Символ эпохи. Ледокол "Красин"
vorchun_luka — 29.10.2015Евгения Замятин "О моих женах, ледоколах и России", 1936 г.
Двадцатый век, безусловно, оставил серьезные отпечаток в истории нашей страны. Были и взлеты, и падения, и большие победы, и серьезные поражения. И естественно, что эта эпоха просто не могла не обзавестись собственными символами. Для одних это серп и молот, для других герб СССР. Для кого-то красный флаг, развевающися над Рейхстагом. А есть и такие, кто считает символом этой эпохи ледокол "Красин", исполинское судно, 50 лет бороздящее северные моря и океаны, а сейчас мирно пришвартованное на набережной лейтенанта Шмидта, и готовое принять у себя на борту всех желающих. Итак, мое путешествие на корбаль-музей «Ледокол "Красин"».
Для начала, впрочем, немного истории. 3 августа 1916 году в английском Ньюкасле на воду был спущен ледокол, который британские судостроители в буквальном смысле возвели по проекту знаменитого отечественного океанографа, руководителя двух кругосветных экспедиций, флотоводца, вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. Того самого выдающегося деятеля кораблестроительной мысли, разработавшего концепцию первого в истории ледокола арктического класса «Ермак». Долгое время ему не было равных по силе и мощности во всем мире, однако, уже к концу первой декады XX века высшим руководством Российской Империи было принято решение, что одного такого арктического монстра стране уже недостаточно, о посему и обратились к уже хорошо зарекомендовавшей себя компании Armstrong Whitworth («Ермак» - тоже их рук дело). Именно так и началась история знаменитого «Красина».
1 октября 1916 года судно под названием «Святогор» было зачислено в списки русского военно-морского флота в класс морских ледоколов. Местом приписки был выбран Архангельск, что довольно символично с учетом названия (Архангельск - святой город), и основной задачей ледокола стало сопровождение заходящего и уходящего из местного порта судов. Впрочем, мирной жизнью довольствовался он недолго. В 1918 году, во время англо-французской интервенции, судно было решено затопить, дабы не дать возможности интервентам подойти к Архангельску. Увы, затея не удалась - англичанам не составило труда поднять "Святогор" со дна, и в результате уже с 1920 года он начал ходить под британским флагом.
Нехватка такого мощнейшего ледокола не могла не сказаться на состоянии российского флота, а посему в 1921 году благодаря усилиям министра внешней торговли Советской России Леонида Борисовича Красина, судно было возвращено в Россию. А в 1927 году, после смерти этого советского дипломата, ледокол был переименован в "Красин".
Всемирную известность судно обрело в 1928 году. В то время итальянская экспедиция из 16 человек под руководством генерала Умберто Нобиле отправилась в полет на Северный полюс на дирижабле "Италия" и потерпела крушение. Экипаж не долетел каких-то 100 километров до Шпицбергена. Оставшиеся в живых 9 членов экипажа оказались в самом настоящем ледяном плену. Понятное дело, что людей надо было спасать, но среди всех судов, посланных на выручку, лишь "Красин" смог справится с этой задачей. С тех пор, на корпусе судна красуется почетный орден за совершенный подвиг.
Вторую мировую "Красин встретил на Дальнем Востоке, откуда экипажу под руководством капитана Михаила Георгиевича Маркова пришлось совершить переход через два океана (Тихий и Атлантический), дабы успеть к началу навигации в западной части Арктики, с чем судно справилось успешно. В итоге, до окончания военных действий Красин сопровождал знаменитые арктические конвои, доставлявшие грузы в порты Мурманска и Архангельска.
В 50-х годах паровые судна стали уходить в историю, и потому "Красин" был отправлен в ГДР, где и прошел масштабную модернизацию и капитальный ремонт. Именно тогда он приобрел свой нынешний облик, а мощности установленного на него дизель-электрического генератора хватит, например, на то, чтобы обеспечивать электроэнергией весь Васильевский остров.
После этого "Красин" участвовал в арктических экспедициях, а в 1989 году ему был присвоен статус корабля-музея, который и до сих пор принимает на своем борту всех желающих.
А теперь, собственно, сама экскурсия.
Отличительная черта ледоколов - знаменитая форма носа, придуманная Степаном Осиповичем Макаровым:
Изготовленный на английских берегах корпус облицован российской сталью:
Боцман - должность наипочетнейшая. Кстати, весь экипаж судна в количестве 60 человек, до сих пор работает на "Красине". Теперь они музейные работники:
Наличие спасательных шлюпок - обязательное условия для работы ледокола:
Они же со второй и верхней палуб корабля:
Верхняя палуба, кстати, сделана из дорогостоящей древесины розового тика:
Внутреннее убранство поражает своим внешним видом даже сейчас. Интерьер родом из 50-х годов прошлого столетия:
Кают-компания. На стене - модель "Красина" до капремонта в 50-х:
Памятная модель того самого дирижабля "Италия", экипаж котрого был спасен в 1928 году:
Еще немного интерьера:
Каюта членов экипажа. Войти не удалось, так что фото только через стекло:
Каюта капитана экипажа, главного человека на судне:
Именно капитану положены все удобства:
Мозг корабля - штурманская рубка:
и рулевая рубка:
Доступ в машинное отделение возможен лишь по предварительной записи, однако мне все же удалось заглянуть туда и сделать несколько снимков:
Выход на палубу. Дверь, опять же, прекрасно сохранилась с 50-х годов:
Металлический порог под дверью. Наступать на него ни в коем случае нельзя - такая традиция. Покорно перешагиваю через нее:
Другие интересные декоративные детали:
Сразу за "Красиным" предприятие "Балтийский завод" ведет строительство плавучей атомной электростанции "Академик Ломоносов", судьба которой уже предрешена - работа у северных берегов нашей страны, в том числе и в Арктике.
И, черт возьми, какой же символизм открылся мне во время последнего взора на "Красин". Вот они вместе - прошлое и будущее в арктической истории нашей страны.
|
</> |