Симбиоз, ксения и химера. Лев Гумилев об этносах России.

топ 100 блогов deda1402.05.2024
Симбиоз, ксения и химера. Лев Гумилев об этносах России.

На территории России проживает более ста этносов. Они, в свою очередь, принадлежат к семи суперэтносам, возникшим в своих регионах в результате пассионарного толчка. 

Это российский суперэтнос (великороссы, украинцы, белорусы, казанские татары и т. л.), западноевропейский (народы Прибалтики и западные украинцы), мусульманский (туркмены, узбеки, крымские татары и т. д.), осколки византийского суперэтноса (грузины, армяне), степной (казахи, буряты, калмыки и т. д.), реликты циркумполярного суперэтноса (малые народы Севера), и последний, по терминологии Л. Н. Гумилева, "блуждающий суперэтнос" - евреи.

Этническая пестрота России вовсе не является ее недостатком и источником лишних неприятностей. Сложные системы жизнеспособнее простых, в разнообразии - источник жизни и развития. Однако при условии, что это разнообразие единой органической системы, а не механическая смесь. Теория Л. Н. Гумилева позволяет дать ответ на вопрос, при каких условиях этническое многообразие укрепляет государство, а при каких неизбежно ведет страну к гибели.

Теоретически при проживании нескольких народов в одном государстве события могут развиваться по следующим трем направлениям: слияние этносов в один новый, ассимиляция одного другим и наконец сосуществование. Слияние происходит стихийно и только в период пассионарного толчка, сами люди создать его не в состоянии. Последний раз такой толчок прошел по нашей территории в XIII веке и вызвал к жизни великороссов, украинцев и литовцев.

Ассимиляция возможна лишь при очень высокой энергетике одного из этносов, когда он находится в фазе подъема или перегрева. Великорусский этнос эти фазы уже прошел (сейчас - фаза надлома), и следовательно, ставить эксперименты по ассимиляции каких-либо инородных вкраплений равносильно самоубийству. Поэтому наиболее важна для нас проблема контакта при сосуществовании этносов.

Л. Н. Гумилев выделяет три основные формы такого контакта: симбиоз, ксения и химера. Симбиоз - сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он - оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов. Симбиоз - источник силы и могущества многонациональных государств, дающий им огромные преимущества перед мононациональными странами. Ксения - сочетание, при котором один этнос - "гость", вкрапление в теле другого, - живет изолированно, не нарушая этнической системы "хозяина". Например, в Российской империи - колонии поволжских немцев. Присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса. Но когда "гость" начинает утрачивать свою изолированность, он может превратиться в химеру. Химера - соединение несоединимого. Она возникает, если два этноса, принадлежащих к суперэтносам с отрицательной взаимной комплиментарностью, живут перемешавшись, пронизывая друг друга. В этих случаях неизбежны кровь и разрушения, гибель одного или обоих этносов. Процесс распада порой бывает длителен - один, два века.

Рассмотрим все три формы контакта на конкретных примерах. Русские создали великое государство, занимающее шестую часть суши и включающее в себя более сотни этносов. Сделать это без применения военной силы, к чему лукавить, было невозможно. В то же время только сила не позволила бы удержать в единстве столь огромное разнообразие в течение веков, пережить периоды смут и войн. Кроме того, было немало случаев добровольного вхождения в состав России (казахи, грузины). Во-первых, сыграли свою роль причины геополитические. Если для Западной Европы дезинтеграция веками была естественной формой существования, то в Евразии политическая культура выработала свое видение путей и целей развития, причем преобладали интеграционные процессы.

За исторически обозримый период Евразия интегрировалась три раза. Сначала ее объединили тюрки, на смену тюркам пришли монголы, затем инициатива перешла к русским. Л. Н. Гумилев подчеркивал, что в условиях Евразии разъединиться "значило поставить себя в зависимость от соседей, далеко не всегда бескорыстных и милостивых". Разъединение лишало силы и сопротивляемости все народы, населяющие Евразию. Именно поэтому Л. Н. Гумилев считал, что "если Россия будет спасена, то только как евразийская держава".

