Симбиоз жизни и смерти в искусстве.
kasadelia — 15.04.2019Фигура «Life-Death» находится в Бруклинском музее, г. Нью-Йорк. Она была создана в период от 900 до 1250 г.г. нашей эры. Из описания фигуры следует:
«Это скульптура человека, несущего скелет на своей спине, представляя пример дуализма жизни и смерти, пронизывающий искусство ацтеков (Мексика).
Фигура, представляющая жизнь — бог ветра у ацтеков Эхекатль-Кетцалькоатль. Бог, создавший человечество. Его можно распознать по J-образным подвескам в ушах.
Фигура, представляющая смерть — это скелет, с выступающим наружу сердцем. На нем надеты воротник и юбка, декорированные орнаментом из полукругов. Этот узор ассоциируется с солнцем и планетой Венера. Венера, названная утренней звездой, была еще одним почитаемым богом. Эта звезда тянула солнце через небо в подземный мир.
Густой узор на руках и ногах скульптуры включает в себя колосья кукурузы, которые, подобно изображениям солнца и Венеры, связаны с земледелием, плодородием, жизнью и смертью.
Эта месоамериканская фигура, с ее контрастом между мужественностью и неизбежной смертью, имеет сходство с более поздним искусством «memento mory» (пер. «помни о смерти»). Пример тому — фигура 18 века: восковая голова (Wax vanitas), находящаяся в Wellcome Library of Queen Elizabeth 1.
"Wax vanitas" — тщеславие, житейская суета, запечатленные в воске. Половина черепа разложилась и изъедена жуками и червями.
Еще один пример: триптих семейства Брак 15 века.
Когда крылья триптиха складываются, в закрытом положении он являет зрителю череп, контрастируя с портретами святых.
Картина неизбежного разрушения отражается в искусстве всех времен. Образы смерти говорят нам о конце любого начала еще долго после того, как их создатели обратились в прах.