Синайский монастырь

Синайский полуостров расположен между Египтом и Израилем. Он весь состоит из совершенно бесплодных сыпучих гор с редкими оазисами, запрятанными между ними. Летом жара там достигает 60 градусов, так что местность не очень населенная. Где-то в этих местах и блуждал 40 лет Моисей, очевидно, не слишком торопясь, потому что поперек весь полуостров тянется где-то километров на двести. Возможно, ему пришелся по душе минимализм здешней природы.
В середине IV сюда стали подтягиваться разного рода интроверты, которым постоянная городская суета мешала думать о вечном. В пустыне им нравилось гораздо больше. Тихо, спокойно, никто не поет песен до трех часов ночи и не газует под окнами.
Правда, совсем уединяться не получалось, поскольку местные бедуинские племена очень уважали святых людей, но довольно специфически - при первой же возможности приносили их в жертву вместо традиционных верблюдов.
Несмотря на эти мелкие неудобства, местность привлекала все больше и больше монахов, а слава об их святости расходилась все дальше.
Жили они в пещерах или в построенных из камня кельях. Уж чего-чего, а камней тут всегда хватало.
Постепенно началось бытовое обрастание - в 330 году Святая Елена, мать императора Константина, построила по просьбе местных жителей небольшой храм с башней, чтобы прятаться там от надоевших бедуинов.
В V веке Синай настолько освятился и стал популярен, что сюда начались паломничества, а Синайский епископ стал круче Фаранского.
Еще через сто лет император Юстиниан выстроил здесь уже целую крепость, а при ней церковь, в которой за много лет накопились несметные богатства - как всякое золото, так и художественные работы.
Все это уцелело, поскольку во время многочисленных нашествий монахи не терялись. Например, при зарождении ислама они ухитрились получить охранную грамоту от самого пророка Мухаммада.
Приглашаю вас в небольшое путешествие по монастырю.
1. Вокруг величественные горы. Они вырастают как-то сразу, посреди равнины, поэтому кажутся страшно высокими.

2. Это чистый гранит, твердый и прочный, но время разрушает даже его.


3. С горы Моисея - той самой, где он общался с самим Господом, ведет длинный-предлинный спуск в долину.


4. По дороге стоит какая-то каменная хибара. Очевидно, в таких уютных кондоминиумах некогда и жили отшельники.

5. А вот, наконец, и сам монастырь св. Екатерины. Не видите? Вооон там скромная сараюшка внизу слева.

6. Но когда спускаешься до самого конца, оказывается, что он не такой и маленький. Я бы даже сказал, совсем немаленький.
Вот та длинная штука с куполом и окнами на заднем плане - это монашеские кельи. Перед ними торчит колокольня, выстроенная крестоносцами. Правее от нее белый домик с маленьким куполом - это мечеть. Ага, прямо посреди православного монастыря. Это для бедуинов племени гебелиа, выполняющих тут роль обслуживающего персонала. А еще внутри толстых каменных стен, огораживающих обитель, есть огромная библиотека древних рукописей и хранилище икон, часовня, лавки, трапезная и, разумеется, церковь.

7. На наружной стене имеются некие деревянные сооружения - то ли мегаскворечники, то ли сторожевые посты.

8. Вот колокольня поближе. Какое-то творческое развитие готики.

9. А это вход в кельи.

10. Внутри все каменное и солидное. Сразу понимаешь, что находишься в историческом памятнике.


11. А это ни что иное, как Неопалимая купина - тот самый куст, из которого Господь лично вещал Моисею. Неподалеку имеется также колодец, возле которого Моисей познакомился со своей будущей женой.

12. В каменной пустыне монахи ухитряются еще что-то выращивать. Судя по листьям, это оливковые деревья.


13. В монастыре полно кошек, но вид у них какой-то несчастный. Похоже, их там не кормят, потому что стоит им даже не кинуть подачку, а просто показать собственный палец, они тут же начинают драться между собой.

14.Не забыта и коммерческая сторона. Тут бойко продают разные освященные предметы, но у греков все чинно, не то что в РПЦ. Цены умеренные, торгуют не в храме, а в отдельной лавке, и занимаются этим не монахи, а отдельные продавцы-арабы. Первым делом они спрашивают у тебя, откуда ты, а затем предлагают товары на твоем родном языке.

15. Бедуины занимаются торговлей за стенами монастыря. Ассортимент у них скромный - друзы хрусталя, найденные в горах, или яйца из полудрагоценных камней, разрезанные пополам и отполированные.

Кстати, за вход в пинакотеку с православных берут в два раза меньше, причем кассир даже не потребовал предъявить крестик. Когда я спросил его, как он определил, что я не мусульманин, он сказал "by face". Судя по рязанскому лицу парня на снимке выше, он тоже не приверженец ислама. Вообще в России давно существовала традиция паломничества в Синайскую пустынь, да и судя по моим личным впечатлениям, русских сюда приезжает куда больше, чем греков. Благо, Шарм-эш-Шейх совсем рядом, а развлечений в пустыне не слишком-то и много.
16. Сразу за стенами монастыря располагаются скромные комнаты для приезжих, желающих тут переночевать. Аскетично, но чисто и приятно.


17. Прощальный взгляд на монастырь.

В качестве бонуса - одна из икон местного собрания, весьма известная. Мне больше всего понравились те, которые рисовались еще до разработки известного всем постного канона, где все на одно лицо. Поэтому на них не лики, а настоящие живые люди, думающие и переживающие.
Христос-Пантократор, т.е. Вседержитель. Снимок, к сожалению, не мой.

|
</> |