СИМВОЛИКА ОДНОЙ ИКОНЫ

топ 100 блогов botalex15.08.2021 Съездил вчера в Переславль-Залесский полюбоваться церквями, а заодно и на выставку «Светлому образу Твоему поклоняемся» икон богородичного цикла в Культурно-выставочном центре на Ростовской. Выставка превзошла все мои ожидания. Представлена вся житийная иконография Пресвятой Богородицы, а также интересные Одигитрии, Елеусы, Оранты и другие типы изображения Богоматери с Младенцем Христом, из собрания Переславского музея-заповедника.

Очень заинтересовал меня вот такой редкий вариант Одигитрии (путеводительницы) под названием Гора Нерукосечная, происходящий из разобранной большевиками на кирпичи для бани Крестовоздвиженской церкви, расположенной в самом центре Переславля-Залесского (нынче на её месте построено некое подобие утраченного).

СИМВОЛИКА ОДНОЙ ИКОНЫ
Икона Богоматерь "Гора Нерукосечная" (XVI век).

Такие иконы преследовали образовательные цели, визуализировали и помогали прихожанам запоминать символические образы, упомянутые в Акафисте Пресвятой Богородице, а также истолкованные в христианской экзегетике как ветхозаветные предсказания новозаветных событий. Ветхий Завет всё больше походил на сборник непонятных сказок и составителям Библии требовались мостики к Новому Завету — менее обытовлённому и более интеллектуально-иносказательному.

Изображение Богородицы Горы Нерукосечной основано на ветхозаветном рассказе о толковании пророком Даниилом сна царя Навуходоносора про колосса на глиняных ногах, которого разрушил камень, отколовшийся от горы (Дан. 2:34-35). Таким образом, гора является главным и обязательным мотивом этой иконы.

Чаще всего в иконографию Горы Нерукосечной помимо горы входили лествица (лестница) и неопалимая купина (горящий терновый куст).

В данном случае за основу взята самая древняя из сохранившихся Гор Нерукосечных из Соловецкого монастыря (ныне хранится в музее-заповеднике «Коломенское»). Иначе эту икону называют Облачной, поскольку мафорий украшен сложным волнообразным рисунком, трактуемым как облачный мотив (в Акафисте Пресвятой Богородице — Радуйся, покров мира, обширнейший облака). Кроме орнамента мафория, особенностями соловецкой иконы являются помещённые на челе и плечах Богородицы три лика, от которых исходят золотые лучи (их понимают как замену традиционных звёзд, которыми символизируют девство Марии (в Акафисте — Радуйся, луч умнаго солнца). Волны мафория перенесены и на переславскую икону, а оставлено два (левое плечо скрыто) изо рта их исходят лучи света и они снабжены подписями "Солнце" и "Луна" (4)

Подписана и вся символика, коей испещрен мафорий Богородицы. Итак, разбираем подробнее (всё пронумеровано над соответствующими словами, написанными церковнославянской кириллицей):

СИМВОЛИКА ОДНОЙ ИКОНЫ

(1) Гора и камень — рассказал выше.

  • Из Акафиста Пресвятой Богородице: Радуйся, лествице превышенебесная, которою низшел Бог.

(2) Лествица. Речь о Лестнице из сна Иакова (Быт. 28:12—16). В православной традиции ветхозаветный рассказ о сновидении Иакова является одним из первых пророчеств о приходе на землю Христа, в которам лестница (лествица), по которой Господь во плоти спускается на землю с небес, ассоциируется с Божией Матерью.

  • Радуйся, поклонение огню угасившая.

  • Радуйся, от пламени страстей избавляющая.

(3) Купина = Неопалимая купина — в Пятикнижии: горящий, но не сгорающий терновый куст (купина = куст), в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх. 3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Святой Иу­стин Фи­ло­соф, свя­ти­те­ли Гри­го­рий Нис­ский и Ио­анн Зла­то­уст, Ие­ро­ним Бла­жен­ный, святитель Ки­рилл Алек­сан­д­рий­ский, Фео­до­рит Кир­ский и др. ви­де­ли в Неопалимой купине так­же один из про­об­ра­зов Ии­су­са Хри­ста (со­еди­не­ние тлен­но­го рас­те­ния и Бо­же­ст­вен­но­го ог­ня по­доб­но че­ло­ве­чес­кой и Бо­же­ст­вен­ной при­ро­дам Хри­ста), а так­же сим­вол чу­дес­но­го за­ча­тия Бо­го­ро­ди­цей от Свя­то­го Ду­ха (го­ре­ние, но не сго­ра­ние тер­нов­ника сим­во­ли­зи­ру­ет «все­ле­ние» Бо­га в де­ви­че­скую ут­ро­бу, со­хра­няю­щее дев­ст­во не­при­кос­но­вен­ным).

  • Радуйся, древо благосеннолиственное, под которым укрываются многие.

(5) Древо = Древо Иесеево — аллегорическое изображение родословной Иисуса Христа, связанное со строками из книги Исайи: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис. 11:1). Символ указует на преемственность Ветхого и Нового Заветов, опираясь на приведённое в Евангелии от Матфея родословие Иисуса Христа (Мф. 1:1-17)

  • Радуйся, дверь досточтимаго таинства.

