Символ национальной идеи
olga_smir — 27.09.2018Я думаю, что в этом контексте можно поговорить об этом образе вне контекста самого художественного произведения, не как о художественном персонаже, а так, как делает Прилепин — как о социальном символе.
В отличие от многих, я бы не стала демонизировать этого Брата, и
даже Брата2 не стала бы.
История про наемного убийцу, даже круче - про чувака, оказавшегося
на посылках у наемных убийц, с отключенной думалкой, не вполне
обычным и скорей маргинальным для людей своего возраста музыкальным
вкусом, отражающим предпочтения создателей фильма, довольно
смазливого и вот это вот все, не лишенного даже некоторого обаяния,
сентиментального и романтичного, разумеется, как обычно подобные
люди и бывают, вполне обычна и даже канонична для всех времен и
народов и никакого особого фашизма сама по себе в себе не
несет.
Как- то, кажется, Такинет писал, что часто вопрошать
риторически, что же люди- то о себе думают, не имеет смысла - очень
многие люди вообще не думают в привычном смысле этого слова ( хотя
разумеется формально процесс идет), не имеют такой привычки,
потребности, необходимости, и как ни странно, именно это позволяет
им оставаться людьми.
Ну так сказать, не ведающими, что они творят да, в этом
плане.
Это целиком относится к Даниле Багрову, дело не только в
отключенной думалке.
Вроде пишут у детей лет до семи-восьми, а то и десяти ( вот если
позже - уже что- то не так) не сформирована целостная картина мира
и этическая поведенческая система. Это не значит, что ребенок злой,
бесчувственный, жестокий, напротив, он может быть крайне
чувствителен, склонен к состраданию и эмпатии. Его этическая и
поведенческая модель сугубо ситуативна: понравился кто- то , да и
хорошее настроение было - подарил ему все свои игрушки,
разонравился или рассердился на что- то - давай назад. А то и ногой
пнул для ясности.
Разумеется, главным в этой системе будет понятие свой- чужой, и
даже не идеологически, а по той же ситуативной схеме- ну
разумеется, братишка, который тебя на ручках тетешкал, тебе ближе и
милей, чем чужой дядька, надо сделать ему хорошо, а дядьке
плохо.
На то он и ребенок.
Данила такой остановившийся в психическом развитии ребенок, чтоб
не говорить другого обидного слова. Обратите внимание, он наделен
сугубо детскими добродетелями - непосредственность,
незлопамятность, трогательная спонтанность, миловидность,
доверчивость, привязчивость, ну смелость, конечно, чего там, ну
смелый он чувак.
А что людей убивает - ну что, ну так вышло просто, так
сложилось, ну бывает, чего. Зачем - да он и сам не знает, зачем, ну
вроде там так сказали ему, ну старший брат попросил, так чего,
брату отказать что ли.
Думаю, подобные люди встречаются в любом обществе. Более того, в
том или ином смысле традиционном обществе они вполне органичны и
уместны.Не зря же кинокритики писали, что фильм Балабанова очевидно
отсылает к самураям, так сказать, Такеши Китано.
В мире, где каждый сверчок знает свой шесток, и, что не менее важно, этот шесток для него действительно есть, и это заблудшее вечное дитя находит свое место. Идти в одиночные частные бандиты ему очевидно слишком суетливо, хлопотно, помешает отсутствие думалки, а вот в рядовые мафии и прочую якудзу - вполне как раз. Или опять же - за императора там и прочее государство - в армию, полицию, спецслужбы и т.д.
Очевидно, что во всех этих структурах чувак будет реализовывать
свой единственный, видимо, талант - убивать. Однако, эти структуры
как бы протезируют ему извне отсутствующую внутри устойчивую
поведенческую систему. Оккупировать, убивать, грабить и даже пытать
и т.д. он будет все же не по беспределу, а в рамках четкой, строгой
и суровой ( это для него особенно важно) системе. Не по прихоти
истерика, психопата и садиста - старшего брата, а под четким
руководством других бандитов, хотя бы с неатрофированной
думалкой.
Т.е. останется обычным убийцей, без которого как - ну тоже нельзя обойтись в той детской страшной и прекрасной сказке, которым представляется нам иногда традиционное общество, будь то япония или сша.
Я, кстати, вовсе не фанатка такого мира. Я прям готова
даже отказаться от принцесс и драконов оттуда, ну принцесс-то мне
не жалко, драконов как раз очень жалко, но бог с ними, чтобы убийц
тех не было, или хоть чтоб стремиться к этому. Но если уж есть, то
да, пусть лучше будет убийца, а не астроном.
Не станет погромщиком, штурмовиком, гиви, мотороллой и прочими
героями " русского мира".
Потому что иногда мне кажется, что главная наша беда не в том,
что у нас общество не прогрессивное, а именно в том, что они и не
традиционное и близко.
И Даниле Багрову нечего делать у себя дома, а Арсену Павлову - у
себя.
Все это наивное звериное обаяние, на котором держится весь фильм
Брат( Брат2 не держится ни на чем) просто некуда применить - все
леса повырублены, вся флора и фауна выведена под корень. И даже не
закатана в асфальт - так и лежит покореженная, в грязи и разрухе. И
это не про гибель совка, тот совок-то тоже им мало что мог
предложить в этом плане.
Ну и переход из разряда хищного но по определению невинного и
даже симпатичного зверя в разряд погромщика, палача, маньяка и
садиста на самом деле не так уж сложен при определенных условиях, и
не вполне понятно, что ему может помешать.
В принципе понятно и логично то, о чем мечтает Прилепин.
А о чем мечтаете, кстати, вы?
Вы бы какой символ нац. мечты предложили?
|
</> |