Сикачи-Алян. "Стойбище Сородичей" и шедевры каменного века.

топ 100 блогов varandej16.10.2021 Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Есть миф, будто нанайцы - северный народ, которому "олени лучше!". Но известнейший нанаец всех времён и народов Кола Бельды пел от лица всех коренных малочисленных народов Севера, после службы на Тихоокеанском флоте, советско-японской войны и учёбы в Саратове и Воронеже ловко обыгрывая русские стереотипы. Настоящие нанайцы живут на широте Украины, в тундре бывают не чаще москвичей, а лучше всякого оленя для них рыба. Нанайцы - крупнейший из братской семьи коренных народов Приамурья: 12 тыс. человек в России и около 5 тыс. в Китае, где они известны как хэчжэ. Нанайские сёла амурских притоков мелькали в прошлой части за бортом "Зари". Но лучшее место для знакомства с их культурой - Сикачи-Алян, небольшое село (270 жителей) на Амуре в 70 километрах ниже Хабаровска. Там находятся великолепные петроглифы каменного века и "Стойбище Сородичей" - национальное подворье семьи со звучной фамилией У.

Около 13 тысяч лет назад на Амуре в последний раз видели мамонтов, в погоне за которыми люди когда-то покинули тропическую "зону комфорта". Те, кто пришли на крайний восток Евразии, к тому времени уже знали, что за добычей вовсе не обязательно гоняться по лесу - она сама может плыть в руки. И вот Амур, словно Нил или Инд, стал колыбелью оседлой культуры, где одни и те же стойбища стояли на своих мысах и заливах сотни и тысячи лет. Жителей их наука называет "ихтиофаги", по-нашему "рыбоеды" - они жили нерестовыми путинами, когда мутные амурские волны кипели от лососевых стад. Новое хозяйство требовало новых технологий - из камня и кости амурцы научились делать крючки и остроги, из растительных тканей - сети и снасти, а из глины - посуду, которая вошла в людской быт именно тихоокеанском бассейне Евразии. С единственной целью: подспорья в виде подлёдного лова и охоты не хватало для сытой жизни, а значит рыбу от путины до путины надо было где-то хранить. Около 3000 лет назад амурские народы даже освоили примитивное земледелие, но почвы Дальнего Востока с его короткими сырым летом были слишком скудны, а вот рыбы в Амуре вплоть до 21 века хватало каждому. Ко временам задокументированной истории земледелие тут позабылось: Амур не стал колыбелью древней цивилизации, но здесь затянулся высокий каменный век.

2.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Наследием которого стали самые красивые и сложные наскальные рисунки на Земле. Набор их сюжетов знаком по Калбак-Ташу или Бесову Носу - звери (заметнее всего лоси, хотя статистически чаще всех встречается медведь) вплоть до мамонтов, длинные лодки с гребцами, личины в шаманских масках, глаза. Люди в полный рост изображались реже, в основном - в керамических статуэтках вроде увезённый в Эрмитаж "Кондонской Венеры". Узор первобытных амурских художников не спутаешь ни с чем - витиеватые орнаменты и спирали, видимо служившие таким же символом местных культов, как в христианстве - крест. Спираль от ДНК до галактики - один из самых глубоких образов, и даже странно, что у патриотов Дальнего Востока не расцвела своя конспирология на этот счёт. Петроглифы - главная рукотворная достопримечательность Хабаровского края, и самые известные их скопления - то и дело исчезающий под водой Сикачи-Алян на Амуре, небольшие (13 рисунков) Киинские писаницы южнее Хабаровска и труднодоступные Шереметьвские писаницы на Уссури. Создавались они в три волны - 10-13 тысяч лет назад, 5-6 тыс. лет назад и в начале нашей эры, но на взгляд неспециалиста стиль рисунков с разбросом в десять тысяч лет кажется единым.

