Шостакович и узбекский классик
sapojnik — 14.11.2019 А вот еще из воспоминаний Дмитрия Шостаковича - на этот раз про плагиат в СССР. Очень интересно! А то ведь еще некоторые думают, что в совке было прямо царство порядка и приличий..."Если сейчас сказать на композиторском собрании - "нравственность композитора", так ведь засмеются. Уже и забыли, что это такое.
Например, поражаюсь я: почему такое широкое распространение у нас композиторский плагиат получил. Откуда эта зараза, гнусь, мерзость. Я здесь не о подражании говорю. И не о бессознательных заимствованиях. Один мой коллега правильно выражается, что нет музыки, которая состояла бы только из самой себя. То есть музыка - не дистиллированная вода. И она не может быть стилистически кристально чистой. Любая музыка хоть в чем-нибудь похожа на какую-нибудь другую музыку. Но я сейчас не об этом говорю. А говорю о самом бессовестном, нахальном списывании.
Тут в нашей среде скандалезностей хоть отбавляй. Одна дама, член Союза композиторов, просто брала симфонии современных американских композиторов, да и переписывала их. От первой ноты до последней. Безо всяких изменений. А когда ее схватили за руку - совершенно случайно - уверяла, что хотела пошутить. Ничего себе шуточки. Кажется, было уже и решение об издании этих, вполне годящихся для нашего социалистического искусства, сочинений. Во всяком случае, деньги за них эта дамочка получила.
И такая вот беспардонная дама преподавала в Московской консерватории композицию. Представляю, чему она могла студентов научить. А неплохо бы звучало: "Курс музыкального воровства, читает такая-то, практические занятия по понедельникам и четвергам". Опять-таки скажут - нетипичный случай. А по-моему, очень даже типичный. Ничего тут случайного нет. В этом воровстве беззастенчивом. Случайно как раз то, что гражданочку эту поймали. Ведь только случайностью можно объяснить поразительный факт: когда наша смелая дама показывала свою симфонию в Союзе композиторов, нашелся среди композиторской братии такой эрудит, который вспомнил про симфонию Уильяма Шумана. У него по какой-то случайности и ноты имелись. Вот это уж совсем нетипично. Случайно, можно сказать.
Потому что очень многие наши композиторы мозги свои музыкой не засоряют. Сначала - нельзя было. Не разрешалось. А потом - вроде бы и разрешили, да уж ни к чему. Лень. Проще отмахнуться - это, мол, гнилой продукт вырождающегося Запада. Это я о современной западной музыке говорю. Западную классическую тоже знают, к сожалению, весьма посредственно. Я все время сталкиваюсь с тем, что о Малере и Брукнере слышали только звон. А реально не представляют себе ни одной партитуры. Просто никогда в ноты не заглядывали. Из Вагнера - только некоторые популярные мотивчики помнят. Да что там Вагнер - Брамса (кроме симфоний, конечно), Шумана многие себе весьма приблизительно представляют.
Конечно, так в частном разговоре не очень поэкзаменуешь человека. Все-таки неудобно, коллега. Еще обидится, чего доброго. Но вот я бывал председателем Государственной экзаменационной комиссии на композиторском отделении Московской Консерватории. А в этой консерватории студенты-композиторы, как известно, только кончат учиться - уже и в Союз композиторов вступают. У них у всех уже багаж чрезвычайно внушительный - оперы, симфонии. А музыки не знают. Не только западной не знают - в своей, отечественной, скверно разбираются. А вот это - результат уже совсем другого процесса, нежели в случае с западной. Ту ругали, прятали. За излишнее знакомство с ней оценки на экзаменах снижали. А русскую силой под нос подсовывали. И глупости о ней говорили. Что вот именно наша славная отечественная музыка сама из себя выросла. Ни от кого она, дескать, не зависит. И ни к кому отношения не имеет. Одним словом, "Россия - родина слонов".
В результате - история русской музыки - конечно, только как предмет, который в наших вузах музыкальных преподается - приобрела на редкость глупый вид. И некоторое отвращение студентов к ней можно объяснить. Но не извинить. В конце концов, брошюрки и лекции - это одно. А реальная музыка - совсем другое. Нормальный разрыв между словом и делом. И обидно, что студенты этого разрыва не понимают. И считают, что быть неграмотными - чуть ли не оппозиция. Я разговаривал с уже вполне зрелыми людьми, которые гордились, что не знают и не любят Глинку. Такая всеобщая музыкальная неграмотность - конечно, одна из причин, по которым композиторский плагиат так у нас прижился. Но, понятно, не единственная. Причин множество.