Многовековое сосуществование множества народов на территории России, как доказал Л. Н. Гумилев, стало возможным благодаря положительной комплиментарности русских и этносов Сибири и Великой степи, их природной совместимости. Приведу пример, в Египте отряды воинов-рабов (мамелюков) комплектовались по признаку национальной совместимости. В одном корпусе служили русские, половцы, мордва, тюрки и монголы, а из горцев Кавказа был сформирован особый отряд. Кстати, сразу хочу отмести столь часто раздающиеся в адрес Л. Н. Гумилева обвинения в идеализации отношений российского и степного суперэтносов. Говоря об их взаимной положительной комплиментарности, он имел в виду магистральную линию отношении наших народов, а конфликты - где их не было? Немцы и французы входят в один романо-германский суперэтнос. Комплиментарность внутри суперэтноса всегда положительная, но сколько раз они воевали...

Многовековая история российского государства свидетельствует, подчеркивал Л. Н. Гумилев, что положительная комплиментарность русских и этносов Сибири и степи - становой хребет державы. Поэтому любая деятельность, направленная на стравливание русских и тюрок, независимо от кого она исходит и какими фразами прикрывается, объективно являете; антигосударственной и антинациональной, так как ведет к разрушения России и подрыву жизненных сил всех населяющих ее коренных этносов.

Контакт этносов в России шел в основном по линии симбиоза и иногда ксений. Русские, продвигаясь на восток, заселяли речные долины, оставляя степные просторы казахам и калмыкам, а лесные массивы - финно-угорским этносам. Соответственно, не нарушался привычный уклад жизни быта аборигенов. Проникновение русских лишь усложняло культурную и хозяйственную жизнь регионов, что шло на пользу всем народам. Отнюдь не случайно, что ни один этнос, вошедший в состав России, не исчез этнической карты. Хотя конфликты естественно, случались, но и близкие родственники порой ссорятся.

Следует учитывать и еще одно не маловажное обстоятельство. Западные европейцы убеждены в том, что их цивилизация является высшей и общечеловеческой. Поэтому они везде всегда стремились насадить свой быт свои правила поведения, абсолютно искренне считая, что благодетельствуют дикарям, не доросшим до понимания своего счастья.

Колонизация Сибири не имела ни чего общего ни с истреблением индейцев англосаксами, ни с работорговлей французов и португальцев. А ведь в пору этих "деяний" те уже пережили век Просвещения и страшно гордились своей "цивилизованностью". Однако наши демократы-западники, вырабатывая новые подходы к национальной политике, во всем стремятся подражать "цивилизованным народам" и мечтают получить одобрение каждой своей меры у внуков сдирателей скальпов, а те, в свою очередь, пристально следят, как бы ни возродились у русского народа имперское мышление и великодержавный шовинизм, "источник неисчислимых бед для всех нерусских народов России. Впрочем, спорить с западниками, как их называл Л. Н. Гумилев, "невежественными интеллигентами, не выучившими ни истории, ни географии", бессмысленно.

Итак, межнациональные контакты в России, основываясь на положительной комплиментарности, русских и народов Сибири и Великой степи, изначально шли по линии симбиоза, что реально на политическом уровне воплотилось в концепции соборности. Именно ею много веков руководствовалось русское правительство. Пока оно за каждым народом признавало право быть самим собой Россия оставалась прочным и устойчивым государством. Однако в XX веке мы отказались от этой здравой и традиционной для нашей страны политики жить порознь, но дружно и начали руководствоваться европейскими нормами, пытаясь всех сделать одинаковыми.

В результате такой "передовой" национальной политики произошло в значительной мере разрушение оптимальных форм этнического контакта - симбиозов и ксений - и широкое распространение получили химеры. Этническая химера - очень опасное явление, и поэтому на нем следует остановиться подробнее.

Этносы часто "прорастают" друг через друга, живут перемешиваясь, но если они принадлежат к одному суперэтносу, трагических последствий не возникает. Например, в Москве проживает огромное количество украинцев и казанских татар, и никакого массового раздражения это не вызывает.