3.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

На каком языке говорили их авторы, не известно - это могли быть предки индейцев или японцев, а может родичи косматых айнов. Первые и вторые вышли с Алтая, как и начавшаяся 5000 лет назад третья волна переселенцев - предки тунгусо-маньчжурских племён. В основном расселились они по степям в междуречье Хуанхэ и Амура, и были столь суровыми кочевниками, что лишь коней разводили для езды, всё остальное предпочитая не выращивать, а добывать. Постепенно, однако, лихие мохэ сблизились с высокой цивилизацией Когурё, и корейские технологии в сочетании с маньчжурским боевым искусством стали основной для цепочки государств - как Бохай (698-926), растоптанная Чингисханом империя Цзинь (1113-1213) и даже империя Цин в 17-20 столетиях. Но кони ржали и сабли звенели в степях за Амуром, а находились среди маньчжур и те, кто предпочёл уйти в тайгу, копьё поменяв на гарпун. Более многочисленные и плодовитые, маньчжуры постепенно полностью заместили древние народы Приамурья, но переняли их быт, лишь привнеся в него шёлк и железо.

3а.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

К приходу русских в Приамурье сложилась целая экосистема малочисленных таёжных народов, имевших больше сходства, чем различий, в основе которых лежало в первую очередь хозяйство.
Нанайцы и хэчжэ (16 тыс. человек), в прошлом известные как гольды, живут вдоль Амура (на их языке - Манбо) от устья Сунгари до Комсомольска. Охота в тайге была у них лишь подспорьем, больше напоминая рыбалку с самострелами и капканами вместо удочек и сетей. Исключением являлись курурмийцы с западных притоков: живя на небольших реках среди болот, они активнее добывали дичь, особенно пернатую. Однако как главная дорога Дальнего Востока, Амур дал нанайцам ещё одну специализацию - торговлю, где они были посредниками между всеми соседними народами и Китаем. В каком-то смысле именно нанайцев можно считать основателями Хабаровска, на месте которого русские в 1858 году обнаружили торговую деревеньку Бури (у китайцев - Боли).
Ульчи (3 тыс. человек), прежде мангуны - ближайшая родня нанайцев: один народ плавно переходит в другой вниз по течению. Живущие ближе к устью Амура и почти не контактировавшие с другими цивилизациями, ульчи хранили более древнюю и самобытную культуру, так что именно их я бы назвал "приамурцами по-умолчанию".
Удэгейцы (2 тыс. человек), в прошлом кекари и орочоны - горцы Сихотэ-Алиня, не столько Хабаровского, сколько Приморского края. Их стихия - уссурийская тайга, порожистые горные реки, и именно из удэге был небезызвестный Дерчу Оджал, прославленный Владимиром Арсеньевым как Дерсу Узала. Рыбалка у удэгейцев стояла лишь в одном ряду с охотой и собирательством, а богаче всех были те, кто продавал китайцам женьшень или опиум.
Орочи (1 тыс. человек) в прошлом не различались с удэгейцами и вместе с ними звались орочоны. Но жили они у дальнего подножья Сихотэ-Алиня (последние их общины остались на реке Тумнин близ Ванино), на Татарском проливе, и потому были в первую очередь прибрежными рыбаками и охотниками на морских зверей.
Ороки (около 300 человек) в переписях по-прежнему значатся под русским экзотэтнонимом, и лишь на родном Сахалине уважительно именуются самоназванием уйльта. Островитяне преуспели в морских промыслах, но более всего они известны тем, что разводили оленей - причём не на мясо или шкуры, а как ездовых животных для охоты.
Ещё два народа возникли как креолы. Негидальцы (600 человек), себе называющие просто "люди с Амгуни", по культуре и хозяйству ближе к ульчам, а по языку - к эвенкам, то есть возникли в смешении тех и других. Тазы с юга Приморья и вовсе произошли от китайцев, в тайге полностью перенявших орочонский быт: шаманские культы у них встречались с Гуанди, просторные китайские рубахи  - с мохнатыми лыжами, а строганина - с лапшой.
Наконец, нивхи (4,5 тыс. человек) с Сахалина и устья Амура, в просторечии гиляки, близки к перечисленным народам по образу жизни и искусству. Но их язык не входит ни в одну языковую семьи, а в фольклоре много общего с индейцами -  в первую волну переселения с Алтая кто-то ушёл в Америку, а нивхские предки - на Сахалин. И совсем уж не похожими на кого-либо вообще были айны, жившие, однако, в том же мире спиралей, личин и криволинейных узоров.

