Сирень люблю, Моне – нет.

топ 100 блогов vera_every04.12.2016 «Поэт лишь желает подняться головой к небесам, логик же пытается затолкать небеса к себе в голову. Его-то голова и раскалывается» – где-то я то ли читала, то ли слышала в пандан этой реплике Честертона, такую мысль: мол, люди искусства непостижимым образом открывают и используют закономерности, до коих высоколобые учёные собратья, дай бог, лет через сто... вот, например, импрессионисты... А что импрессионисты? Что они такого открыли?

У меня как-то никогда с ними не складывалось. Ну да, свет, да воздух, чуть ли не гул, шелест, дыхание с картин… я вижу эмоцию, но не заражаюсь ею. Мне этого мало. Это не моя «волна» – эмоции, мне не хватает отчетливости, будто нечто важное скрыто. Я не понимала ни импрессионистов, ни своей реакции на них, пока не узнала, что же они открыли на самом деле…

Где-то в наши дни выяснилось, что изображения как звуки можно разложить на частоты – высокие и низкие. Все, кто обрабатывает файлы в фото-редакторе, это знают. Упрощённо говоря, чем больше в картинке высоких частот, тем сильнее она детализирована.

Так вот, в одном университете провели серию опытов – психофизиологию восприятия изучали. Испытуемым давали фотографии разных людей любого пола и возраста, чьи лица выражали всевозможные эмоции: гнев, восторг, страх, радость, отвращение, удивление. На этих снимках применялись фильтры высоких или низких частот – то есть либо высокие частоты убирались, либо низкие.
Когда из картинки «вычитали» высокие частоты, а вместе с ними и детали, испытуемые не могли различить, кто на ней – мужчина или женщина, стар человек или молод, но без труда считывали эмоцию. А когда убирали низкие частоты, участники опыта легко опознавали, кто это, но не могли определить выражение лица модели.

Параллельно изучали активность мозга всех, смотревших на фото. И выяснили, что низкие частоты связаны с быстрой, грубой, эмоциональной оценкой того, что мы видим, а высокие частоты, передающие детали изображения – с медленным дискретным анализом зрительной картины.
К слову, эмоции мы научаемся различать в первые дни жизни – за них отвечают какие-то древние структуры мозга. Эмоции – это ведь не чувства, а просто набор физиологических механизмов выживания, – эдакие тревожные флажки. Сознание их не контролирует. Они нужны, чтоб быстро оценить обстановку и оградить нас от опасности, когда на раздумья нет времени.
Другое дело высокочастотные характеристики – опознание и осмысление деталей, это уже роскошь. Её мы годами осваиваем.

И вот картины импрессионистов: отсутствующие подробности, размытые формы, нечеткие границы – что они сотворили на самом деле? Повысили «вес» самых низких частот, сделали упор на передачу эмоций. Над зрителем незаметно совершается некое насилие – его восприятие переводится в эмоциональную сферу. Мы схватываем целостное впечатление, но уму на этих картинах делать нечего.
Примерно тогда же возникла фотография, с которой живопись по точности соперничать не могла, и возможно, импрессионизм – своеобразная «реакция» на технический прогресс. Попытка убрать реалистичность, документальность, чтобы дать место субъективному – «а я так вижу!» – взгляду художника.
Вот суть их открытия: они поняли, как мы видим эмоции и стали рисовать не сам мир, а наше переживание мира.

Например:
«Художник нам изобразил // Глубокий обморок сирени // И красок звучные ступени // На холст как струпья наложил…»

Сирень люблю, Моне – нет.

«Угадывается качель, // Недомалеваны вуали, // И в этом сумрачном развале // Уже хозяйничает шмель».
Клод Моне «Сирень на солнце». Если не ошибаюсь, первая из картин импрессионистов, попавшая в Россию – какой-то коллекционер её привез. А Мандельштам увидел…

Где тут сирень? Эти розовые пятна чем угодно быть могут – азалией, например. Не будь у картины названия, никто б не знал, что это за кусты. Да и фиг с ними – вся прелесть жаркого дня, начала лета, цветущего сада перед нами – чего ж еще?
И вот тут у меня затык. Я всё это вижу, но… не вспыхиваю ответным ликованием. Эмоции важны, но не они доминируют в моём восприятии. Я не умею отдаваться на волю чувств, и думала, что просто не понимаю импрессионистов. Да нет же, понимаю. Просто сирень я люблю, а Моне – нет.
Сирень люблю, Моне – нет.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
23 октября 2018 года на новом судостроительном комплексе АО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" (Отрадное, Ленинградская область) состоялась церемония спуска на воду четвертого строящегося для ВМФ России на данном предприятии малого ракетного корабля проекта 22800 (шифр ...
Впервые постовое воскресное всенощное бдение не попало в эфир Союза. И это при дружном вопле всех архиереев про то, что раз народ не пускают в храмы, то государство обязано вести телетрансляцию служб. А молчание Союза означает, что им запретили показывать не-служение изолировавшегося ...
А ещё у нас зацвели каштаны. Разглядела, ага, ибо глазастая) ...
Здравствуйте уважаемые. Продолжаем с вами разговор о популярных американских фильмах, который мы начали вот вчера: https://id77.livejournal.com/2744346.html Итак... «Клеопатра» (Cleopatra). 1963 год. Режиссёр Джозеф Манкевич. Наш зритель увидел этот пеплум только в 1979 году, но он ...
Вообще эта тема уже давно "избита" в интернете, но я вот прямо сейчас вышел их музея города Гусев, Калининградской области, где в экспозиции про Первую Мировую войну увидел и сфоткал эту немецкую каску. Сразу вспомнил про эту тему и хотелось бы узнать, все помнят зачем эти рожки? ...