Школьное образование в Германии

хаха, сразу к заглавию оговорка: германий много и это не шутка. в германии 16 земель, это федеративная страна и управление образованием передано этой самой земле.
Я сразу и свои комментарии буду писать: мне это не понятно. в то время как весь мир (розовый довоенный) шел к общему знаменателю с болонской системой (с граблями, но шел), в самой германии образование отличается.
Поэтому могу рассказать про нашу землю. что-то будет в других очень похоже, но не все.
В школу дети идут в 6 лет (все, кому в первоклассный год исполнилось 6 до 1.07 или моложе, если родители хотят и сад, например, рекомендует). для примера: в классе филипа есть девочка, которой исполнилось 6 в ноябре. у яна есть октябрьская. в то же время, есть дети, которые идут уже а полные 7 лет (июльские, августовские).
Начальная школа - 4 года. Это отдельное и административное и территориальное здание.
Потом до недавних времен ребенок шел в одну из трех школ (по рекомендации начальной школы, но родители могли оспорить):
- базовая (условный будущий дворник)
- реальная (мастеровой) (10 или 11 лет с первого считая)
- гимназия (допуск к ВУЗУ, если сдал экзамены абитурьента) (13 лет)
то есть ребенку 10 лет и уже вроде как его жизнь решалась. были пути подняться, но это сложнее. хотя друг марко, наш свидетель на свадьбе как раз этот путь прошел. когда ему было лет 5 на его глазах машина насмерть переехала его родного брата. он сильно замкнулся и стал заикаться. учился в начальной так себе. после пошел в базовую. но потом собрался и дошел до очень высокого уровня в образовании и профессии. это возможно, но не просто.
еще надо сказать, что тут другое отношение к высшему образованию. и вообще к профессиям. ВУЗ - не самоцель. зависит от выбора специальности. и на самом деле внутреняя образованность и интеллигентность точно от корочки не зависит. вот шеф бара (старейшего в оснабрюке), где я работала всю учебу паскаль. паскаль закончил не знаю какую школу и птом что-то типо пту по ведению хозяйства. а по тому, что он знал, мог заткнуть многих профессоров.
сейчас система в нашей земле поменялась. после начальной у ребенка выбор (решают родители и он сам, рекомендации начальной школы нет):
- общеобразовательная (IGS)
- гимназия
с гимназией ничего не поменялось.
а что такое общеобразовательная:
это школа, где под одной крышей представлены все уровни. в одном классе. один и тот же ребенок Х может, например, математикой заниматься на уровне гимназии, историю учить как реальную , а изобраpительное искусство как базовое. там то ли разные учебники, то ли разные уровни сложности. при этом вроде как учителя следят, чтобы дети не расслаблялись и работали. потом наш ребенок Х может через год загореться учебой и перейти, например в истории тоже на гимназиальный уровень. До класса 8го нет оценок цифрами, а табеля выдают по странице на каждый предмет (или группу предметов) описательные. то есть это не просто условное "4", а "Петя очень хорошо разбирается в лагортмах в целом, а в частности с log _{2}8=3 стоит доработать то-то и то-то". Нам рассказывали, что дети учатся хорошо работать с критикой и выходят со здоровым самомнением.
Дополнительно у них нет многих отдельных предметов типо физики, биологии и так далее отдельно, а изучат комплексно. Возьмем пчелу и разберем
- почему она может летать (физика)
- из чего состоят крылья (химия)
- чем она питается (биология)
это не именно из школьной программы, а пример :)
Мне этот тип школы очень нравится и я думаю, что за ним будущее. нет деления на элиты. Но пока с реализацией у меня есть вопросы. получается, что дети очень рано начинают работать самостоятельно. это плюс. но как насчет фронтального преподавания? я не знаю, как это там проводится, но такой навык ребенку тоже нужен (например, на работе постоянно смотришь презентации коллег).
конкретно у нас есть кампус с двумя видами школ. гимназия больше по колличеству детей и получается, что в общеобразовательной редко есть дети с гимназиальным уровнем. но это проблема именно нашей. плюс у нас нет последних трех лет абитурьента. пока нет. то есть надо либо потом все таки переходить в гимназию, либо в другую IGS, если хочешь идти в ВУЗ.
но в рейтинге школ Ганновера первое место занимает именно одна из IGS, второе, кажется тоже. Там, где мы раньше жили тоже в оодном кампусе была гимназия и IGS и конкурс в последнюю был 25 человек на место. Но в первую очередь решает прописка.
Мне нравится, что сейчас есть эти две формы. Я думаю, для какого-то ребенка лучше одна, а для другого - другая. Даже при оодной общей цели. Вот у знакомой двое детей учатся на гимназиальном уровне, но дочь в IGS, а сын в гимназии. Она сказала, это их типам больше идет. Сейчас нет такого определения будущего, как было раньше. Хотя я бы начальную лет 6-9 все ж сделала бы. Филипа я склонялась отдать в IGS, но по рекомендации учителя, не стала разрывать его с друзьями, которые идут в гимназию. Было ряд причин за и против каждой школы.
Про оценки: зависит от школы и учителя, но в целом высшую оценку можно редко получить. Это действительно не просто "знает материал", а что-то больше. Кстати, в беларуси после меня уже ввели 10 балов. и там как раз 8-9 должны были соответствовать нашей 5. а 10 за что-то особенное. и вначале так и ставили, но сейчас кажется снова как и раньше. я вообще согласна с тем, что должна быть наверх возможность поощрить. то есть при отличнях знаниях именно ставить 8-9.
|
</> |