Синташтинка!

топ 100 блогов norg_norg13.04.2025 #сделаноунас

Что за шапку носили моджахеды во время Афганской войны?

В зависимости от солдатской фантазии, в советской армии этот головной убор называли масудовкой, душманкой, пуштункой, нуристанкой или как-то еще. И это был один из наиболее популярных сувениров, которые шурави привозили домой «из-за речки».

пу.jpg

Благодаря Ахмаду Шаху Масуду эта вязаная шапка стала одним из символов Афганской войны, и остается им до нашего времени. Но этот полевой командир ни в коем случае не является ее изобретателем, а всего лишь популяризатором. В его отрядах «масудка» исполняла те же самые функции, что и буденновка в Красной Армии эпохи гражданской войны.

Как же называется эта шапка и кто ее придумал?
Времени мало (до перемены часовых поясов) поэтому сразу!
Педальку в пол, прибавим газу!


На языке народа кхо (читральцы) этот головной убор называется паколь, что в переводе означает просто «шапка». По месту своего происхождения его именуют также чатрал топи, т.е., «шапка из Читрала». Это высокогорный регион даже по афганским и пакистанским понятиям, расположенный по южным склонам главного хребта Гиндукуша.

Здесь живут изолированные малые народы, очень дальние родственники пуштунам – калаши, кунарцы, пашаи, нуристанцы и уже упомянутые кхо, которых также называют читральцами. В историческом плане это потомки древних ариев, которые остались тут на пути в Индию, а также более поздних переселенцев из числа скифских племен.

Синташтинка!

Как и все малочисленные этносы, они веками создают семьи только среди своих. Поэтому из-за генетического дрейфа гаплогруппы R1a горцы накопили немало мутаций, которые обеспечили им редкий для Средней Азии тип лица. Среди них часто встречаются блондины, рыжие и светлые шатены с голубыми или серыми глазами.

Синташтинка!

По причине изолированного положения местные жители долгое время сохраняли свои древние верования – аки арии, поклонялись солнечным и огненным богам, а некоторые придерживались буддизма и индуизма. Поэтому мусульманские соседи называли их кафирами, т.е. «неверными», а их горная родина получила называние Кафиристан.

Но в 1895-м году Кафиристан покорился кабульским эмирам, а его население было исламизировано. Горцы стали чаще спускаться на равнину по работе или торговым делам, и их экзотическая внешность вызывала бурную реакцию у афганцев. Чтобы как-то скрыть собственные светлые волосы, они повсеместно начали носить шапки, которые прежде надевали только пастухи.

Синташтинка!

С того времени этот головной убор постепенно распространился среди жителей Северо-Восточного Афганистана. Равно как и тех прилегающих областей, которые имеют пуштунское население, но в настоящее время входят в состав пакистанского государства. Это очень удобно: размотал его в горах и получил обычную шапку, на равнине смотал, и можно носить, как обычный берет.

В том числе, паколь был знаком жителям провинции Панджшер, уроженцем которой являлся Ахмад Шах Масуд. Говорят, он стал носить его в ранней молодости, когда ухо зацепила вражеская пуля – в то время он был никем и принимал участие в сопротивлении против последнего афганского короля.

Тем не менее, насчет происхождения читральской вязаной шапки есть и более любопытные версии. Еще в 19-м веке, когда на мировую историю смотрели с изрядной долей романтики, светловолосых горцев Нуристана стали называть потомками воинов Александра Македонского. Престижа ради, они горячо поддерживают эту версию.

Синташтинка!

И в этом нет ничего удивительного. Потому, что греки, особенно спартацы и ахейцы - тоже были синташтинцы.

У македонских солдат действительно была подобная шапка. По-гречески ее называли каузия, и по многочисленным сохранившимся изображениям, она и правда очень напоминала современный афганский паколь. Сохранились даже монеты древнего Греко-Бактрийского царства, на которых его правители носят те же шапки, что и моджахеды две тысячи лет спустя.

кауз.jpeg

Синташтинка - она как буденовка или как нынешняя бвлаклава в ВС РФ. Разворачивется точно так же. Да, скифы мы! Да азиаты мы!

Мы - сiнташтiнци!


В книге Попенко «Секретные инструкции спецназа ГРУ» автор упоминает об особенности экипировки и оснащения спецгрупп главразведуправления – их участники при выполнении рейдов в районы возможного расположения противника должны были быть внешне почти неотличимы от душманов, а без использования элементов афганской национальной одежды этого добиться невозможно. Для комплектования подобных отрядов старались подбирать смуглолицых бойцов из кавказских или среднеазиатских республик.

Меня, ввиду явного и арийского еблета, котороый никакой бородой не скроешь, понятно, никуда не отбирали. Вечно на прикрытии...

Норг.jpg

И, да!


Мне, в своё время, не выдали такую шапку! Где купить?
Я знаю - есть вязанные, типа балаклавы, есть тканый паколь, есть из катанного войлока, самое аутентичное и синташтинское.

Пришлите любую! )

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
История Украины. VI–XXI вв. / П.П. Толочко, А.А. Олейников [и др.]; под общей ред. П.П. Толочко. - 2 изд., испр. и доп. — К.; М.: «Киевская Русь»; Кучково поле, 2018. — 472 с. ISBN: 978-5-9950-0873-6 / 9785995008736. В «Истории Украины», созданной ведущими украинскими историками под ...
«Почему у него все, а у меня ничего?» В последние годы мы все чаще стали сравнивать себя с другими. Само время располагает к этому. Это в прежние времена у нас все были равны. А сейчас мы отличаемся друг от друга по уровню жизненных достижений — ...
Находясь в стране НАТО решил глянуть лента.ру. А она заблокирована — не показывает ничего напрочь! И знаете что?- я не стал по ВПН связываться, искать пути обхода. Я испытал облегчение — туда им и дорога! Желаю «журналистскому коллективу» многолетне издевавшемуся над читателями «удачи»! ...
...
Вместо эпиграфа: ну что ж Вы меня так рекламируете, Александр Владимирович – краснею же под маской и дар речи теряю напрочь! В общем, тем, кто не дошёл аль не дойдёт до живой лекции или хотя бы трансляции, придётся довольствоваться моими обзорами, потому что видеозаписи теперь только ...