Символ эпохи. Ледокол "Красин"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Евгения Замятин "О моих женах, ледоколах и России", 1936 г.
Двадцатый век, безусловно, оставил серьезные отпечаток в истории нашей страны. Были и взлеты, и падения, и большие победы, и серьезные поражения. И естественно, что эта эпоха просто не могла не обзавестись собственными символами. Для одних это серп и молот, для других герб СССР. Для кого-то красный флаг, развевающися над Рейхстагом. А есть и такие, кто считает символом этой эпохи ледокол "Красин", исполинское судно, 50 лет бороздящее северные моря и океаны, а сейчас мирно пришвартованное на набережной лейтенанта Шмидта, и готовое принять у себя на борту всех желающих. Итак, мое путешествие на корбаль-музей «Ледокол "Красин"».
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-a6065f.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b50c/_T6FOeb-1GY.jpg)
Для начала, впрочем, немного истории. 3 августа 1916 году в английском Ньюкасле на воду был спущен ледокол, который британские судостроители в буквальном смысле возвели по проекту знаменитого отечественного океанографа, руководителя двух кругосветных экспедиций, флотоводца, вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. Того самого выдающегося деятеля кораблестроительной мысли, разработавшего концепцию первого в истории ледокола арктического класса «Ермак». Долгое время ему не было равных по силе и мощности во всем мире, однако, уже к концу первой декады XX века высшим руководством Российской Империи было принято решение, что одного такого арктического монстра стране уже недостаточно, о посему и обратились к уже хорошо зарекомендовавшей себя компании Armstrong Whitworth («Ермак» - тоже их рук дело). Именно так и началась история знаменитого «Красина».
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-b143dd.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b4b2/wXT3ZhLAlNg.jpg)
1 октября 1916 года судно под названием «Святогор» было зачислено в списки русского военно-морского флота в класс морских ледоколов. Местом приписки был выбран Архангельск, что довольно символично с учетом названия (Архангельск - святой город), и основной задачей ледокола стало сопровождение заходящего и уходящего из местного порта судов. Впрочем, мирной жизнью довольствовался он недолго. В 1918 году, во время англо-французской интервенции, судно было решено затопить, дабы не дать возможности интервентам подойти к Архангельску. Увы, затея не удалась - англичанам не составило труда поднять "Святогор" со дна, и в результате уже с 1920 года он начал ходить под британским флагом.
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-df2a0d.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b527/MQH6QeiMmeE.jpg)
Нехватка такого мощнейшего ледокола не могла не сказаться на состоянии российского флота, а посему в 1921 году благодаря усилиям министра внешней торговли Советской России Леонида Борисовича Красина, судно было возвращено в Россию. А в 1927 году, после смерти этого советского дипломата, ледокол был переименован в "Красин".
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-6d6b53.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b503/ZjazjMVDmzs.jpg)
Всемирную известность судно обрело в 1928 году. В то время итальянская экспедиция из 16 человек под руководством генерала Умберто Нобиле отправилась в полет на Северный полюс на дирижабле "Италия" и потерпела крушение. Экипаж не долетел каких-то 100 километров до Шпицбергена. Оставшиеся в живых 9 членов экипажа оказались в самом настоящем ледяном плену. Понятное дело, что людей надо было спасать, но среди всех судов, посланных на выручку, лишь "Красин" смог справится с этой задачей. С тех пор, на корпусе судна красуется почетный орден за совершенный подвиг.
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-04c84f.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b54b/GlDGimg5U5E.jpg)
Вторую мировую "Красин встретил на Дальнем Востоке, откуда экипажу под руководством капитана Михаила Георгиевича Маркова пришлось совершить переход через два океана (Тихий и Атлантический), дабы успеть к началу навигации в западной части Арктики, с чем судно справилось успешно. В итоге, до окончания военных действий Красин сопровождал знаменитые арктические конвои, доставлявшие грузы в порты Мурманска и Архангельска.
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-00d3df.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b4cd/gh7xVYRuYA8.jpg)
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-508e44.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b4df/D1xOqvqj0k8.jpg)
В 50-х годах паровые судна стали уходить в историю, и потому "Красин" был отправлен в ГДР, где и прошел масштабную модернизацию и капитальный ремонт. Именно тогда он приобрел свой нынешний облик, а мощности установленного на него дизель-электрического генератора хватит, например, на то, чтобы обеспечивать электроэнергией весь Васильевский остров.