Конечно, жадность к деньгам. Но не просто жадность. А еще и уверенность, что никто не поймает. Не боятся, что схватят за руку, выставят на позор. Тут целые трагедии разыгрываются втихомолку. Жизни калечатся.
У меня был знакомый. Так он признался мне как-то спьяну, что зарабатывает себе на хлеб так: сочиняет песни за одного очень популярного композитора. И сказал - за какого. "Наш народ любит эти песни, правда?"- сказал он мне с кривой ухмылочкой, - "Ведь они о подвигах, мужестве, благородстве и других замечательных вещах." И рассказал, как все это делается. Замечательная картина. Прямо из Достоевского.
Встречались два "соавтора" в уборной. И один другому деньги совал, а тот ему - ноты очередной песни про благородство. И для конспирации они дергали за ручки унитазов. Вот в такой возвышенной и поэтической обстановке рождалось, можно сказать, новое ценное произведение, призванное повышать моральный уровень народа.
Я говорю своему знакомому: "Я этого мерзавца из Союза исключу. "(Я в то время был руководителем Союза композиторов РСФСР.) А он протрезвел мгновенно и отвечает: "Попробуй только. Я скажу, что ты его оклеветал" Я ему говорю: "Как же так? Ты же мне все про этого негодяя сейчас рассказал." И в ответ слышу: "А я от своих слов откажусь. Скажу, что ты лжешь. Я из-за тебя заработка лишусь. Компаньон мой мне платит хорошо. И аккуратно. А с других еще тянуть приходится. А этот дает жить, спасибо ему за это. А тебя я как клеветника ославлю - попробуй только, скажи хоть что-нибудь. Будешь у меня в клеветниках ходить. Тебя все лжецом назовут". И ведь я промолчал, отступился. Почему? Сам до конца не знаю. Плохо это, конечно. Ни одного дела, получается, до конца не довожу. Наверное, испугался, что лжецом назовут. Этого я очень не люблю - слышать такое про себя. Хочется быть человеком правдивым во всех отношениях.
Граждане, новая страница музыкальной истории открылась. Тут перед нами не просто плагиат. Перед нами хорошо налаженное производство. Я отступился. А нужно было дело до конца довести. Выгнать мерзавца. Но мой знакомый заработка лишился бы. А может, я просто рукой махнул. С плагиаторами и мошенниками заводиться, когда они в силе, бесполезно. Весь мир будет кричать, что он подлец, а он и в ус не дует. Особенно, если ус этот есть.
История восхождения Мухтара Ашрафи. Знаменитейший композитор. Лауреат двух Сталинских премий. Народный артист СССР, профессор, орден Ленина имеет. Я потому хорошо все его титулы знаю, что сам его делом занимался. Он оказался бесстыдным плагиатором и жуликом. А я был председателем комиссии, которая его на чистую воду выводила. Копались, музычку "анализировали", свидетелей выслушивали. А все зря, как выяснилось. Т.е. сначала были результаты. Ашрафи из СК исключили. А недавно я какой-то журнал перелистывал. Вижу - Ашрафи интервью дает. Опять он в силе, опять в славе. Делится обширными творческими планами. Ну как тут рукой не махнуть? Мне кажется, самое страшное для композитора - потерять веру. Музыка, вообще искусство, не может быть циничным. Музыка может быть горькой, отчаянной. Но не циничной. У нас любят путать цинизм и отчаяние. Если музыка трагическая - говорят, она циничная. Меня, например, не раз клеймили за цинизм. Причем не только чиновники, Игори и Борисы отечественного музыкознания тоже приложились. А ведь отчаяние и цинизм - вещи разные. Или тоска и цинизм. Когда человек в отчаянии - значит, он еще верит во что-то. Циничной как раз бывает благополучная музыка. Когда автору на вас наплевать. Это не искусство. И такой музычки кругом - пруд пруди. Грустно об этом говорить. Потому что цинизм русскому искусству вообще-то не свойственен". (Дмитрий Шостакович)
Я заинтересовался, полез даже смотреть в Вики - что за Мухтар Ашрафи такой. Оказалось, с ним и сейчас все в порядке порядке - музыкальный классик узбекского народа.
"Мухта́р (Ашра́фович) Ашрафи́ (узб. Ashrafiy Muxtor Ashrafovich; 1912 — 1975) — узбекский советский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1951). Лауреат двух Сталинских премий (1943, 1952). Один из основоположников современной узбекской музыки".
|
</> |