4.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

С общей численностью менее 30 тыс. человек, амурские народы расселены на огромном пространстве и почти нигде не образуют большинства. Немало их на Украине, где живёт примерно 10% негидальцев, 30% орочей, а ороков (но тут уж видимо оркам-толкинистам спасибо!) там и вовсе больше, чем на дальневосточных берегах. Это наследство Зелёного Клина - у многих на Дальнем Востоке украинские корни, и иные, выйдя на советскую пенсию, возвращались к этим корням с мужьями или жёнами из коренных народов. Смешанные семьи среди амурцев ныне и преобладают - так, с 2000 года не заключено ни единого брака двух негидальцев. Не лучше выглядит и языковой вопрос - например, родным языком в 1989 году владели 17% орочей, а в 2002 - уже 4,5%, то есть старики, последних из которых не станет совсем скоро. Мононациональные селения на Амуре остались разве что у нанайцев и ульчей.

5.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Под Россией амурская культура, складывавшаяся сотнями веков, распалась за пару-тройку поколений. Но всё же русский мир сюда несли не казаки, а офицеры и предприниматели. Дальний Восток рубежа 19-20 веков был раем для этнографов, а потому музеи Владивостока, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Николаевска-на-Амуре, Ноглик и многих райцентров просто лопаются от обилия осколков цветастого старого мира. И прежде, чем отправиться в Сикачи-Алян за живым нанайским наследием, полюбуемся достояниями истории в Хабаровском краеведческом музее имени Николая Гродекова.

6а.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Нанайцы жили малыми семьями, а их селения были вотчинами одного большого рода или даха - союза нескольких мелких родов. К тем родам восходят и три десятка нанайских фамилий - как Бельды (с большим отрывом самые многочисленная) или Самар (вторая). И Перменко и Оненко вовсе не украинцы, Гейкер не немец, а Дигор - не осетин. Как установили генетики, нанайские роды имеют разное происхождение с разбросом в тысячи лет и видимо возникали по мере ассимиляции маньчжурами древних селений. Селения были по сути кустами стойбищ, центром каждого из которых служила фанза - 4-угольный дом с соломенной крышей на вкопанных в земляной пол столбах и нарами, под которыми циркулировал тёплый дым очагов. Жили в одной фанзе 2-3 семьи в компании собак, с которыми мужчины ходили на промыслы. Там их жилищем становились зимняя аонга (чум из шкур или брезента) и летний хоморан из ивовых прутьев и бересты. Фанзы исчезли без следа уже к середине ХХ века, а вот переносные жилища в залах музея собраны нанайскими охотниками.

6.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

"Гольд без оморочки не делает даже шагу от своего стойбища. Куда бы не направлялся и как бы не был короток его путь, он всегда плывёт в оморочке. Даже по стойбищу гольды не ходят пешком, а всегда плавают в оморочке. Одним словом, оморочка до такой степени нужна гольду, что её можно рассматривать как органическое продолжение гольда: это - необходимый орган тела" - приводит одна из музейных табличек цитату этнографа начала ХХ века Ивана Лопатина. Конструкции лодок, в музее представленных уменьшенными копиями, наглядно иллюстрируют различия амурских народов: в середине - омоочин (длинная нанайская оморочка) с деревянным каркасом и берестяной обшивкой для амурских волн, слева утунгиэ (долблёная удэгейская оморочка) для мелкой тихой воды, справа опять же удэгейский бат с защитным клювом "ана" для порожистых горных речек.

