварии случались ежегодно.
В США было 3 года без аварий, в Китае - 4.
Конечно, в России за последние 8 лет произведено больше запусков, чем в других странах, но если посчитать процент аварийности, он тоже получается выше, чем в США и Китае:
США осуществили 157 запусков за последние 8 лет, из них 6 закончились неудачно - процент аварий 3,8%. Китай - 139 запусков и 4 аварии - 2,8%. Россия - 211 запусков и 13 аварий - 6,1%.
Аварийность запусков в России примерно в два раза выше, чем в США и Китае. И это при том, что Россия осуществила больше запусков, а значит технологии должны быть отработаны лучше и техника должна быть надежнее. Но получается ровно наоборот.
Кроме этого, российская космонавтика является продолжением советской космонавтики, а СССР был лидером в данной области.
Советский Союз запустил первый космический спутник, первого космонавта, осуществил первый выход в открытый космос, построил первую орбитальную станцию и создал первый (и до сих пор единственный) космический беспилотник. И все это запускалось с первого раза, что весьма характерно.
Так почему же в России, которая запускает модернизированные советские ракеты, надежность которых по логике должна только расти, аварийность вдвое выше, чем в США и Китае?
Почему при большем количестве запусков аварийность не снижается, а наоборот растет?
6% - это очень высокий уровень аварийности, который мог быть объясним несовершенством техники и недостатком опыта в первые 10-20 лет освоения космоса, но не спустя 60 лет после нескольких сотен запусков. Тем более, что даже у Китая, который включился в освоение космоса намного позднее СССР/России, уровень аварийности вдвое ниже.
Так почему в России настолько часто падают ракеты и спутники?
Ракеты и спутники в России слишком часто падают потому, что космонавтика в стране с сырьевой экономикой постепенно превращается в атавизм и медленно деградирует вслед за наукой, образованием и промышленностью.
В Советском Союзе космонавтика была продолжением развитой промышленности, передовой науки и лучшей в мире системы образования, а также частью глобального соревнования с США за первенство во всех возможных областях. И еще - частью идеи построения светлого будущего - передового, выдающегося, космического.
После ликвидации СССР ничего из перечисленного не осталось и космонавтика постепенно становится вещью в себе, оторванной от тех институтов, продолжением которых она была изначально.
Промышленности, продолжением которой была космическая отрасль, в прежнем виде давно уже нет. Производство электроники уничтожено как класс, собственной элементной базы в России не существует, все электронные компоненты закупаются за рубежом. Производство механики сильно сократилось и оказалось преимущественно в руках частных собственников, которые перешли с советских ГОСТов на собственные ТУ ради повышения доходности за счет понижения качества.
Система образования, которая готовила кадры для советской космонавтики (не только для космонавтики, но в том числе и для нее) тоже разрушена. Подходы к подготовке специалистов изменились, баланс сместился с инженерных специальностей на экономику и бизнес, в результате сократилось число преподавателей, которые продолжают готовить квалифицированных инженеров. Снизились требования, уровень, количество специалистов. Многие специалисты и преподаватели уехали за рубеж.
Конечно, старые кадры еще остались, однако в сложном технологическом процессе уровень качества определяется не лучшим, а худшим из всех участников производственной цепочки.
Достаточно одного некомпетентного инженера, который допустит ошибку на своем участке, чтобы все изделие превратилось в дорогостоящий хлам. И неважно, что на остальных участках работают старые кадры с высокой квалификацией - один бракодел способен загубить все изделие, над которым трудились сотни самых квалифицированных специалистов.
Относительно высокие зарплаты на предприятиях космической отрасли тоже не спасают, потому что высокая зарплата сама по себе не гарантирует высокого качества. Если на предприятие приходит плохо подготовленный специалист, то сколько бы ему не платили - хорошо работать он не будет, потому что не умеет.
Кроме этого, существует такая тенденция, что на места с высокой зарплатой (а в космической отрасли она выше средней) устраиваются приспособленцы, родственники различных начальников, которые не только не могут работать на требуемом уровне, но и не хотят.
Смежники, многие из которых давно уже являются коммерческими предприятиями, приватизированными в 90-е годы - тоже не всегда выдают продукцию требуемого качества. А проверить каждую гайку, каждый метр кабеля, каждый электронный компонент на соответствие всем требованиям - практически невозможно.
Коррупцию, распилы, откаты, хищения - тоже никто пока не отменил, все это существует и в космической отрасли тоже. Бюджеты пилят везде. И тендеры повсеместно выигрывают не те, кто предлагает лучшее качество, а те, кто дает откат или где работают родственники заказчика.
Вот поэтому и падают ракеты со спутниками.
Потому что их сборка осуществляется с использованием импортной электроники и компонент, производимых частными предприятиями без должного контроля, а в самой сборке и подготовке к запуску участвует множество специалистов постсоветского выпуска, чья квалификация зачастую оставляет желать лучшего. И работают многие (особенно среди смежников) не на совесть, а на отшибись. И не по стандартам, а по предоплате, после получения которой многое становится фиолетово.
Да и российскому руководству, так называемым эффективным менеджерам - космонавтика по большому счету не очень-то и нужна.
Космонавтика не приносит того дохода, который приносят нефть, газ и прочее сырье. Доход от коммерческих запусков оправдывает только сами запуски, но не покрывает расходов всей космической отрасли со всеми входящими в нее предприятиями и организациями.
Невозможно за счет коммерческих запусков содержать всю промышленность, науку и систему образования, которые нужны для того, чтобы космонавтика развивалась, а не болталась как невесть что.
Руководство страны, в которой разрушена промышленность и система образования, продолжает содержать оставшуюся от СССР космонавтику просто по инерции. И еще ради престижа.
Но космонавтика - это не олимпиада, на которую можно разок потратиться, поднапрячься, построить дорогие и относительно простые объекты, а потом долго гордиться.
Космонавтика не может существовать и развиваться в отрыве от необходимой для нее промышленности, науки и системы образования, а существующая в России промышленность, наука и система образования - не поддерживают космонавтику, а наоборот - тянут вниз.
Чтобы космонавтика оставалась на советском уровне, к ней должна прилагаться советская промышленность, советская наука, советская система образования и желательно еще советская идеология, при которой специалисты работали на совесть, а не на отшибись.
Однако советской промышленности, науки, системы образования и тем более идеологии больше нет, есть только приватизированные остатки заводов, ЕГЭ и концепция денег понад усё.
Поэтому и падают ракеты со спутниками, поэтому аварийность российских запусков и превышает аварийность американских и даже китайских вдвое.
Приватизированные остатки промышленности с разрушенной системой образования и бизнес-интересами на всех уровнях, в том числе на уровне чиновников - тянут космонавтику вниз, к своему уровню. И уровень этот совсем не космический.
Уровень современной российской промышленности, науки, образования, а главное уровень сознания среди руководства - преимущественно сырьевой. А космонавтика сырьевой не бывает.
Космонавтика не может существовать и развиваться при сырьевой экономике, потому что оказывается оторвана от необходимых для ее развития технологий, производственных цепочек и источников кадров.
Сырьевая экономика не может обеспечить космонавтику квалифицированными и добросовестными кадрами, подрядчиками и смежниками, выпускающими детали и компоненты с требуемыми параметрами.
При сырьевой экономике космонавтика рано или поздно скатится на сырьевой уровень и будет сводиться к заправке российским топливом американских и китайских ракет.
|
</> |