Шпион, передавший русским секреты «Конкорда»
magman67 — 25.11.2023 Алекс Фарбер, лондонская The Times сегодня.«Конкорд» известен как вершина британско-французской авиации, но история о том, как он стал жертвой российского заговора с целью украсть его секреты, менее известна.
Спустя двадцать лет после того, как сверхзвуковой самолет, изменивший трансатлантический перелет, приземлился в последний раз, документальный фильм Channel 4 разоблачил шпиона под кодовым названием «Агент Эйс», чьи усилия привели к тому, что его почти затмил советский соперник.
«Конкорд: Гонка за сверхзвуком», двухсерийный фильм, вышедший в субботу, подробно описывает, как Эйс передал Советскому Союзу 90 000 страниц секретных записей в 1970-х годах. Среди документов были сверхсекретные проекты двигателей Rolls Royce Olympus 593, поскольку его соперник времен холодной войны стремился выиграть гонку по разработке собственного сверхзвукового самолета, получившего в западных СМИ прозвище «Конкордский».
На кону стояла возможность доказать, какая держава является наиболее технически продвинутой, и заключить ряд выгодных коммерческих контрактов с авиакомпаниями. Эйс был разоблачен доктором Колдером Уолтоном, помощником директора разведывательного проекта Белферовского центра в Гарварде, после изучения строго закрытых архивов перебежчика из КГБ Василия Митрохина, проводимого Черчилль-колледжем в Кембридже.
В фильме Уолтон называет кротом Айвора Джеймса Грегори. Грегори, который умер в 1982 году в возрасте 73 лет, родился в Гонконге и получил образование инженера, прежде чем его карьера пошла вверх в British European Airways. «Мы не знаем мотивов агента Эйса. В его биографии нет ничего, что указывало бы на то, что он был идеологически преданным коммунистом, хотя он, возможно, очень хорошо умел это скрывать», — сказал Уолтон.
«Однако КГБ были мастерами взяточничества и шантажа, так что это могло оказаться фактором. Или, может быть, он просто хотел денег».
Грегори стал вторым британским шпионом, связанным с «Конкордом» после того, как инженер-электронщик Джимми Дойл признался в 1971 году, что делился секретами с Кремлем за наличные после того, как с ним связалось советское посольство. Информация, которой они поделились с Советским Союзом, помогла тем запустить Ту-144.
Поскольку «Конкорд» все еще находился на стадии прототипа, он был представлен на Парижском авиасалоне в 1973 году, но разбился, возможно, при выполнении маневра, превышающего его возможности. Шесть членов экипажа и восемь человек на земле погибли, и российский самолет так и не смог бросить вызов своему западному близнецу.
Уолтон, чья третья книга «Шпионы. Эпическая разведывательная война между Востоком и Западом» выйдет в следующем году, добавил, что степень осведомленности британских спецслужб о ситуации остается неизвестной. Он предположил, что документы, которые Грегори передавал Советам, могли быть изменены перед передачей. «Не исключено, что британцы исказили часть информации. Это определенно то, что США сделали в других областях», — сказал он.
Наконец, через два года после «Конкорда», самолёт был введен в эксплуатацию, но из-за конструктивных недостатков он выполнял лишь ограниченное количество рейсов между Москвой и Казахстаном, а пассажиры рассказывали многочисленные ужасные истории. Его отменили всего через шесть месяцев и 55 пассажирских рейсов.
«Советы хорошо разбирались в обратном проектировании, и у них были одни из лучших математиков на планете, но они были очень плохи в преобразовании вещей в практические продукты», — сказал Уолтон.
«Конкорд» был прекрасным символом статуса для Великобритании и западного мира, и возможность создать соперника лежала в основе желания Кремля, чтобы его воспринимали всерьез как мировую державу, способную на то же самое, что и западный мир. Оно никуда не делось, оно всё ещё здесь».
Начало конца «Конкорда» наступило 25 июля 2000 года, когда пожар в шасси привел к тому, что один из французских самолетов разбился над деревней Гонесс, в результате чего погибли все 100 пассажиров и девять членов экипажа.
Капитальный проверка безопасности была завершен чуть более чем через год, но самым первый испытательный полет состоялся 11 сентября 2001 года, и, несмотря на безупречный перелет через Атлантику, он вернулся в изменившийся мир авиации, в который он больше не вписывался. Свой последний полет он совершил два года спустя.
|
</> |