Шрамы от оспы, волоски и испуганный взгляд:

топ 100 блогов storm10016.11.2020 В Великобритании воссоздали реальное лицо королевы Елизаветы I

Шрамы от оспы, волоски и испуганный взгляд: S3979-043-copy


Елизавета I – очень яркий персонаж в списке британских монархов и культовая личность для англичан. Ее огненно-рыжие волосы, свежий и молодой цвет лица, характерная одежда и объемные воротники делают эту знаменитую королеву всегда узнаваемой на картинах. Однако изготовленная недавно маска, изображающая ее реальное лицо, привела в шок мировую культурную общественность.


Портреты-иконы

Находясь у руля большого и сильного государства, Елизавета, последняя из династии Тюдоров, четко понимала, насколько важно иметь «правильный» имидж в обществе, и особенно усердно контролировала то, как она будет представлена на официальных портретах. В итоге до наших дней дошли весьма интересные ее изображения, лицо на которых всегда выглядит каменно-неприступным, а наряды – очень реалистичными и разнообразными (обычно художники их писали с натуры, отображая каждую мелкую деталь королевского туалета). Если судить по одежде на картинах, то королева чаще всего отдавала предпочтение таким цветам, как черный и белый – в те времена считалось, что это олицетворяет ее девственность и чистоту.

Шрамы от оспы, волоски и испуганный взгляд: elizabeth-i
«Портрет с горностаем» (символом королевской власти), 1585, худ. Николас Хиллиард. Hatfield House, Hatfield UK


Однако именно на то, как выглядит ее лицо, королева обращала особое внимание, считая свою внешность безупречной, с чем соглашались и подданные. Поэтому ее изображения принято называть «иконами».

Между тем, новая выставка, открывшаяся в Лондонском королевском доме в Гринвиче (Queen’s House), развенчивает этот тщательно созданный монарший образ.


Шрамы от оспы, волоски и испуганный взгляд: 1200px-The_Queen's_House,_Greenwich
Квинс-хаус (Национальный морской музей). /Фото: wikipedia.org


Два лица королевы

Британский художник Мэтт Коллишоу создал арт-инсталляцию, которая проецирует альтернативный образ Елизаветы в поздние годы ее царствования. Именно так, по мнению художника, выглядела королева на самом деле. Сенсационная маска изготовлена с использованием самых современных технологий.


Шрамы от оспы, волоски и испуганный взгляд: S3979-049-copy-2000x1605
Маску разместили в картинной галерее возле портрета королевы. /Фото Национального морского музея, Лондон.


Инсталляция размещена прямо напротив «Портрета с Армадой» – пожалуй, самой известной «иконы», изображающей Елизавету I. Этот портрет был заказан в 1588 году художнику Джорджу Гауэру в честь громкой победы англичан над испанцами и призван олицетворять славу Англии и ее монарха.

На переднем плане изображена королева, а картина, посвященная разгрому испанской Армады, изображена на заднем плане. Рука Елизаветы покоится на земном шаре, изящно указывая на Англию и символизируя тем самым ее международную мощь и власть чуть ли не над всем миром. О ее могуществе говорит и расположенная чуть позади внушительных размеров корона.


Шрамы от оспы, волоски и испуганный взгляд: Armada
Один из трех вариантов «Портрета с Армадой», 1588, худ. Джордж Гауэр. Woburn Abbey, Bedfordshire, UK.


На этой картине Елизавета одета в пышное платье с пышными рукавами, бантами и огромным воротником-ершем, обрамляющем ее шею. Лицо у королевы – гладкое, молочно-белое, и она кажется здесь удивительно молодой, хотя на момент написания картины ей было уже 55 (возраст по тем временам весьма солидный).

Специалисты пришли к выводу, что этот тщательно продуманный имидж (как сказали бы сейчас) был разработан для того, чтобы создать божественно-идеальный образ королевы в глазах подданных.

Как и многие ее современницы солидного возраста, Елизавета носила парик: на картине ее пышные каштановые волосы усыпаны жемчугом, что, в свою очередь, символизировало ее добродетель.


Идеальная внешность как гарант безопасности

Создавая свою маску, Коллишоу хотел бросить вызов «маске власти» на картине. В рамках инсталляции он создал анимированное лицо, изображающее Елизавету как пожилую женщину со всеми сопутствующими внешними признаками.


