Шлюзовая набережная Водоотводного канала
dmitry_sasin — 25.06.2023 Шлюзовая набережная от остальных отличается ещё и тем, что расположена она на берегах сразу двух водоёмов: Москвы-реки и Водоотводного канала. Про москворецкую часть я уже рассказывал, пришла очередь канальной. Протянулась она примерно на 570 метров от Малого Краснохолмского моста до Шлюзового. Этот район в 19-м веке был самой настоящей промзоной. Но начиналась эта промзона ещё в 16-м веке с Кожевенной слободы. Здесь, на окраине тогдашней Москвы селились кожевники, которые занимались выделкой кож. Выделка кож была достаточно "пахучим" производством и требовала немало воды. Здесь кожевникам было самое место. И район звался Кожевники. Выделка кож продолжалась до 19-го века, но кожевенное производство сохранялось и в 20-м - это обувная фабрика, известная под именем "Парижская Коммуна" и фабрика технических принадлежностей Жемочкина. А всего к 19-му веку в Кожевниках было 19 кожевенных предприятий. Набережная названа так в честь Краснохолмского шлюза, находившегося в нижней части Водоотводного канала. Через этот шлюз осуществлялось судоходство по Москве-реке в обход мелей и перекатов возле Кремля. Старое название набережной - Кожевническая.Из исторической застройки набережной мало что сохранилось. Сейчас же там полное смешение стилей, что для Москвы совсем не исключение.
2. Начнём осмотр от Малого Краснохолмского моста.
3. Бывшая автобаза Наркомтяжпрома СССР на Нижней Краснохолмской улице (Садовое кольцо).
Проект разработан Ю.С. Фельдзером. В 1928м-м году его по поручению наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе командировали в США для изучения строительства и эксплуатации крупных автомобильных предприятий. И это при том, что к тому времени Константином Мельниковым уже были разработаны оригинальные проекты гаражей для автопарков, Интуриста, Госплана.
Проект Фельдзера был реализован в 1933-м году и оригинальностью не отличался. Автобаза была в основном укомплектована автомобилями иностранного производства: «Форд», «Лассаль» и другими. В годы войны, на автобазе был развернут авторемонтный завод. После войны автобаза вновь начала работу по обслуживанию госучреждений легковым транспортом. Стали поступать автомобили отечественного производства, такие, как «Победа», «ЗИС», «ЗИМ». Автокомбинат стал обслуживать легковым автотранспортом министерства и ведомства союзного и республиканского значения, такие, как Генеральная прокуратура, Верховный суд, Комитет по науке и другие организации. Численность автопарка доходила до 1000 автомобилей, были развёрнуты дополнительные автостоянки в других районах.
4. Самое интересное - это здание конторы с полукруглым эркером, выходящим на угол Шлюзовой набережной и Нижней Краснохолмской улицы.
5.
6. Административное крыло, стоящее вдоль Садового.
7. Ну а это собственно и есть сама бывшая автобаза.
8. Увы, но в планах городских властей здесь очередная офисная высотка.
9. Ниже автобазы стояли корпуса фабрики "Парижская коммуна".
10. Сейчас вместо него семиэтажное жилое здание.
11. Слева - ДК фабрики "Парижская коммуна".
12. Теперь на фабричной территории стоит яркий многофункциональный комплекс.
13. Вроде как построила его сама фабрика, ей он и принадлежит, а помещения сдаются в аренду. Видимо прибыльнее, чем обувь тачать.
14. Перестроенный фабричный корпус.
15. Начиналась фабрика "Парижская коммуна" с этого корпуса, принадлежавшем ранее Михайловской текстильной мануфактуре
Во время Первой Мировой войны производство было перепрофилировано под военные нужды на изготовление артиллерийских снарядов. После революции купцы Михайловы эмигрировали из России и фабричные помещения пустовали. Весной 1921 года рабочие московских обувных предприятий полукустарного типа, расположенных в клетушках и подвалах, пересказывали друг другу новость о том, что «на берегу Москвы-реки отделывается большая фабрика, в которой пыль будут всасывать пылесосы, а все машины — вертеть электричеством».