7.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Ещё правее на кадре выше - традиционный костюм, куда входили и берестяная шляпа с местными орнаментами, и непромокаемые сапоги, и халат с боковой полой: для стойбища - левой, для промысла - правой. Китайцам амурские народы были известны как юйпи-дазцы - "рыбокожие туземцы": основным материалом их одежд и правда была рыбья кожа! Из неё делались даже женские платья "амири", и лишь по праздникам нанайцы облачались в цветастые ткани. Особо ценным был китайский шёлк, из которого шили роскошные  "сикэ" - их многие амурские женщины надевали лишь дважды - на свадьбу и в качестве смертного савана. Пышные сикэ с нагрудниками (глухими у девушек и откидными для кормления грудью у жён), наплечниками, рукавицами и сапожками стали шедеврами нанайского искусства, ну а узоры украшали и платье невесты, и робу рыбака - ведь каждый завиток тут наделялся своим смыслом, превращаясь в оберег. Самый, пожалуй, эффектный из таких узоров - заметный тут в середине правой витрины "гаса-донкани" - "место, где садится птица".

8.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Амурский рыбак жил в одухотворенном мире, где звери, деревья, реки и камни имеют свою волю и понимают человеческую речь. Религия амурских народов была едина, но со своими нюансами: так, живший в домашних очагах дух огня Подя у нанайцев и ульчей изображался в виде старухи, у негидальцев был Отец-Огонь, а у орочей считалось, что пламя - это целая семья. В тайге именно дух огня был хранителем жизни и врагом тьмы: за трапезой часть еды отправлялась в очаг, а искры и потрескивания костра считались знаком, что лучше отложить намеченное дело. Морские народы тоже чтили Подю, но выше для них стоял Тэму - хозяин вод, у ороков бывший гигантской косаткой, а у материковых народов - четой старика и старухи, на своём островке разводящих всю рыбу мира. Ещё были демиурги Сэвэки (который создал всё полезное человеку) и Харги (сотворивший всё вредное), помогавшие им мамонт Холир (например, он осушил землю от мирового океана) и мировой змей Дябдар; царь зверей Синкэн на упряжках с тиграми или медведями; держащий нити человеческих судеб Майин и другие... На Земле жили чудовища - медведи-оборотни дуэнте, у которых след был "размером с кабаргу", или остроголовые великаны калу, каравшие тех, кто не бережлив к тайге. Калу хранили сумки с "щедрой шерстью", дающей охотнику вечную удачу, а побеждённый человеком калу оборачивался женщиной, рожавшей герою сына-богатыря. Но в первую очередь Боа (мир живых) пронизывали духи-хозяева гор, рек, лесов, явлений, рукотворных предметов и даже слов, которые вполне могли, воплотившись, вернуться. Деревянных идолов амурцы ставили у домов, чаще всего изображая Мангни - Солнечного охотника, что гонится за Лосем (Большой медведицей) на лыжах, оставляя следом Млечный путь. В этой вечной погоне происходила смена дня и ночи, потомками Мангни считались шаманы, а в преданиях он выступал то покровителем людей, то людоедом.

9.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Самые большие скопления идолов выдавали, конечно же, фанзы шаманов, и на кадре выше - такое вот придомовое святилище с берегов Уссури, найденное ещё Арсеньевым и позже целиком переехавшее в Гродековский музей. Мангни окружают многообразные сэвэны - духи-помощники: сила шамана текла в иных мирах подобно реке, а сэвэны жили на её притоках. На кадре выше это ни (двое оруженосцев Магни), паха-куа (птица), дым-яго тыэнко и накаса (коряги на переднем плане). На кадре ниже - атрибуты удэгейского колдуна: нагрудник, маска, антропоморфный сэвэн и самая настоящая амба - сэвэн-тигр, один из самых распространнённых помощников шамана.

