Симонетта Веспуччи: короткая жизнь первой красавицы эпохи Возрождения

топ 100 блогов arts-tobe10.06.2024

Симонетта Веспуччи была воплощением идеалов женской красоты XV века. Ее образ запечатлен на многих картинах эпохи Возрождения, а ее популярность в то время сравнима со славой супермоделей 1990-х годов и известностью Мэрилин Монро.

Симонетта Веспуччи. Изображение взято из открытых источников.
Симонетта Веспуччи. Изображение взято из открытых источников.

Наша героиня родилась в 1453 году в Генуе, и место ее рождения символично. Считается, что именно в этом итальянском городке родилась богиня Венера. Поэт Полициано писал, что ее дом находится «в том строгом лигурийском районе над побережьем, где злой Нептун бьется о скалы ... Там, где Венера родилась среди волн».

Портовенере — коммуна в итальянской области Лигурия, в провинции Специя. Изображение взято из открытых источников.
Портовенере — коммуна в итальянской области Лигурия, в провинции Специя. Изображение взято из открытых источников.

Симонетте было около 15–16, когда ее выдали замуж за Марко Веспуччи (кстати, его двоюродный брат — путешественник Америго Веспуччи, в честь в которого была названа Америка). Скорее всего, у этого брака была и практическая сторона - семья Веспуччи на тот момент имела хорошие связи во Флоренции, в частности, с родом Медичи.

Статуя Америго Веспуччи в галерее Уффици во Флоренции. Работа Гаэтано Граццини. Изображение взято из открытых источников.
Статуя Америго Веспуччи в галерее Уффици во Флоренции. Работа Гаэтано Граццини. Изображение взято из открытых источников.

Из Пьомбино молодожены перебрались во Флоренцию, где у власти в 1469 находился Лоренцо Медичи. Его семью окружали лучшие художники, поэты и мыслители той эпохи, и именно благодаря им и были сформированы каноны красоты того времени, воплощением которых и стала прекрасная Симонетта.

Дж. Вазари. Портрет Лоренцо Медичи. Флоренция, Галерея Уффици. Изображение взято из открытых источников.
Дж. Вазари. Портрет Лоренцо Медичи. Флоренция, Галерея Уффици. Изображение взято из открытых источников.

Гуманисты, такие как Полициано, Пульчи и Пико делла Мирандола, философы, такие как Марсилио Фичино, художники, такие как Боттичелли и скульпторы, такие как молодой Микеланджело, близкий к Медичи, стали героями удивительного периода, который переживал город, периода, который, по мнению многих историков, больше никогда не повторится...

Платоновская академия в Кареджи. Её основание было сознательной акцией мецената и покровителя гуманистов, Козимо Медичи, предоставившего молодому Марсилио Фичино виллу в Кареджи и кодекс греческих рукописей с сочинениями Платона и его последователей, на латинский перевод которых рассчитывал меценат. Изображение взято из открытых источников.
Платоновская академия в Кареджи. Её основание было сознательной акцией мецената и покровителя гуманистов, Козимо Медичи, предоставившего молодому Марсилио Фичино виллу в Кареджи и кодекс греческих рукописей с сочинениями Платона и его последователей, на латинский перевод которых рассчитывал меценат. Изображение взято из открытых источников.

Лоренцо с братом Джулиано приняли супругов в дворце на Виа Ларга и организовали в их честь роскошный пир на вилле Кареджи. За этим последовал период праздников, приемов и пышной жизни, центром которой был двор Медичи. Марко и Симонетта поселились в семейном доме — Барго д’Оньисанти.

К 1470–1480-е годам сложился особый тип женской красоты — «нимфа». Земная красота неземного существа стала одним из главных признаков добродетели. Эта концепция была вдохновлена неоплатонической философией, перенаправлявшей любовное напряжение в сторону высшей, цивилизующей и духовной силы.

С. Боттичелли, «Возвращение Юдифи». Образ героини all’antico. Изображение взято из открытых источников.
С. Боттичелли, «Возвращение Юдифи». Образ героини all’antico. Изображение взято из открытых источников.

В 1475 году Джулиано Медичи (брат Лоренцо Медичи) решил устроить в честь Симонетты Веспуччи рыцарский турнир (официальной причиной было заключение союза между Миланом, Венецией и Флоренцией). Джулиано Медичи выехал на турнир со штандартом, на котором были изображены Минерва и Амур (в образе Минервы была запечатлена Симонетта).

Посмертный портрет Джулиано Медичи кисти Сандро Боттичелли. Изображение взято из открытых источников.
Посмертный портрет Джулиано Медичи кисти Сандро Боттичелли. Изображение взято из открытых источников.

Античный миф использовался для рационализации представлений о добродетели: сила и красноречие Минервы одержали победу над хаосом любви. Штандарт, с которым Джулиано Медичи вышел на турнир, написал Сандро Боттичелли. На картине была надпись «Несравненной». Девизом Джулиано было La sans par, что означает «Непревзойденный». Джулиано выиграл состязание, а Симонетта стала королевой турнира и дамой сердца Джулиано перед всей Флоренцией.