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-b172bf.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b4d6/t1CrHyJonok.jpg)
После этого "Красин" участвовал в арктических экспедициях, а в 1989 году ему был присвоен статус корабля-музея, который и до сих пор принимает на своем борту всех желающих.
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-ad4fba.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b539/-_xwBfF7tHw.jpg)
А теперь, собственно, сама экскурсия.
Отличительная черта ледоколов - знаменитая форма носа, придуманная Степаном Осиповичем Макаровым:
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-038ec6.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b4bb/ogydYqzL75s.jpg)
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-55b866.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b51e/vDQSMbMbqjU.jpg)
Изготовленный на английских берегах корпус облицован российской сталью:
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-1b840f.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b4c4/TfXe0ey21t4.jpg)
Боцман - должность наипочетнейшая. Кстати, весь экипаж судна в количестве 60 человек, до сих пор работает на "Красине". Теперь они музейные работники:
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-c546d9.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b542/TQyVENmns-8.jpg)
Наличие спасательных шлюпок - обязательное условия для работы ледокола:
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-e0c2f1.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b4f1/4pmS3NpFkv0.jpg)
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-e523bc.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b4fa/NqIjWoAKGXo.jpg)
Они же со второй и верхней палуб корабля:
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-47e554.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b5ae/UbarYAALNaw.jpg)
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-7a1360.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b5b7/KsD0pvuhuH4.jpg)
Верхняя палуба, кстати, сделана из дорогостоящей древесины розового тика:
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-138369.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b5c9/Hm0U2CYU2hQ.jpg)
Внутреннее убранство поражает своим внешним видом даже сейчас. Интерьер родом из 50-х годов прошлого столетия:
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-1d00bc.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b554/D9IUkOgdOEw.jpg)
Кают-компания. На стене - модель "Красина" до капремонта в 50-х:
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-ef0901.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b566/oFEoLymFZyg.jpg)
Памятная модель того самого дирижабля "Италия", экипаж котрого был спасен в 1928 году:
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-56b75f.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b55d/_--St1l8Mg0.jpg)
Еще немного интерьера:
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-76f5b7.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b56f/L_L1AK_OGMs.jpg)
Каюта членов экипажа. Войти не удалось, так что фото только через стекло:
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-dc4b6e.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b578/zqGy7sVKZw0.jpg)
Каюта капитана экипажа, главного человека на судне:
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-77b2cf.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b59c/9ThP_0962qg.jpg)
Именно капитану положены все удобства:
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-5a2b40.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b593/W-fliD-FrDE.jpg)
Мозг корабля - штурманская рубка:
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-5e3232.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b5a5/WXecO1uTcKg.jpg)
и рулевая рубка:
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-954ee7.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b5d2/e41OXmL4pP8.jpg)
Доступ в машинное отделение возможен лишь по предварительной записи, однако мне все же удалось заглянуть туда и сделать несколько снимков:
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-6583f7.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b61a/ovAvOemEyaA.jpg)
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-e81e07.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b623/Zo18r-YAroA.jpg)
Выход на палубу. Дверь, опять же, прекрасно сохранилась с 50-х годов:
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-bfc066.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b62c/Oa4CWgcDtbA.jpg)
Металлический порог под дверью. Наступать на него ни в коем случае нельзя - такая традиция. Покорно перешагиваю через нее:
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-734308.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b63f/vOKAz_b6kHU.jpg)
Другие интересные декоративные детали:
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-4231a8.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b530/3a-rvW6exkU.jpg)
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-f823bb.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b611/6zzVCdlcE2g.jpg)
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-ca2ccb.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b5c0/XUXLEGBIExw.jpg)
Сразу за "Красиным" предприятие "Балтийский завод" ведет строительство плавучей атомной электростанции "Академик Ломоносов", судьба которой уже предрешена - работа у северных берегов нашей страны, в том числе и в Арктике.
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-7a6428.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b5ff/crzboas55rk.jpg)
И, черт возьми, какой же символизм открылся мне во время последнего взора на "Красин". Вот они вместе - прошлое и будущее в арктической истории нашей страны.
![Символ эпохи. Ледокол Символ эпохи. Ледокол Красин](/images/main/simvol-epohi-ledokol-krasin-e5527d.jpg?from=https://pp.vk.me/c629122/v629122466/1b663/r6_4yWjdpA4.jpg)
|
</> |