Шрамы от оспы, волоски и испуганный взгляд: Mask-of-Youth-1-2000x1520
Брови обесцвечены, макияж стерт, парика нет. Так, по мнению художника-исследователя, на самом деле выглядела королева . /Фото:matcollishaw.com


Эта альтернативная маска показывает Елизавету без парика, к тому же, ее глаза – темные и слегка впалые, а на лице нет ни грамма макияжа.

Кстати, известно, что в более поздние годы Елизавете приходилось наносить на свое лицо толстенный слой грима, чтобы скрыть шрамы от оспы, которую она перенесла. На маске же, изготовленной Коллишоу, мы видим морщины, шрамы и даже немного волос, растущих на лице королевы. Но наибольший эффект производят глаза. Они вращаются из стороны в сторону, словно ее взгляд мечется от страха и неуверенности, и это очень контрастирует с тем бесстрастным выражением лица королевы и пронзительным пристальным взглядом, что можно увидеть на «Портрете с Армадой». При этом рот монаршей особы то открывается, то закрывается, однако голоса не слышно, что, по задумке создателя маски, подчеркивает отсутствие у Елизаветы свободы воли в ее королевском положении.


Шрамы от оспы, волоски и испуганный взгляд: S3979-056-copy
Художник воссоздал даже волоски на ее лице. / Фото:matcollishaw.com


Эта инсталляция представляет собой альтернативный взгляд на Елизавету как на женщину, которая теряет свою индивидуальность под гнетом высокого титула и ответственности, которую она несет. «Живая маска смерти» Коллишоу, размещенная прямо напротив знаменитого портрета королевы, наводит на мысли о том, что Елизавета смотрит в зеркало и видит себя настоящую – со всеми своими внешними изъянами и человеческими слабостями.

Надо сказать, что жилось королеве действительно непросто, ведь ей пришлось быть женщиной-монархом в глубоко патриархальном обществе и ее положение всегда было неустойчивым. В глазах английских граждан она должна была демонстрировать два противоречивых образа одновременно: с одной стороны, девственную, чистую и целомудренную царицу и, с другой – мужественного, непоколебимого и властного правителя.


Шрамы от оспы, волоски и испуганный взгляд: 768x
«Сиенский портрет» («Портрет с ситом»), 1579, худ. Джордж Гауэр, картина из частной коллекции.


Ее внешность рассматривалась фактически как продолжение монархии и самого государства и поэтому являлась холстом, на котором можно было изобразить символы власти.

Инсталляция работы Коллишоу приглашает зрителей еще раз взглянуть на эту культовую королеву и исследовать «другое лицо» Елизаветы – это лицо уязвимой женщины в опасном мире, выжить в котором можно лишь, поддерживая идеальный визуальный образ.


https://www.youtube.com/watch?v=v3ZVLYAC6_s&feature=emb_logo&ab_channel=BlainSouthern



Елизавета I носила также имя Королева-Дева, и ее биография дополнила Истории знаменитых девственников.


Текст: Анна Белова
Источник:




Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кошка меня уже довела! Пока меня не было, она села на горшок с аихризоном и сломала его у основания! Я терпела пока она регулярно сигала через клавиатуру и над моей головой на верхнюю полку, пока она свалила мне на голову е-ридер, когда пришлось ...
Представьте себе ситуацию, что есть пациент и есть градусник, который показывает у пациента повышенную температуру. Можно ли на основании этого объявить градусник русофобским, если национальность пациента русский? Все это выглядит абсурдом, если бы не было реальностью, когда меня, ...
Вот смотрите, какие майки в Казани выпускают! А я живу себе в Мск, и даже не знаю, где у нас такое продают... Источничек - http://pikabu.ru/story/segodnya_vstretil_vot_takoe_quotchudoquot_2587651 ...
Привет, Морена! Читаю тебя с 2016-2017 года, и раз уж у тебя появилась рубрика с письмами подписчиков, то хотела затронуть такую неоднозначную тему как ревность. Сейчас много говорится про ревность, про то, как она убивает отношения, как демонстрирует неуверенность. Но на мой взгляд ...
Валдайский форум стал трибуной для объявления новой Холодной войны. Риторика сомнений не оставляет: речь идет о сохранении режима. Валдайский клуб в нынешнем году оформился в качестве трибуны, на которой определяется генеральная внешнеполитическая линия партии. Других подобных триб ...