(6) Жезл = Процветший жезл Аарона (Чис. 17:1—8). В христианской экзегетике чудесно процветший Ааронов жезл считается символом Богородицы и в этом качестве часто встречается в иконографии, в миниатюрах, монументальной живописи, иконах, являясь атрибутом как Аарона, так и Иосифа.

(7) Дверь — аллюзия к Воротам Иезекииля (Иез. 44:1-3): И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены." Амвросий Медиоланский святитель истолковывает: "Кого же, как не Марию обозначают эти врата? Они заперты, потому что она – дева. Итак, врата обозначают Марию, чрез которую Христос вошел в этот мир, явившись от девственного рождения и не повредив ключей девства (genitalia virginitatis claustra non solvit). Когда исходил от девы Тот, величия Которого не мог вместить мир, то ограда целомудрия (septum pudoris) осталась неповрежденною и знаки непорочности пребыли не разрушенными."

(8) Клеща — клещи из видения Исайи (Ис 6:1–7) позже трактовалось как прообраз Боговоплощения, где уголь — символ Христа, а клещи — символ Богородицы.

  • Радуйся, кивот, позлащенный Духом.

(9) Киот — имеется в виду Ковчег Завета = Киот Давидов, который в экзегетике также сравнивается в Богоматерью. Так, Кирилл Александрийский писал, что вочеловеченный Бог Слово пребывал «как бы в кивоте, в храме, воспринятом от Девы», и в ранней христианской экзегетике дева Мария удостаивается таких эпитетов как «священный ковчег», «истинный кивот» (оба — у Ефрема Сирина) и «умный кивот славы» (у Иоанна Златоуста). В православной гимнографии её именуют, в частности, «Ковчег, позлащенный Духом». Согласно библейским текстам, Ковчег Завета сооружён по приказу Всевышнего Веселеилом или Моисеем. Переносился впереди пересекавшего пустыню народа Израиля, играл роль во взятии Иерихона и дальнейших войнах израильтян. Доставлен царём Давидом в Иерусалим и помещён его сыном Соломоном в Святая святых Иерусалимского Храма. Исчез бесследно при захвате Иерусалима вавилонянами или ранее.

(10) Руно (Руно Гедеоново = Руно орошенное) — также именование Богоматери, связанное с ветхозаветным образом чудесно орошенного руна праотца Гедеона. В Книге Судей (Суд: 6:37–38) рассказано, как выпавшая роса на расстеленную Гедеоном стриженую шерсть (руно), в то время когда по всей земле было сухо, подтвердила слова Бога, что Он спасёт Израиль. В Новом Завете ветхозаветное руно, на которое пала небесная роса как символ спасения иудейского народа, ассоциируется с Девой Марией, через Которую воплотился Бог для спасения всего человечества. Святитель Димитрий Ростовский, написав книгу о чудесных исцелениях от икон Пресвятой Богородицы, назвал её «Руно орошенное».

  • Радуйся, огненный столп, путеводящий находящихся во мраке.

(11) Пламя, Свеща и Свешница — очевидные символы Богоматери. Есть даже такая икона "Свеча Неугасимая Огня Невещественного".

СИМВОЛИКА ОДНОЙ ИКОНЫ
Успенский собор (1750-е годы)

Собрание Переславского музея-заповедника основано легендарным краеведом Переславского края, историком Михаилом Ивановичем Смирновым, спасавшим шедевры иконописи и церковную утварь из разбираемых на кирпич, взрываемых и разграбляемых церквей, сильно пострадавшим от сталинских репрессий. Слава богу, Успенский Горицкий монастырь, на территории которого располагался музей-заповедник, возвращается церкви, но вот судьба музейного собрания пока не определена — то ли вынесут в отдельный музей, то ли оставят в монастыре.

Я провёл на выставке пару часов и не встретил других посетителей. Обидно, но нововоцерковлённый народ русский не шибко интересуется иконописью и вообще очень мало знает о Христианстве вообще и Православии в частности, подменяя веру соблюдением некоторых полуязыческих ритуалов, ношением крестиков и прочей мишурой. А жаль.

СИМВОЛИКА ОДНОЙ ИКОНЫ
Никитский собор (1564 год)


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Тель-Авивский мировой суд удовлетворил иск организации "Лави" и снял запрет на публикацию факта наличия запрета на публикацию информации относительно давления, оказанного полицией на государственного свидетеля Нира Хефеца. При этом сам запрет на публикацию информации касательно ...
PS. За каким хреном уральский казак поперся в далекие сирийские ебеня - российские СМИ не сообщают. ...
Помните, на днях мы обсуждали, что у российского оккупансткого движения наблюдается удивительная фиксация на деньгах? Новые подтверждения поступают непосредственно из гущи событий: докладывает кандидат в Координационный Совет оппозиции , ...
Депутаты Верховной рады Украины выяснили, что интеллектуальными правами на изображение герба страны обладает не государство и даже не конкретный гражданин страны. Правообладателем являются частные лица Швейцарии и Польши. Это выяснилось, когда украинская ДАИ попыталась выпустить партию н ...
Ранним утром, чесов в 9, Бодя, будучи на прогулке 1. и вдоволь полюбовавшись горными вершинами напротив отеля, громко и властно отдал команду двигаться навстречу приключениям. Тем более, что намечался пикник. 2. Нам не оставалось ничего другого, кроме как согласиться. 3. Бодя ...