Создавая новое производство в опустевших цехах, трест Москож видел в ней прообраз предприятия нового типа, действующего на основе прогрессивных форм организации труда, управления и технологии, оснащённого современными механизмами, преобразующими труд обувщика. Ничего подобного в Москве в ту пору не было. На Кожевническую улицу были свезены станки с пяти небольших фабрик: № 1 (бывшая «Универсаль»), № 3 (бывший «Меркурий»), № 8 (под этим номером ранее трест Москож объединил три предприятия, принадлежавших до этого Марину, Жилину и Луцкому), № 10 (бывшая фабрика Левитина) и № 11 (бывшая «Буффало»). 18 марта - День Парижской коммуны до 1938 года в СССР был государственным праздником и нерабочим днём. В этот день в 1922 году состоялось торжественное открытие фабрики «Парижская коммуна».
Яркое пролетарское название читалось как призыв к преобразованию содержания и форм труда, к оснащению обувного производства умными совершенными машинами. С момента создания новое московское предприятие было сориентировано на освоение прогрессивных технологических процессов. Его задачей было не просто производство обуви – сапожников и башмачников в городе во все времена было много – предназначение фабрики «Парижская коммуна» состояло именно в том, чтобы совершить технологический прорыв, перевести в новое качество старинное обувное ремесло. Научиться выпускать продукцию промышленными партиями и реализовывать обувь оптом.
Памятные вехи в ранней истории предприятия: установка первого конвейера; приход первых дипломированных инженеров, выпускников МВТУ; сотрудничество с учеными кожевенного факультета Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева; участие в создании Политехнического института кожевенной промышленности (впоследствии получившем название Московского технологического института легкой промышленности, ныне Московского государственного технологического университета дизайна и технологии).
Фабрика в советское время считалась флагманом обувной промышленности страны, здесь шили не только ширпотреб, но и обувь первым лицам государства. В фабричном музее хранятся колодки Л.И. Брежнева, Н.С. Хрущева и других. В студенческие годы у меня была подруга с обувного факультета МТИЛП, я знал многих её однокурсниц. И большинство из них стремились по распределению попасть именно сюда.
Сейчас на территории фабрики теплится мелкосерийное производство обуви. Но то, что продаётся в магазинах под маркой "Парижская коммуна", производится на четырёх обувных фабриках в Тульской и Тверской областях, а здесь помещения сдаются под офисы и магазины. С 1992-го по 2000-й годы в главном административном корпусе размещался мебельный центр "Громада". Я как раз в то время приобрёл квартиру и здесь мы купили книжные полки, диван и ковёр.
16. Чуть ниже фабричного здания находился тот самый Краснохолмский шлюз, давший название набережной. В 1930-е после постройки Перервинской плотины уровень воды поднялся, скрыл пороги напротив Кремля. Москва-река стала судоходной по основному руслу и шлюз разобрали.
17. Движение по Водоотводному каналу было весьма оживлённое. на заднем плане колокольня Новоспасского монастыря.
18. Следующие два здания являются типичными представителями лужковского стиля.
19. Гостиница "Катерина-Сити" была построена в 1998-м году. Позже она поменяла хозяев и название. сейчас это бизнес-отель "Россо Рива".
20. Трёхэтажное здание тоже относится к гостинице, но построено явно раньше.
21. Последним здание Шлюзовой набережной Водоотводного канала является бывший учебный корпус МИСИ - инженерно-строительного института, сейчас это МГСУ им. Куйбышева. В 2008-м вуз покинул здание и оно сдавалось под офисы. Здесь же размещался пенсионный фонд.
22. Заканчивается набережная Шлюзовым мостом, про который я уже рассказывал.
|
</> |