Символы прошлого и настоящего

Пожалуй, в этом году как никогда ранее, становится ясно, что на постсоветском пространстве победа перестала быть объединяющим символом. Единственный постсоветский лидер, прибывший в Москву - Назарбаев. Казахстан спокойно и без особой помпы отметил праздник 7 мая, сместив акценты с государственного празднования на общественное, во всех остальных бывших республиках ситуация примерно такая же. Украина - особый случай, и сегодняшние сообщения об издевательствах над празднующими предполагались заранее - что и произошло.
По сути, единственной страной, в которой государство пытается использовать дату в качестве государственного праздника, остается Россия. Отдельный вопрос - имеет ли право нынешнее руководство страны присваивать себе право называться преемниками тех, кто победил в войне. Трудно представить себе Верховного главнокомандующего, разгромившего вражескую армию вдребезги, и вместо последнего шага: безоговорочной капитуляции предложить ей переговоры о мирном урегулировании, оставляя своих соотечественников заложниками проигравшего врага. Точнее, было трудно - до 2014 года. Теперь это уже реальность. Теперь этих соотечественников и избивают нацисты в Киеве, Харькове, Чернигове, Мариуполе, глумясь и издеваясь. Убивая их конвейерным методом в Горловке, Ясиноватой, Донецке. Так что вопрос о преемственности, прямо скажем, выглядит сомнительным - но пусть даже так, как есть.
Проблема заключается в том, что Россия, продвигая везде где возможно, свое право считаться правопреемником Советского Союза, получила и его обязанности - в том числе быть сильной, причем не в речах ее руководства, а в делах. Даже пусть не сейчас - но хотя бы потенциально. И постепенный отказ постсоветских стран от символов советского прошлого (и самого главного его символа - Дня Победы) говорит только об одном: слова никого не убеждают. И отказаться от этих обязанностей невозможно: они есть оборотная сторона соответствующих им прав.
Современная Россия - страна, в которой впервые за ее тысячелетнюю историю политическая власть оказалась в руках урок и вертухаев - единой социальной группы с единой шкурной целью безостановочного и безудержного грабежа и воровства. Невозможно совместить развитие страны с ее разворовыванием и растаскиванием по офшорам, а поэтому современная Россия не имеет никаких шансов стать правопреемником СССР. Задача развития прочно и надежно уступила место задаче деградации. Новая элита прекрасно умеет зарабатывать на убытках - но более этого ничего.
События на Украине поставили крест на единственном стратегическом проекте России - проекте строительства единого экономического пространства. Других проектов у нее нет. Отказ защитить свои интересы любой ценой сродни отказу от самосохранения. И все без исключения постсоветские лидеры сделали единственный возможный из реального положения вещей вывод: путинская Россия обрекла сама себя на ликвидацию. Произойдет ли это через год или через десять лет - неважно. Важно то, что шансы на выживание у нее теперь равны нулю (с оговоркой - при нынешней элите. Будет другая - будут оценивать ее). Поэтому современная Россия никогда и ни при каких обстоятельствах не имеет никакой возможности повторить подвиг своего советского прошлого, когда она через не могу, но вышла из катастрофы, подняла себя из руин, выиграла две кровавых войны и сумела разделить весь мир с другой сверхдержавой.
С нынешним руководством и отказом от развития это исключено, а потому постсоветские страны не видят смысла держаться за символы прошлого: тот, кто пытается их приватизировать, обречен, а со смертельно больными можно лишь вежливо прощаться. Ждать от них выздоровления бессмысленно. Собственно, поэтому путинская Россия им и неинтересна, скорее, наоборот: нужно готовится к возможным проблемам после того как...
С другой стороны, умные руководители (а, к примеру, Назарбаев или тот же Лукашенко интеллектуапьно с запасом превосходят весь совокупный интеллектуальный потенциал российского истэблишмента) аккуратно переводят символы прошлого на общественный уровень, не закрывая их совсем и не создавая вместо них какие-то безжизненные симулякры. Тупые их коллеги типа прибалтов или киевских наци, наоборот, пытаются создать свои собственные, но при этом крайне хлипкие. Теоретически педалируемая киевской хунтой идея "священной войны с российской агрессией" может стать символом - новым, взамен прежних, но тем и плоха гражданская война, что на ней невозможно создать такую символику. Просто потому, что украинская артиллерия сносит свои собственные города со своим (как формально считается) населением. В Советском Союзе герои гражданской в итоге поголовно пошли под нож - сугубо в силу того, что из бандитов и убийц сложно лепить героев. Теперь это придется осознать и Украине.
Ну, а в России внешне все остается как прежде, хотя чем дальше, тем больше торжественная символика разбавляется элементами шоу и политтехнологий. Это и "Ночные волки", и сегодняшний лик Николая в руках Поклонской, и упорно занавешиваемая главная трибуна страны, и сидящие, аки арапские диктаторы, первые лица перед своей марширующей в пардном строю армией. Своих достижений у российского руководства все меньше, вопросов к нему все больше, поэтому нужны все более громкие мероприятия, чтобы заглушить очевидное несоответствие тех и этих.
Со дня победы прошло 70 лет, с момента захвата власти ворами и бандитами - четверть века. По сути, треть всего послевоенного времени мы живем под властью уголовной мафии. Ей, прямо скажем, о своих достижениях отчитываться сложно. Поэтому и решается две противоположных задачи: с одной стороны как можно меньше упоминать советское прошлое во избежание сравнения его с текущим настоящим, с другой - как можно громче говорить о великой победе и своей правопреемственности в отношении нее. Отсюда и двойственность, и поиск новых форм причастности. Сегодня вынесли лик Николая, через пару-тройку лет в духе всепрощения вынесут и портрет Власова - и основание придумают: вроде нужно примиряться с прошлым. Патриарх немедленно подберет нужную строку из священных текстов - и пробки в потолок.
Наверное, поэтому и получил такой отклик "Бессмертный полк" - в нем есть хоть что-то еще настоящее в отличие от мертвеющего из года в год официоза.
|
</> |