Школьный АДЪ в Екатеринбурге
leonwolf — 20.04.2011
— Общество
У нас в городе
творится черт знает
что.
Смотрю исключительно глазами будущего (в весьма близком будущем!)
родителя первоклассника.
И когда я смотрю такими глазами, я думаю о следующем:
1. Меня вообще не убеждает ссылка городской администрации на
решение какого-то там московского районного суда. Потому что
а) это решение еще не вступило в законную силу,
б) оно относится к конкретной частной ситуации по возможной
дискриминации детей-сирот,
в) оно оставляет широкий простор для интерпретаций.
Кроме того, даже с учетом этого решения, сам процесс записи в школы
можно было бы организовать десятком разных способов, не доводя до
хаоса и скотства. А еще можно было бы не менять правила игры за
пять дней до начала приема заявлений, а провести зачисление
по-старому, и потом посмотреть, что будет с судебным решением в
течение нескольких следующих дней.
2. Кроме того возможности городской администрации я прекрасно знаю,
и возможности их юристов я прекрасно знаю. Никогда судебные решения
для них никогда не были настоящим препятствием. Скажем, когда
прокуратура или суд обязывает администрацию раскрывать какую-нибудь
информацию, которую они не хотят раскрывать, то они устанавливают
такой порядок доступа к этой информации, что как бы и можно ее
конечно получить - но только себе дороже. Или взять протесты
прокурора по первоочередному переводу в собственность муниципальной
аренды; сейчас долго рассказывать суть дела, и это офф-топик, но
суть в том, что бодяга растянулась на пару лет - прокуратура
требует что-то привести в соответствие с законодательством, они
правят одну букву, через три месяца получают новый протест
прокурора - снова правят одну букву и так далее.
Короче говоря, сказка о беспомощной Умниковой, которая и хотела бы
как лучше, да не смогла, будучи по рукам и по ногам связанной
решением московского районного суда - это сказка для таких идиотов,
которых, кажется, и не осталось уже у нас в городе.
3. Поэтому мне кажется куда более убедительной точка
зрения о том, что мы видим очередной раунд борьбы "город против
области", и что ситуация у екатеринбургских школ была просчитана и
продумана. Это какая-то такая извращенная демонстрация силы со
стороны городских властей: типа, мы можем создать хаос в городе
очень быстро. Что ж, в таком случае очень жаль: помню, осенью 2009
года, когда ГУВД области надо раскручивать уголовные дела против
членов команды Чернецкого, городские пиарщики придумали
переименовать остановку транспорта около здания ГУВД в остановку
"Памяти жертв политических репрессий". Вот это был тонкий и изящный
троллинг, который вызывал смешанные чувства, близкие к восхищению
("Ай да засранцы! Ай да сукины дети!").
А стравливание родителей первоклашек (которым потом много лет
сидеть на собраниях вместе), игра на родительских чувствах для
достижения своих целей - это не подлежит оправданию.
4. Косвенным доказательством спланированности вчерашнего и
сегодняшнего бардака является то, что никаких упоминаний об
аналогичном хаосе в других городах страны найти не
удается;
5. Давно известно, что зачисление в хорошую школу в
Екатеринбурге стоит больших денег, просто передаваемых в конвертах,
или легализуемых через "благотворительные фонды" или "сборы на
ремонт". Про 9-ю школу все в один голос говорят о сумме в 500 тысяч
рублей, про школы уровня 110-й, 5-й, 130-й - про 100-200 тысяч
рублей. Совершенно непонятно, как победить эту коррупцию в тех
условиях, когда реально существует расслоение школ на "хорошие" и
"плохие", и реально существует платежеспособный спрос на "хорошие"
школы, заведомо превышающий количество мест в них. Жизнь говорит,
что если коррупцию нельзя победить, то ее надо легализовать -
например, проводя открытые аукционы. (Как это делается в
европейских странах с "красивыми" автомобильными номерами). Но то,
что происходит в последние дни в Екатеринбурге - это шаг в сторону
расширения, а не сужения коррупционного поля: сейчас у каждой
сильной школы появился огромный список потенциальных желающих, при
полном отсутствии прозрачных правил выбора счастливчиков из этого
списка. Следовательно, со списком можно "работать" и очень хорошо
на этом "заработать". С учетом уже сложившейся ситуации,
единственным разумным выходом была бы, наверное, лотерея - но
на это не пойдут ни чиновники управления образования, ни родители,
которые чиновникам не верят.