Школа работающей молодёжи.

Вечерняя школа работающей молодёжи.
По- современному говоря, градообразующим
предприятием рабочего посёлка Тимашево Куйбышевской (теперь
Самарской) области был Тимашевский сахарный комбинат, на котором в
три смены работало, по- моему, около трёх тысяч
человек.
Песочный завод работал с сентября по февраль,
иногда и в марте. Всё зависело от урожая свёклы или интенсивности
её подвоза из других свеклосеющих районов страны.
Рафинадный завод работал круглый год, с двух -
трёхнедельным перерывом на профилактический ремонт. К шестидесятым
годам он стал единственным в стране заводом, который производил
«головочный» сахар. Все остальные перешли на изготовление
менее трудоёмкого прессованного рафинада.
После войны на комбинат пришли бывшие солдаты и
офицеры. Часть из них довольствовалась положением кадровых и
сезонных рабочих комбината, но бОльшая часть хотела продолжения
прерванной войной учёбы.
И вот мой отец подхватил эту витавшую в воздухе
идею и в 1947 году выступил инициатором создания в посёлке школы
рабочей молодёжи
Создание школы было ускорено тем, что
существовавший в посёлке Детский дом, в котором жили дети,
эвакуированные из оккупированных районов, частью нашли родителей,
частью были переведены в Детдом села Богдановки. Освободившееся
здание и было решено отдать под вечернюю школу.
Пока шёл ремонт, переоборудование и оснащение
здания, вечерники занимались в деревянном здании начальной (бывшей
церковно-приходской) школы не только по вечерам, но и по ночам,
после трёх смен учёбы детей начальных классов.
Теперь уже и коренные тимашане не вспомнят,
каким и где было это здание вечерней школы, а их потомки не увидят
и здания церковно-приходской школы, простоявшее более 100 лет. Оба
они сгорели из-за нерадивости пользователей.
В конце 1947 года внутренняя перепланировка и
ремонт здания были закончены, и вечерняя школа начала работать в
две смены, приспособившись к сменам комбината. Смены на
заводах были с 8:00 до 16:00; с 16:00 до 22:00 и с 22:00 до 8:00.
Поэтому смены в школе были с 9:00 до 15:00 и с 17:00 до 22:00,
чтобы рабочие успевали и поесть, и отдохнуть.
Отцу дали отличную квартиру на втором этаже, в
которой до этого жил комендант детдома. Я больше помню не восторг
от простора квартиры, а радость от того, что комендант, офицер,
оставил новенькую, жёлтой твердой кожи небольшую кобуру, наверное
от "Вальтера". Я, естественно, тотчас «вооружился», выстрогав из
доски пистолет по размерам кобуры.
На первом этаже в большой комнате поселилась
семья тёти Ксени Ягнюк, с Витькой и Зинкой. Так что наша дружба с
ними, начавшаяся в здании средней школы (бывшем помещичьем доме),
продолжалась и здесь.
Любимым тайным занятием было подсматривание в щёлку
двери за тем, как шли уроки. Из этих двух лет жизни в памяти
осталось только удивление и восхищение тем, что взрослые дяденьки и
тётеньки смирно сидят за столами и внимательно слушают учителей,
скрипят перьями, шмыгают носами, точно как мы в первом классе.
Удивляло ещё и то, что классы были всегда полные. Никто не
отлынивал, не ссылался на то, что он после ночной смены.
Когда я сам начал работать в ТЭЦ сахкомбината и
стоял, как и они, по десять смен с 8-ми, с 16-ти и с 22 часов, я
понял, как это трудно, сколько надо силы воли и терпения, чтобы
после смены, да тем более ночной, напряжённо и с толком работать на
уроке.
На переменах, в сенях, можно было топор вешать
от махорочного и папиросного дыма. Многие ученики донашивали
армейское обмундирование. Солдатские и офицерские гимнастёрки,
галифе и сапоги. К ним было особое, уважительное отношение,
граничащее с обаянием и преклонением.
Но поблажек от учителей для них не было, и они,
прошедшие огонь и воду, чудом оставшиеся в живых, покорно, как и
все, выходили к доске решать задачи и отвечать урок.
А уж что было, когда они пришли на вечер в честь
Дня Победы - в наглаженных гимнастёрках и галифе, в сияющих
сапогах, при орденах и медалях, я и рассказывать не берусь! До сих
пор ком в горле стоит, как вспомню.
Мы с Витькой и девчонками, разинув рты, смотрели
на этих небожителей, но как следует их рассмотреть нам не давали
плотные толпы ребят и девчат, которые их всегда окружали. Из
ближайших домов на звуки патефона, усиленного аппаратурой,
сбежались ребятня и взрослые. Младшие любовались наградами и бравой
выправкой кавалеров. Девушки прорывались в зал в надежде, что их
пригласят танцевать, а женщины хлюпали носами и вытирали мокрые
глаза и носы.
С ростом значения вечерней школы в жизни
комбината и посёлка рос и авторитет отца. Когда мы шли по улицам, с
ним здоровалось всё больше и больше незнакомых
людей.
Он не обещал с высоких трибун сделать то-то и
то-то, как сейчас делают кандидаты в депутаты разных уровней и
претенденты на высокие должности. Он просто делал то, что он считал
нужным, что было необходимо людям.
У дирекции комбината он вытребовал
круглосуточный пропуск на оба завода и по всем подразделениям
комбината. Большую часть времени проводил в цехах, убеждая
бригадиров, сменных инженеров и других руководителей ставить
вечерников на рабочие места, где бы они не так уставали, но и не
теряли в зарплате. Он активно агитировал способных рабочих и ИТР на
учёбу в школе и поступление на заочные отделения техникумов и
институтов.
По штатному расписанию школе не полагалось
заведующего хозяйством, и отец сам выпрашивал, требовал, выбивал и
выписывал на сахкомбинате то электролампочки, то краску, то
обыкновенную мешковину для половых тряпок для единственной на всё
огромное здание уборщицы.
Весь коллектив учителей вечерней школы помогал в
учёбе недоучившимся из-за войны ребятам - бесплатно, не жалея сил,
труда и времени, поддерживая их и словом, и делом. Это были
энтузиасты, подвижники своей профессии, для которых главным в жизни
было их дело!
А ведь жили тогда учителя и их семьи нисколько
не легче, чем в нынешнее время. И уж совсем тяжко жили семьи, где и
муж, и жена были учителями с их мизерными зарплатами. По себе знаю.
Чаще на столе была только картошка, хорошо если с квашеной
капустой, солёными огурцами или помидорами. За хлебом приходилось
выстаивать длинные очереди, наравне со всеми жителями посёлка.
Хорошо, что в 48-м отменили карточки. До этого было совсем
туго.
Нужно было видеть покрасневшие от смущёния лица
учителей, когда, вместе с цветами ученики вручали им в подарок
книжку на Восьмое марта или в День рождения! Представляю себе,
какое было бы сейчас «веселье» в классе, если бы ученики подарили
учителю книжку! Тем более на выпускном балу!
Знакомая рассказала, что на первом родительском
собрании даже не председатель родительского комитета, а классный
руководитель объявила родителям, что выпускной бал их дитяти
обойдётся в 18 000 рублей каждому. Это не считая платья, туфель,
причёски и пр. и пр.
Да. Изменилась жизнь «с точностью до
наоборот»!!!
|
</> |