10.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Шаманский бубен - карта потусторонних миров. Первичным из них был Оми - мир нерождённых душ, созревавших на великом древе. В нанайских повериях их приносили на Землю мелкие птички, в орочских - грибы-дождевики, в эвенкийских они оседали хвоинками или пушинками. Оми были способны к перерождению - у людей только в первый год жизни, а у животных - всегда, и потому охотничьи ритуалы были залогом сохранения биоресурсов. Душа животного находилась в той части тела, которой оно кормится: у оленя - в резцах, у волка - в клыках, у медведя - в лапах... Сугубо человеческой душой была пана, проявлявшаяся в виде теней и отражений, по ночам гулявшая по разным мирам, а посмертно уходившая в Буни - загробный мир, путь в который изыскал герой-охотник Хедау. Он стал первым умершим - прежде люди были бессмертны, но подвержены старению, и когда Хедау нашёл под гигантским котлом спуск в царство мёртвых, Земля была на грани демографического коллапса. В Буни хорошее и плохое меняются местами, сломанное становится целым, целое - сломанным, молодое - старым, а старое - молодым. Живой человек, попав в Буни, будет невидим для его обитателей, речь его они примут за стук дождя или треск очага, ему самому земля будет казаться похожей на дым, а солнце - тусклым, словно Луна. Но таким же видят Боа просочившиеся в него мёртвые души, и лишь шаман имел право хаживать между миров.

11.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Нынешние амурцы официально православные, но многие предки крестились по несколько раз - для попов царской эпохи они все были на одно лицо, а новокрещённым давали подарки. Как-то в одном амурском селе мне по секрету рассказывали, что у них есть шаманка, которая работает в школе учительницей русского языка, но порой помогает сородичам там, где не помогла медицина.

12.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

На кадре ниже - фотопортрет, костюм и атрибуты ульчской шаманки Екатерины Оберталиной (1914-2005). В центре - её орочский коллега Сиану (Савелий) Хутунку (1881-75) да нанайские сэвэны (в основном связанные с Тэму) и посуда для кормления духов воды. Справа - деревянная посуда для медведя, которого из неё не ели, а наоборот - кормили: у народов из амурских низовий (то есть - не у нанайцев) практиковался Медвежий праздник. Медвежонка, убив его мать, люди похищали из берлоги и несколько лет растили в селении, как своего сородича. Зверя кормили, лечили, ласкали, а когда приходило время - выводили на круг и расстреливали из луков, отправляя к духам поведать о нуждах людей - такой вот эрзац человеческих жертвоприношений. Интересно, что у нивхов и айнов не было шаманов, а шаманство нанайцев, удэгейцев, ульчей не так-то отличалось от эвенкского или бурятского - скорее всего, оно было принесено на Амур маньчжурскими племенами.

13.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

И хотя из фанз и стойбищ культура амурских народов ушла в музейные залы, всё же нельзя сказать, что она умерла. Скорее - вышла за пределы своих носителей, превратившись в достояние человечества. Орнаменты петроглифов давным-давно перекочевали на ткань, дерево и металл:

14.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

На рыбью кожу:

14а.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

И бересту, столь же популярную в изготовлении утвари:

15.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

А с них - и в новое искусство. Вот скажем панно "Адэ Сэвэни", сделанное в 2000 году в Комсомольске-на-Амуре художницей Людмилой Уламовной Пассар (этот и прошлый кадр - из Арсеньевского музея во Владивостоке):

16.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

На весь мир, заодно с нанайскими сказками (с детства помню имя Айога...), это искусство прославил хабаровчанин Геннадий Павлишин:

17.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Теперь кривыми линиями здесь охотно рисуют русские художники - для Хабаровского края "нанайский стиль" стал чертой идентичности. Нравится это, конечно, не всем - мистика орнаментов забывается, а предметы и картины может и радуют глаз, а древней мудрости не раскрывают. Но то, что зародившееся в каменном веке искусство вообще проникло в 21-й век - уже немало, и в Сикачи-Аляне встречаются старейшее и новейшее звенья этой полтораставековой цепочки...

