Сикачи-Алян – село на Амуре
antinormanist — 09.11.2022В отличие от Волочаевки, в Сикачи-Алян рекомендуется ехать организованным порядком, все хабаровские турфирмы регулярно организуют туры, программа у всех примерно одинакова: этнопрограмма + петроглифы.
Нанайское национальное село Сикачи-Алян с тремя сотнями жителей расположено на берегу Амура, в семи десятках километрах ниже по течению от Хабаровска. Ехать сначала час по трассе на Комсомольск-на-Амуре, затем сворачиваем налево на Малышево – эта дорога уже довольно раздолбана, под конец превращаясь в грунтовку.
На въезде в Сикачи-Алян стоит современное здание, где размещается всё – сельская администрация, ФАП, музей, детсад, школа. Причём школа в Сикачи-Аляне полноценная, хотя в классах по 1-2 ученика.
У этого здания будет и скромный обелиск ВОВ –
Само село – по сути одна улица (частично асфальтированная), протянувшаяся вдоль Амура. Улица, как и школа, носит имя Максима Пассара, нанайского снайпера Красной армии, прославившегося в Сталинграде.
На улице стоят деревянные дома местных, в общем вполне добротные, хотя заметно обилие подержанной продукции советского автопрома.
На западной окраине села, у амурского затона, расположена усадьба семьи У, где и проводиться этнопрограмма.
Всё стандартно. Знакомство с жизнью и бытом нанайцев, посмотреть (и померить) национальную одежду, поучаствовать в национальных играх и пр.
Нанайский преподают в местной школе, но никто его толком уже не знает.
Интересен рассказ (на ещё живых примерах) об амурской рыбе с дегустацией талы – слегка-обжаренного на углях рыбного филе с солью, перцем и черемшой.
Сами нанайцы всегда жили на Амуре и прежде всего рыбачили, охота и собирательство в их хозяйстве занимали второстепенное значение. Сейчас проблема – всё строго прописано на человека в год, когда и какую рыбу ловить, строго до граммов. По намёкам понял, что рыбинспекторам на превышение норм местными народами велено глаза закрывать, но сама ситуация нанайцам не нравится.
Интересен был и рассказ с показом примеров выделки рыбьей шкуры, из которой нанайцы обувь и одежду изготавливали.
После нескольких часов знакомства с бытом нанайцев, отправились на петроглифы – высеченные на камнях рисунки, датируемые в пределах от 10 тысячелетия д.н.э. до 1-й половины 1-го тысячелетия н.э. Всего описано около 300 рисунков, разделённых на две группы. До верхних петроглифов добраться можно только на лодке, но весенний паводок только-только спадал и они ещё под водой.
Нижние петроглифы находятся у самого села, минут пять пройти вдоль берега Амура.
Изображения высечены на огромных базальтовых валунах, во множестве рассыпанных по правому берегу Амура.
В общем, довольно любопытная поездка из Хабаровска получилась.
|
</> |