Сидеть на стуле


- Приди нас поснимать, если сможешь, - у Лены взволнованный
уставший голос.
Она с детьми проводит Масленицу и у нее большая нагрузка. Лена сама
себе и режиссер, и постановщик, и костюмер, и гример и декоратор, и
звукорежиссер. Она сценарий написала, роли распределила,
распечатала текст и детям раздала учить, сплела венки из
искусственных цветов из фикспрайза, склеила декорации.
Костюмы ходила клянчить в культурный клуб, там ее все уже знают и
так дают, потому что детям. Но она просто так взять не может и
приносит коробку конфет. Целый месяц учили слова и танцы, разные
выходы и заклички. Но тут случился форс-мажор - основной состав
заболел и срочно потребовалась замена артистов на ключевых ролях.
Снова учить, снова репетировать.
Нужно много сил - дикцию выправить, научить говорить с выражением,
стихи читать с огоньком. Дети сложные. А разве бывают простые дети?
Кто еще не закрылся в своей капсуле взрослости, те понимают их
лучше, помнят все смущения, раздирающие душу комплексы, страдания,
прыщи.
Дети очень сложные, потому что им жить не просто. А еще они наши
отпечатки, нашей взрослости. Зачастую смазанные отпечатки, наспех
сделанные, нечеткие. Но они такие, как есть. И их необходимо
любить.
Они хотят! Ужасно хотят быть артистами! Им даже почти все равно кем
- Зимой, Весной, Скоморохом, Масленицей - кем угодно, только бы
нарядиться, перевоплотиться, почувствовать свою значимость и
талант, который Лена старается извлечь из руды неуверенности,
напускного максимализма, дури, лени, тик-тока и навешанных на
ребенка ярлыков.
Дитё должно от шелухи высвободиться, загореться ролью, тогда будет
толк. И Лена частенько строит своих артистов, как главный режиссер:
«Маша, как голову держишь? Ты же Весна! Подними ее вверх, улыбайся!
Ты же несешь свет и тепло». Весна расцветает, озаряет все вокруг
улыбкой и плывет в цветастом платье по кабинету. «Света, не
горбись! Снежная королева так ходит? Как крючок согнувшись?» Света
плечи распрямляет, нацепляет серебряный кокошник и белое боа из
перьев и кружит, задевая перьями парты.
Девчонки-скоморохи в разноцветных шапках сразу вошли в роль,
прыгают и танцуют в школьном коридоре. Видна, конечно, разница,
между актерами так себе и по-настоящему способными, одаренными,
понимающими суть роли.
Но Лена хвалит всех одинаково, и даже наоборот, больше подбадривает
тех, кто бубнит и опускает глаза, и тех, что стоят, как столб на
сцене. Их ругать нельзя, им доброе слово ценнее еды, им
расправиться, раскрепоститься нужно, чтобы на столбе появились
зеленые листочки.
На мероприятие пришли зрители - ученики начальных классов.
Залетели, глаза горят, видно, что завидуют. Тоже хотят костюмы,
короны и кокошники. Но педагоги сажают их на стульчики - они же
зрители. Не болтать, не крутиться, не бегать.
Артисты трясутся за дверью, ожидая выхода. Лена в большом накинутом
на плечи платке, в одной руке сценарий, в другой компьютерная мышь,
рулит процессом.
Наконец, отмашка. Она сказала «Поехали!» и махнула рукой. Грянула
задорная музыка. Зрители вскочили и давай подпрыгивать,
пританцовывать.
А оказалось, нельзя. Они же зрители. Учителя зашикали: «Сидеть!
Ногами не болтать!» И грозят пальчиком.
В зал полетели скоморошьи загадки. Загадки несложные были, все по
первым строкам догадались и давай кричать в ответ разгадку.
Оказалось, нельзя кричать, надо было до конца дослушать, а потом
отвечать.
Дубль второй. Крики тише. Стрелка на барометре задора ползет вниз.
Зима решила со зрителями поиграть в салки. Снова все вскочили,
тянут руки: Я, я, я, меня!
Оказалось, всем для игры места не хватает, только восемь человек
смогли.
Весна решила устроить хоровод. Опять все вскочили, хотят в хоровод,
а им говорят: «Ребята, подождите, сейчас артисты в хороводе танец
покажут, а вы позже».
Аааааа! Снова сели. Стали просто смотреть, как подготовленные
артисты танцуют хороводные пляски, переходящие в флэш-моб.
Взрослым весело было, они улыбались и артистам хлопали. Смотрю на
детей - лица грустные, словно лимонов наелись. Уже и ногами болтать
перестали, плечи опущены, все поникли.
Наконец, Масленица вышла, девчонка чудесная, с кудрявыми густющими
волосами, пухленькая, но ладная такая. Сзади до попы завязан
платок, потому что костюм ей не по размеру и надо было прикрыть то,
что топорщилось. Это ее совсем не портило, наоборот, добавляло
шарма.
Она с огромным удовольствием и выступала, и была самая веселая. И в
игру со вкусным названием «Блины» наконец-то пригласили всех, кто
был в зале. Ура!
Сначала дети никак не могли въехать в суть, потому что слишком
долго были зрителями, реакцию подрастеряли, расслабились. Стрелка
задора совсем упала. Но потом стала подниматься. Весело пошумели,
попрыгали, поскакали, поприседали. Даже получили подарки. Зрители,
наконец, компенсировали бездействие и смирение на стуле и стали
смеяться и даже хохотать.
Отличное мероприятие! Каждый из нас режиссер, артист или просто
зритель своей жизни. Я очень стараюсь быть хорошим режиссером. И
надеюсь, что буду. Ведь у меня есть школьный опыт, полученный в
тринадцать лет - режиссер театрального кружка)). Артистом быть у
меня получается. Но вот зрителем я точно быть не хочу. Иначе все
отпущенное время можно просидеть на стуле, глядя на этот
прекрасный, зажигательный, яркий спектакль жизни, в котором играют
другие. Как вам такое? Не очень, да?