18.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

...Трасса Хабаровск - Комсомольске-на-Амуре кажется пугающе пустой - сотнями километров не видишь с узкой дороги ничего, кроме двух стен тайги. Автостопом ездить по ней местные не советуют, опасаясь медведей и тигров, и всё же глушь обманчива - въездные стелы у поворотов напоминают о том, что в 10-20 километрах западнее, на берегу Амура, стоят десятки селений:

19.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Многие из этих сёл национальные - меж двух главных городов Хабаровского края раскинулся Нанайский район. Сикачи-Алян, сросшийся из стойбищ Сакачи, Алян и Чора, стоит ещё в Хабаровском районе, но - вполне в этом нанайском ряду. На въезде - остановка с криволинейным граффити да обелиск Победы:

20.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Две сотни жителей - это действительно мало, и сельский Дом культуры (2004) довлеет над деревней, как кафедральный собор. В нём есть ещё один музей и нанайский фольклорный ансамбль, иногда выступающий на "Стойбище Сородичей" для больших групп.

21.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Нанайская легенда гласит, что на заре времён на небе светило три солнца, и на камнях, от жара мягких словно воск, боги увлечённо рисовали. Но в рамках борьбы с изменением климата два солнца сбил из лука Хедау, скульптура которого стоит теперь перед ДК.

22.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Фон селения - Амур:

23.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

На его заливе, слева от ДК, и расположилось "Стойбище Сородичей", на первый взгляд почти не выделяющееся среди частных домов.

24.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Оно и выросло вокруг частного дома семьи с удивительной для русского уха фамилией У. Местный уроженец Александр У - чистокровный нанаец и прирождённый рыбак, более десяти лет работавший в здешней школе учителем физкультуры. Его супруга Елена У - носитель не столько нанайской, сколько всеамурской культуры: она родом из Ульчского района, а среди предков её были ульчи, нивхи и даже айны. В Ульчском районе она работала экономистом рыболовецкого колхоза, в Хабаровске - учителем рисования и черчения и научным сотрудником Гродековского музея, да и в Москве Елена частый гость - она представляет Приамурье в Ассоциации коренных малочисленных народов России. Вокруг семьи У в 2003 году образовалась нанайско-ульчская община "Сородичи", а в 2013 Александр и Елена организовали культурный центр, своими яркими красками и живым общением дополнивший холодные камни Сикачи-Аляна.

25.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Подворья довольно обширно и спускается прямо к заливу. Раньше здесь привлекала взгляд аонга, но сложности её содержания да теснота вынудили У построить для гостей более прозаичную беседку. Туристы сюда приезжают практически в каждый из выходных, и я как блоггер договорился присоединить меня к готовой группе.

26.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Культурная программа начинается с Обряда Очищения, суть которого Елена объяснила так: "сегодня вы - нанайцы". Александр зажёг в специальной плошке ароматный багульник, а Елена и дочь Даша запели под аккомпанемент бубна. Кажется, тут я единственный раз услышал нанайский язык, на слух оказавшийся очень красивым.

27.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Дом, куда мы прошли под эту песню, больше похож на гостиную, где хозяева держат дорогие их сердцу предметы, чем на музей:

28.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Дизайнерская находка - лыжи, покрывающие потолок:

29.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

В отдельном шкафу - резные маски, посуда, соединённые цепочкой палочки для еды и ножи в покрытых спиралями ножнах:

30.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Это не сувениры - мастеров среди нанайцев немало, но пока никто не решился поставить ремесло на поток.

30а.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Впрочем, дерево и береста здесь второстепенны - сквозь всю экскурсию проплывает рыба. На женской половине мира (а мир нанайца, как и у всех таёжных народов, твёрдо делился по гендерному признаку) рыба оставляет кожу, выделка которой - пожалуй, самая яркая "фишка" амурских народов.

