
Шокированная Азия. Скрепы убивают. Как господдержка "традиционных ценностей"

а) Давление общества и общественных стереотипов (т.н. традиция "так надо")
б) Экономические соображения (выгодно или невыгодно заводить детей)
в) Хобби (по той же схеме что заведение домашних питомцев)
Пункт (а) разрушается, поскольку "традиционная" семья снижает комфорт индивида, в первую очередь - женщины, но теперь уже и мужчины.
Пункт (б) в настоящее время работает против детности (она экономически затратна, причем общество явно недостаточно компенсирует эти затраты)
Пункт (в) в условиях глобальной рецессии становится уделом богатого меньшинства.
...Также было отмечено, что в существующей модели экономики производство детей важно для государственного и корпоративного хозяйства, а не для домохозяйства. Следовательно - государство и корпорации должны за это платить соразмерное вознаграждение. Если же они не станут платить - то столкнутся с тремя кризисами подряд (трудовая демотивация, потребительский дауншифт, сжатие трудового ресурса). Модель "домохозяйства одного человека" в случае ее преобладания - разрушит сложившуюся экономику, а дефицит людей в будущем поколении - добьет ее.

И вот - наблюдаем симптоматичную статью в The Economist: "Новая азиатская семья. Правительства Восточной Азии должны попытаться управлять важными социальными изменениями, которые они не могут предотвратить"**
Тезисы статьи вкратце:
1) Концепция «азиатских ценностей», когда-то отстаиваемая лидерами всего региона, вышла из моды после азиатского финансового кризиса 1997 года. Идея о том, что дисциплинированная Восточная и Юго-Восточная Азия обладает уникальным экономическим преимуществом перед декадентским Западом, внезапно менее убедительно.
2) В Китае, Японии, Южной Корее и Тайване рушится предполагаемая приверженность азиатов консервативной семейной жизни. Миллионы молодых людей выбирают более свободную, часто более одинокую и — в восточноазиатском контексте — менее мужскую атмосферу. В регионе, где проживает более пятой части человечества, социально-экономические и демографические последствия будут огромными, потенциально дестабилизирующими и определят жизни миллионов людей.
3) В Японии, где этот сдвиг впервые стал очевиден, в 1980 году супружеские пары, имеющие хотя бы одного ребенка, составляли 42% домохозяйств, а одинокие люди — 20%. Теперь соотношение перевернулось. В 2020 году пары с детьми составляли 25% домохозяйств, а одинокие — 38%. И падение продолжается. В прошлом году 17 % японских мужчин и 15 % женщин в возрасте от 18 до 34 лет заявили, что не женятся, по сравнению с 2 % и 4 % в начале 1980-х годов, а в Китае зафиксировано самое низкое количество браков за всю историю, вдвое меньше, чем в десятилетие назад.
4) В период с 1960 по 2010 год уровень брачности в Европе сократился наполовину по многим причинам, которые сейчас приводят к снижению показателей в Восточной Азии. Многим людям брак кажется все более анахроничным и недоступным. Все больше женщин из среднего класса откладывают замужество, чтобы сосредоточиться на своей карьере.
5) В Азии низкие показатели прав и возможностей женщин, причем они ухудшаются. В рейтинге "Всемирного экономического форума по гендерному равенству" из 153 стран Китай опустился с 63-го места в 2006 году на 102-е место в 2022 году. В Южной Корее самый большой гендерный разрыв в оплате труда среди стран ОЭСР.
6) Табу на рождение детей вне брака остается в Восточной Азии таким же жестким, как и прежде. В странах ОЭСР 40% рождений происходят вне брака. В Японии, Южной Корее и Тайване менее 5% (а в Китае это засекречено).
7) В Восточной Азии происходит резкое падение рождаемости. В Южной Корее - 0,78, это самый низкий зарегистрированный показатель, в Тайване он лишь немного выше. В Японии и Китае коэффициент замещения чуть выше половины [на самом деле уже ниже и сблизился с южнокорейским]. Прогнозируется, что общая численность населения четырех стран Восточной Азии сократится на 28% в период с 2020 по 2075 год [прогнозы, учитывающие 2-ю производную, показывают сокращение почти на 50%].
9) Регион в целом застрял между современностью и традицией, страдая от худших последствий того и другого. Жители Восточной Азии могут свободно пренебрегать традиционными семейными ролями, но не переопределять их. Вот почему миллионы людей прибегают к бездетности и одиночеству.
...Такие дела...
---------------------------
*) Ранее в этом журнале
17 мая 2018, Нормативная семья как программируемое несчастье.
https://alex-rozoff.livejournal.com/48394.html
30 декабря 2019, Охрана труда по производству детей, и мама Джульетты. Здравый смысл против героизма.
https://alex-rozoff.livejournal.com/202689.html
02 марта 2020, Леди, джентльмены, и советчики! Семья и дети - не инстинкт, а задача о ресурсах и комфорте.
https://alex-rozoff.livejournal.com/222130.html
07 июня 2021 Экономическая демография Китая пропорола брюхо, налетев на японский Риф Травоядных Мужчин
https://alex-rozoff.livejournal.com/411061.html
19 сентября 2022, До авторитетных экономистов (слишком поздно) дошло, что дети - товарный продукт, и придется платить
https://alex-rozoff.livejournal.com/602557.html
28 декабря 2022 Травоядные мужчины с асексуальностью и бетризация с комфортной эротикой - почувствуйте разницу
https://alex-rozoff.livejournal.com/632388.html
16 января 2023 Моногамная модель рушится. Полиамория начинает рулить. Американские адвокаты навострили уши.
https://alex-rozoff.livejournal.com/638326.html
**) The new Asian family. East Asian governments must try to manage a momentous social change they cannot prevent
https://www.economist.com/leaders/2023/07/06/the-new-asian-family
|
</> |