«Венера и Марс», Боттичелли. Считается, что в образе любовников художник изобразил Симонетту и Джулиано. Интересно, что работа была заказом семьи Веспуччи. В правом верхнем углу — пчёлы, как и на на гербе семьи. Изображение взято из открытых источников.
«Венера и Марс», Боттичелли. Считается, что в образе любовников художник изобразил Симонетту и Джулиано. Интересно, что работа была заказом семьи Веспуччи. В правом верхнем углу — пчёлы, как и на на гербе семьи. Изображение взято из открытых источников.

Через год после турнира Симонетта Веспуччи умерла. Она ушла из жизни совсем молодой — по одной версии в 22 года, по другой — в 23. Вероятная причина смерти — туберкулез легких. Согласно симптомам, описанным Пьеро Веспуччи в письмах Лоренцо Медичи, у нее была лихорадка, рвота, одышка и боли в грудной клетке, девушка не могла спать и есть. Доктор Стефано сказал, что болезнь не похожа на туберкулез, но личный врач семейства Веспуччи, доктор Мойсе, с этим не согласился.

Прекрасная Симонетта. Изображение взято из открытых источников.
Прекрасная Симонетта. Изображение взято из открытых источников.

Они даже успели поспорить о том, какое лекарство ей лучше поможет, и дали каждый свое, но, по-видимому, уже ничего нельзя было сделать для ее спасения, и на следующий день она умерла.

Но есть предположения, что девушка могла заразиться чумой или быть отравленной. Помощник Лоренцо отправил письмо своему господину, в котором объявил о ее смерти девушки: «Благословенная душа Симонетты отлетела в Рай. Но ее смерть стала триумфом красоты: если бы вы видели ее мертвой! Она была не менее красива и хороша, чем при жизни». Утрату оплакивала вся Флоренция. Марко Веспуччи после смерти жены вскоре вновь отправился к алтарю.

Главным певцом красоты Симонетты Веспуччи стал художник Сандро Боттичелли. Ее образ уже по памяти он перенес на картины «Рождение Венеры» и «Весну».

Симонетта Веспуччи: короткая жизнь первой красавицы эпохи Возрождения
"Рождение Венеры", С. Боттичелли. Изображение взято из открытых источников.
Симонетта Веспуччи: короткая жизнь первой красавицы эпохи Возрождения
"Весна", С. Боттичелли. Изображение взято из открытых источников.

Некоторые исследователи считают, что с момента их встречи моделью всех Мадонн кисти Боттичелли была она. К тому же, художник имел давние взаимоотношения с родом Веспуччи: жил с ними в одном квартале, в 1461-62 гг. по совету Джорджио Антонио Веспуччи он был послан в мастерскую Филиппо Липпи, расписывал дворец Веспуччи, а в 1469 году он был представлен им же влиятельному политику и государственному деятелю Томмазо Содерини, который познакомит его со своими племянниками Медичи.

По завещанию художника его похоронили «в ногах» у его музы в церкви Всех Святых во Флоренции. Боттичелли скончался через 34 года после смерти Симонетты Веспуччи — в 1510 году. Одна из стен этой капеллы также украшена его фреской, изображающей св. Августина, рядом с семейным портретом Веспуччи, написанным Гирландайо.

Капелла Веспуччи во Флоренции. Изображение взято из открытых источников.
Капелла Веспуччи во Флоренции. Изображение взято из открытых источников.

Образ Симонеты Веспуччи запечатлел и другой мастер эпохи Возрождения, Пьеро ди Козимо. На его картине красавица изображена в образе Клеопатры, чью шею обвила змея. Подпись гласит: SIMONETTA IANVENSIS VESPUCCIA. Скорее всего, надпись является отсылкой к смерти от респираторного заболевания. Также исследователи считаю, что змея, жалящая свой хвост, является эмблемой Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого Боттичелли написал „Весну“ и „Рождение Венеры“.

Пьеро ди Козимо,
Пьеро ди Козимо, "Портрет Симонетты Веспуччи". Изображение взято из открытых источников.

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Знакомые украинцы скинули клип националистической украинской группы "Ногу свело" под названием "Украина". Это позор какой-то, песня про то, почему бандеровская Украина сольется. Заказная песня написана под музыку какой-то старой известной песни какой-то европейской группы. Я не меломан, ...
Взлетает паутины нить. Темнеет, остывая, пруд. Здесь листья прошлые живут - им просто негде больше жить. Стопой усталой травы мну, что наклонились до земли. А, кажется, вчера цвели. Я глухо чувствую вину. Я снова в осени своей. В туманах прячется печаль. И скоро ...
Попалось на глаза обсуждение: с  мужчинами какой профессии вы бы никогда не стали встречаться? Результаты показались мне любопытными. В основном, девушки сторонятся трех групп мужчин. - Те, чья работа связана с возможной жестокостью. Как прямо (работа на скотобойне, и т.д.), ...
Когда читаешь такие статьи , невольно вспоминается Платон и его высказывания типа "мужская любовь к женщинам - удел ничтожных людей" и "высший эрот - любовь между мужчинами". Западная культура все сильнее поворачивается лицом к античности. Вот ...
В зале какой-то непонятный для этого времени года ажиотаж. Такое ощущение что посленовогодие и народ табунами рванул за пляжными кубиками-все активно тягают веса, от одного пересчета количества дисков, мне становится плохо... И диФчушки косяками-разные, всякие-как мотыльки слетаются ...