Школьное
waspono — 21.11.2025
Попытка реформировать систему образования в Дунайском вилайете — обширной османской провинции, основную часть христианского населения которой составляли болгары, — была предпринята губернатором А. Мидхат-пашой, занимавшего этот пост в 1864-1868 гг., практически сразу после вступления в должность. Суть нововведения состояла в отмене конфессиональной сегрегации в процессе обучения. Для болгар данное новшество означало удар по той системе образования, которая сформировалась в регионе во второй трети XIX в. благодаря инициативе местных общин. Светские, национально ориентированные училища возникали в болгарских землях спонтанно и децентрализованно, были общедоступны и бесплатны, никогда не знали сословного принципа. И, что особенно важно, в своей деятельности они были фактически ограждены от вмешательства турецкой администрации. Гарантом этого феномена была османская система миллетов (конфессиональных общин), сложившаяся в общих чертах ещё в ХV-ХVI вв. Права и привилегии, закреплённые за греко-православным, армяно-григорианским и иудейским миллетом, обеспечивали иноверным подданным султана значительную степень конфессионально-юридической и церковноадминистративной автономии, в том числе и в вопросах образования.
[…]
Гуманитарные инициативы Мидхат-паши, предложенные им в 1865-1867 гг., органично связаны с проблемами, остро вставшими перед османским кабинетом в рамках реализации обещаний, сформулированных в знаменитом султанском указе Хатт-и хумайун (1856 г.). По словам российского посланника в Константинополе князя А. Б. Лобанова-Ростовского, в основе этого документа лежала «утопическая мысль» британского посланника лорда Рэдклифа о возможности «слияния воедино» всех турецких подданных. В будущем, по его замыслу, эта новая синтетическая общность должна была стать «не турецкой, и не армянской, и не греческой, и не славянской, но той, которая абсорбирует все эти расы в один общий интерес политической стабильности, материального благоденствия и равноправного участия в одних и тех же правах и обязанностях». При султанах Абдул-Меджиде I (1839— 1861) и Абдул Азизе I (1861-1876) данная концепция, получившая в историографии название «османизма», была возведена Портой в ранг государственной доктрины. Процесс её реализации был неотделим от реформы системы миллетов и отмены конфессиональной сегрегации в сфере образования. На повестку дня выдвинулась задача создания учебных заведений смешанного типа, призванного воспитывать детей в духе единения и веротерпимости.
[…]
В рамках программы по реорганизации системы миллетов в 1862-1865 гг. Портой также был издан ряд законов, ограничивавших властные полномочия православного, армяно-григорианского и иудейского духовенства. В соответствии с ними заново регулировался статус религиозных общин, порядок избрания и финансирования их высших органов. Контроль над мирскими делами передавался в гражданские советы при главах миллетов. На эти советы возлагались не только административные функции, традиционно связанные с курированием школ, больниц, но и судебные, находившиеся ранее исключительно в компетенции духовенства.
Все эти шаги должны были, по замыслу правительства, способствовать секуляризации и гомогенизации османского общества.
[…]
Макарова И.Ф.
Реформа образования в Болгарии 60-х гг. XIX в. и Танзимат
Вестник славянских культур 2011 номер 4
В отличие от современников той реформы мы знаем чем кончилось: на месте н е с о с т о я в ш е й с я новой-исторической-общности-османский-народ теперь существует с пару дюжин (более-менее :) ) национальных государств …
Широко-автономные миллеты сыграли османам ту же роль, что бесконечно задабриваемая русскими царями Финляндия. То есть роль - неблагодарную :)( . С унификацией османы сильно запоздали …
Роль национальной школы в воспроизводстве национальной же идентичности трудно переоценить.
Равно как и ущерб от передачи дела образования новых поколений в руки всевозможных эйдельманов (я прежде всего про Тамару Натановну :) , которая од-но-вре-мен-но заслуженный учитель России и … иностранный агент; но совсем не только про неё :)( ) - это кончается развалом державы.
PS
Когда редким птицам удастся улететь за середину Днепра (а так будет!), одним из важнейших дел должно стать реформирование образования на освобождённых русских землях.
|
|
</> |
Айдентика бренда: визуальный язык вашего бизнеса
Там. Там-тарам, там-тарам.
Άγιος Δημήτριος ο Μυροβλύτης
Сара Чатто с мужем, сыном и его подругой на выставке Уэйна Макгрегора
McDonald’s только что украл идею «Вкусно — и точки» и выпустил новогодние носки
The Windsor Legacy. Часть 4.
Воскресная пирожковая
"Битва за Берлин" - презентация первого тома