Особенно опасно, если суперэтносы имеют взаимную отрицательную комплиментарность. Следует отметить, что с грузинами у нас положительная комплиментарность, а с азербайджанцами (мусульманский суперэтнос) - нейтральная. Пришлый этнос, прошедший совершенно иной жизненный путь и имеющий иную энергетику, не живет изолированно, как при ксений, а смешивается, не ассимилируясь, с аборигенами. В результате в одних школах учатся, работают в одних учреждениях представители этносов с различными стереотипами поведения и несовместимыми системами ценностей. Говоря о химере, следует отдавать себе отчет в том, что ее разрушительное воздействие обусловлено природными закономерностями, а вовсе не тем, что одни люди хорошие, а другие плохие. Они разные, разные настолько, что их нельзя совместить.

Каждый этнос сложился в определенном ландшафте (месторазвитие), и куда бы его ни забрасывала судьба, он - его Родина. На новом месте этнос будет окружать чужая природа, и поэтому воспринимать ее как свою Родину он не сможет. Все этносы вырабатывают неповторимые культурные традиции, свои системы ценностей. Следовательно, для этноса-пришельца культурные традиции коренного народа - чужие, и бессмысленно ожидать, чтобы он их развивал и охранял. Точно также нельзя требовать от него патриотизма (примеры отдельных людей этого не опровергают, так как по закону больших чисел крайние позиции взаимно компенсируются, а здесь речь идет об этносе в целом). У этноса-пришельца к тому же возникает естественное желание перестроить окружающую среду под себя.

Особенно опасны химерные контакты в период смены фаз этногенеза и в фазе надлома (мы ее сейчас переживаем), то есть когда этнос болен. Л. Н. Гумилев писал, что в эти исторически короткие отрезки времени системные связи в этносе разрушаются, идет их перестройка, стереотип поведения модифицируется. Поэтому в такой момент при химерном контакте возможно полное разрушение стереотипа поведения коренного этноса, распад его этнической системы, а значит, и гибель этноса. К сожалению, сейчас на территории России зоны химерного контакта широко распространены.

Итак, мы рассмотрели с позиции теории Л. Н. Гумилева три основные формы этнических контактов в многонациональном государстве: симбиоз, ксения и химера. Однако говоря о проблемах межнациональных отношений, нельзя обойти еще одну проблему. Стало уже традицией, что как только заходит речь об этнических взаимоотношениях, сразу всплывает так называемый "еврейский вопрос".

В соответствии с теорией Л. Н. Гумилева главная особенность контакта евреев с другими этносами заключается в том, что он всегда и везде шел по линии химеры. Дело здесь опять-таки не в дурных качествах этого народа, а в характере их суперэтноса.

В условиях рассеяния еврейские колонии во всех странах предпочитали селиться в городах - вполне естественное стремление отграничить себя от чужой природы. Однако в результате они не могли установить с ландшафтом страны проживания прямую связь и занять в нем определенную экологическую нишу, то есть образование симбиоза становилось в принципе невозможно. Зато появилась столь необходимая при рассеянии мобильность. Этнос, освоивший антропогенный ландшафт вместе с его аборигенами, стал независим от природных ландшафтов и получил широкую возможность распространения. Для этого этноса ареалом стала вся ойкумена, а контакты его с местными жителями стали не симбиотичными, а химерными.

Освоение антропогенного ландшафта и разрыв прямой связи с природой стран проживания позволил евреям законсервировать свою пассионарность на достаточно высоком уровне и обеспечить себе долголетие. Однако эта же причина сделала невозможным налаживание с коренными народами контакта не только в форме симбиоза, но и ксении (изоляции). Этнос, обладающий высокой энергетикой, не сможет жить изолированно, он неизбежно начнет действовать: история доказывала это не один раз. А начав действовать, вполне закономерно станет перестраивать этническую систему народа-хозяина под себя, то есть неизбежно возникнет химера.

