Sink or Swim

https://desp-immigrant.livejournal.com/356796.html
Сейчас хочу написать еще про один такой опыт, но на этот раз таких где результат был действительно положительный, хотя методика с педагогикой были уж очень "авторскими".
Немного контекста: после девятого класса я перешла, по собственной инициативе (ну и при поддержке родителей разумеется) из одной спец-школы в другую, и это было одним из лучших решений в моей жизни.
Во-первых, там был максимальный акцент на иностранном и других гуманитарных предметах, с предположением что лучшие выпускники пойдут именно в иняз, с которым у школы была коллаборация( это была некая экспериментальная модель, каких в 90-ые появилось немало).
Во вторых, в новой школе меня никто не травил. И я постепенно (медленно, но верно) осознала, что травля в прошлой школе была виной и проблемой травивших, а моя единственная проблема/вина была в том, что я слишком долго это терпела, воображая что я что-то могу изменить в себе, дабы изменить их отношение ко мне. При том что силы были изначально не равны. Возможно понимание, что поможет только встать и уйти даже явилось некоей прививкой от абьюзивных отношений в дальнейшем ( в том числе и на работе) - больше я не жду милостей от природы, а просто ухожу нафиг из таких ситуаций, и ни разу не жалею.
Но тут надо оговориться, что попав в новую обстановку я не прямо сразу стала
Сейчас-то мне, как взрослому опытному человеку, совершенно очевидно что за годы ненормального состояния затравленной одноклассниками тихони в средней школе я просто совершенно разучилась заводить друзей и вообще легко общаться. И первый год даже в самых оптимальных условиях был для меня чем-то вроде периода восстановления после травмы или серьезной болезни: да, общее самочувствие получше, но сразу зайчиком скакать не будешь, и вообще надо над собой работать, а не просто ждать когда все само восстановится. И даже не один год, а довольно много времени должно было пройти, чтобы все пришло в норму. Но оно пришло, и эту школу, коллектив и многих учителей я вспоминаю в основном позитивно и с благодарностью.
Так вот, про мою учительницу английского в этой школе. Я о ней в прошлом посте написала, что она была выдающаяся личность. Одна из тех людей, которые скорее всего были бы затюканы в советское время, но в девяностые получили шанс проявить себя. Но и с багами-фичами из того же времени, которые сейчас для нас выглядят ... ну как минимум неожиданно.
Эта преподавательница была большим адептом коммуникативного метода. Она требовала чтобы на уроке было максимум общения. Ее любимая схема проведения уроков состояла в том, что она задавала нам какую-то интересную тему, какие-то вопросы - и начиналась дискуссия. Но ее баг-фича состояли в том, что если ученик был тихий, то она не пыталась ему помочь разговориться. Типа, ты сидишь тихо, не хочешь вносить свою лепту в разговор? Ну и сиди себе. Я думаю, частично логика была в том, что в эту школу и группу пришли дети которые именно что хотели сконцентрироваться на английском больше чем на чем-то еще. (Мы даже приемные экзамены сдавали, чтобы в этот класс попасть) И если они пришли с такими ожиданиями и с хорошим уровнем, значит дальше они уже должны были подтверждать свой звездный уровень. Сами, все сами.
И надо сказать, что в нашей группе большинство было уверенные, независимые и говорливые девицы. И как начинался разговор, они открывали рот ... и могли его не закрыть до конца урока. Легко перебивали друга, легко перехватывали мысль, легко спорили. Дискуссии были очень оживленные.
Я же была тихоней. В прошлой своей школе я хорошо успевала по английскому, но всегда предпочитала, чтобы меня учительница сама спросила, сама крайне редко вызывалась отвечать, даже если прекрасно знала ответ. Это одна из известных особенностей тревожных учеников: если попросят, то окей, тогда ошибиться не так страшно, а вот самому вылезти вперед и вдруг ошибиться - это ужас-ужас, лучше буду тихо сидеть. Прошлая учительница это хорошо про меня знала, спрашивала меня сама регулярно и часто хвалила. Но как-то даже ее похвала меня не мотивировала начать высказываться самой.
А в этой новой школе новая учительница меня не то что не хвалила, она меня стала просто ... игнорировать. Вообще-то память наша ненадежна, и я подозреваю что уж по крайне мере в начале года она наверняка пыталась создать какие-то условия, чтобы я высказывалась почаще, ну она все-таки была педагог или где? Но в моих воспоминаниях из того периода сохранился только ее игнор. Точнее сказать: невмешательство. Она задавала тему, мои одногруппницы начинали уверенно трещать, а я только сидела и переводила взгляд с одной на другую. Я помню что часто пыталась в голове сформировать какую-то умную ценную мысль, но к тому моменту когда я была готова ее вставить в общую беседу они уже перескакивали на что-то другое! И так из урока в урок, неделя за неделей. То есть весь первый семестр я на всех уроках английского фактически промолчала.
С точки зрения современной педагогики с методикой, это конечно зашквар и нонсенс. И если бы я вот таким образом игнорировала кого-то из своих учеников сейчас, то сама бы себе сказала что пора мне вон из профессии.
Но вот в моей истории ученичества этот подход преподавательницы не просто помог мне, я думаю он вообще сыграл ключевую роль в моем отношении к английскому языку, к выбору профессии, и к изменениям в моем характере. Потому что просидев один семестр молча
И что касается моего характера, уже лет 25 как никто не скажет про меня что я стеснительная тихоня, ахаха.
Так что спасибо той учительнице за ее нестандартный подход.
(И все-таки сама я на такое не решилась бы)
|
</> |