31.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

По своим свойствам рыбья кожа похожа на мембранную ткань - непромокаемая, но дышащая. Вещи из неё хранили, набивая травой, но в общем главным недостатком рыбьей кожи была недолговечность - одежда снашивалась в среднем за сезон. Зато могла служить неприкосновенным запасом: хорошенько проваренные халат или сумка из такого материала съедобны.

31а.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

В выделку шла прочная толстая кожа крупных рыб вроде тайменя или кеты. Первым этапом аккуратно снятую шкуру подвешивали, чтобы из неё стёк жир - этот процесс занимал не менее нескольких дней, но чем качественнее обезжиришь шкуру - тем дольше она прослужит. Дальше кожу надо было освободить от чешуи, и тут применялись две техники - выминание и вынимание.

32.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Первое делалось специальным станком (кадр выше), второе - ножом, строчка за строчкой. Вынимать чешую достаточно быстро умели только опытные мастерицы, но такая кожа была гораздо мягче, теплее и долговечнее - на ощупь она похожа на замшу.

33.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Для зимней одежды выделывались более привычные шкуры зверей, из которых делали ровдугу (грубую замшу):

34.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

С рыбьей кожей Елена проводит что-то вроде мастер-класса, а вот одежду из тканей можно примерить для фотосессии. В основном такая одежда была праздничной, а стало быть очень красивой и яркой. Вот амири и характерная шапка с бисером, прикрывавшая уши:

35.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

А вот роскошный шёлковый сикэ с прямой полой:

36.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Костюм нанайки отличает многослойность, и сам халат не смотрится без поясов или нагрудников. Обереги же было принято носить под халатом - очень красивые, делались они не для красоты, а для защиты от враждебных духов.

37.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Полное платье вышито на тряпичной кукле, так же лежавшей в берестяном коробке с рыбьими кожами. У нанайских игрушек вид совсем другой. Например, акуан - плоская бумажная кукла, название которой означает "спинка халата": она изображает девушку, к зрителю стоящую спиной. Ведь древнее поверье одушевленным считало то, у чего есть глаза, а значит наделив куклу лицом, человек впустил бы в свой дом неизвестного духа.

38.
Сикачи-Алян. Стойбище Сородичей и шедевры каменного века.

Между тем, рыба плывёт на мужскую половину мира. Во многих нанайских домах хранятся гарпуны и крючья, которым вполне может быть 200-300 лет. С давних времён амурские рыбаки использовали остроги (дёгбо) и сети (адоли) разных конструкций, в том числе мэнгэны - мостки с регулируемыми сетями на мелководьях. Последние прижились и у русских как "заездки", и

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Посмотрела фильм "Слова". И первая мысль-послевкусие: чистота помыслов - залог счастья. Фильм о том, как человек, мечтающий стать писателем, случайно обнаруживает рукопись в старом портфеле, купленном в антикварной лавке. Он так увлёкся этой рукописью, что перепечатал её на компьютер, ...
Никак не могу разрешить парадокс. С одной стороны, все знают, то женщины намного более чувствительны, чем мужчины. Т.е. реагируют на малейший сигнал, на самое незначительное воздействие на нервные окончания. Да и объём информации у них намного больше, чем у мужчин: шире поле зрения, тон ...
Абрамс второй подбили в Бердичах, на этот раз артиллерийским огнем- Бердичи сейчас под контролем России. Осталось 29. Останки утащили к себе российские войска. Красивое горение авиационного керосина, на котором работают Абрамсы, наверно, уронит акции производителя- компании General ...
доброго дня. мой любимый друг Маго рассказала мне о сообществе. и я заразилась идеей. вчерашняя прогулка по элитному кварталу lutheri (таллинн, эстония) с фотографом оказалась весьма не зря и весьма полезна. Рубашка: Monton Юбка: H&M Чулки: United Colors of Benetton Ботинки: Topshop ...
Внезапно, ранним утром 1-го ноября, в середине жилого комплекса в Шмалькальдене, (центральная Германия) провалилась земля. Отверстие, глубина которого составляет около 20 м глубиной, проглотило машину и асфальтированную дорогу.  Диаметр ...