Химерный характер контакта евреев с другими этносами доказывает абсолютную научную несостоятельность рассуждений об "антисемитизме", который трактуется как темный низменный инстинкт. Химера - это форма неорганического контакта на суперэтническом уровне с взаимной отрицательной комплиментарностью, поэтому если и говорить об "анти", то только об "анти" взаимном, а не одностороннем.

Кроме того, при химерном контакте обычно именно от этноса-пришельца исходит инициатива перестройки под себя этнической системы хозяина. Это вполне объяснимо. Во-первых, естественным чувством самосохранения: для того чтобы полноценно жить, а не прозябать в чужой среде, необходимо ее подогнать под себя. Во-вторых, если бы инициатива исходила от этноса-хозяина, то пришлый народ был бы быстро уничтожен. Поэтому большинство действий, которые уже привычно трактуются как "антисемитские", особенно относящиеся к разряду "государственного антисемитизма", - это защитная реакция коренного этноса (степень ее адекватности и эффективности вопрос особый).

Главное достоинство теории Л. Н. Гумилева применительно к "еврейскому вопросу" заключается в том, что она выводит его из области фантасмагории и ставит на прочную научную основу. Теория Л. Н. Гумилева объясняет характер контакта евреев с другими этносами (химера) не чьими-то происками, не тем, что одни народы хорошие, а другие плохие, а исключительно природными закономерностями, "силой вещей", как выражались в старину.

Остается ответить на последний вопрос: каковы перспективы России? Лев Николаевич Гумилев неустанно повторял, что для нас сейчас жизненно важно восстановить традиционные, проверенные многовековой практикой формы межнациональных отношений. Для этого ни из каких благих побуждении не должно быть подталкивания к сближению и слиянию, лучше следовать принципу: "жить порознь, но дружно". Всем же нам принципиально важно понять, что "не Запад и не Восток, а именно Россия, как общее, собирательное, суперэтническое, если хотите, является матерью и истинным домом населяющих ее народов". Если это удастся, то Россия сможет преодолеть кризис и вступит в следующую инерционную фазу развития, фазу неуклонного роста материальных и духовных богатств.

Вместе с тем Л. Н. Гумилев призывал видеть и опасность развития событий по другому пути. Если при внешнем воздействии (военном, экономическом или идеологическом) разрушится стиль нашей жизни, наш стереотип поведения, произойдет смена суперэтнической принадлежности - вхождение в общеевропейский дом, - тогда нас может постигнуть судьба Арабского халифата. Могучее было государство, но именно в фазе надлома химеры разъели его тело, страна распалась, и все населявшие ее народы вступили в многовековой период упадка и катаклизмов.

Игорь Шишкин

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
YaromilaVolkova все записи автора Бальзам на основе кедровых орехов поможет вам значительно улучшить самочувствие, качество жизни, укрепить организм и продлить общую продолжительность жизн ...
Замерзла... Я сегодня утром так замерзла, что даже проснулась от холода. Мерзкое ощущение глубокого холода не покидает. Знаете, это такой холод, от которого промерзает позвоночник и желудок, мерзнут ноги и стынет мозг. Впервые в жизни я так промерзла. А все потому, что невзирая на пого ...
Сход состоится при любой погоде, 24 июня 2010г в 14-00 в деревне  Колионово, Егорьевского р-на, Московской обл. И не важно, приедут слуги народа или проигнорируют. Это будет  уже их позиция по отношению к людям и закону. В любом случае, каждый их ход, ...
Сознавайтесь, Флетч / Confess, Fletch / 2022 Став главным подозреваемым в многочисленных убийствах, Флетч пытается доказать свою невиновность и одновременно разыскивает украденную коллекцию произведений искусства своей невесты. Первое что надо сделать при просмотре фильма - ...
Я очень не люблю, когда мужчины проявляют ко мне сексуальный интерес. Понимаю, странновато звучит в моем случае, но сейчас объясню. Толи я как-то уже многовато всего видела, толи просто сто лет назад вышла из возраста бурно играющих гормонов - но меня реально изнутри начинает взрывать, ...