ШИРЛИ-МЫРЛИ

1. С причудливым остервенением искать, отчего в Гималаях погибла группа Дятлова.
2. Думать, будто небоскрёбы в Нью-Йорке рухнули от дуновения масонского лобби.
3. Искренне, пламенно и неосторожно любить «Ширлей-Мырлей».
Особенно удобен последний критерий. Ибо отделаться от “дятловцев” и разоблачителей массонцев почти невозможно. Эти создания, будто призраки неведомых эпох, способны завалить тебя тысячей парадоксальных вопросов. Например, отчего же Тибо-Бриньоль имел маникюр на трёх пальцах левой ноги? Или почему в недрах желудка Дубининой прячутся остатки маракуи? Или, скажи мне, зачем жёлтая Волга Газ-24 пронеслась мимо первого небоскрёба вечером 10 сентября? К счастью, киноманы «Ширлей-Мырли» — люди не сильно навязчивые. Хотя, правда, был у меня эпизод в жизни, когда человек сам себе вспоминал фразы из «Ширлей-Мырлей» в углу комнаты, и ржал подобно коню в бурю.

Итак, если ваш собеседник исповедует хоть одну из этих трёх вер — пусть он и одет прилично, пусть цитирует Эрнста Трельча, пусть у него и орден «За заслуги перед чаем» — но, увы, в духовном смысле он уже давно в том же положении, что и палатка на склоне горы Холатчахль: порвана, разбросана и страшно дует.
Так о чём же этот фильм «Ширли-Мырли»?
В неком царстве, в некотором государстве, где нефть течёт рекою, однажды была явлена людям находка небывалого свойства: алмаз, да не простой, а вселенски ослепительный, сродни хрустальному сердцу архангела. Он именовался не иначе как «Спаситель России». Этот алмаз должен был быть торжественно доставлен в стольный град Москву с намерением продать её за баснословные миллиарды и раздать вырученные сребреники жителям державы, дабы те отправились в трёхлетнюю санаторно-канарскую реабилитацию, желательно без обратного билета.
Но ах, увы! Свою игру начала Судьба. Камень был похищен. Сначала — неким Козюльским, а затем и вовсе рецидивистом по прозвищу Василий Кроликов, который имел наглость не только умыкнуть сияние века, но и проглотить его, как бы намекая: «Да будет Россия сиять изнутри!» Но — как гром среди светского раута — явилось откровение: Василий, вор по профессии, не един во своём облике. Обнаружилось, что он один из четырёх братцев-близнецов, разлучённых в младенчестве и рассеянных по культурам.
И вот, как в старом скоморошьем театре, выходят на авансцену:
1. Василий Кроликов — бандит с тюремной софистикой.
2. Иннокентий Шниперсон — дирижёр еврейского происхождения.
3. Роман Алмазов — цыган с душой романтика.
4. И, наконец, Патрик Кроликоу — стюард тёмного цвета кожи и светлого духа.
Все они, несмотря на различия в фенотипе, идеологии, акцентах и любви к борщу, суть — одно Лицо в Четерёх Ипостасях. Почти как Троица на Никейском Соборе, только здесь будет Четверица, как у Карла Юнга. Причём буквально: всех их изображает бездарный актёр Гаркалин. Потом еще хуже появляются бестелесные аватары Гаркалина, чукчи, японцы, несть им числа. Гаркалин превращается в многоликого индуистского бога Шиву-Вишну.
Полиция ловит Кроликова, но сажает Шниперсона, который в недоумении дирижирует показаниями. Мафия гонится за алмазом, но получает бочку с капустой. Государство теряет лицо, но находит… брата. Герои меняются одеждами, акцентами, половыми признаками. Кульминация, как подобает, — в высотах. В финале сего эпоса все братья, включая ранее неявленного афро-русского Патрика, возносятся в самолёте на Канары, будто в ковчеге Ноевом, под гимн братству, перемирию и лёгкому похмелью.
В этом фильме плохо всё. Он несмешной, беспомощный и жалкий.
В сюжете столько бессмысленных, нелепых и абсурдных поворотов, что всякое рассуждение о нём — сродни попытке вытащить из болота перо феникса. Каждая сцена — нарастание финско-испанского стыда. Монтаж столь жесток, что напоминает безжалостную руку, которая тщится собрать клочки измятых бумаг, не способных более претендовать на целостность.
Но хуже всего проявили себя актёры. Они работают в кадре предельно механистично, пытаясь вымучить при этом нечто смешное. Гаркалин и Угольников — воплощение этой невменяемой КВН-ской эпохи, когда бред принял форму имитации юмора. Вера Алентова… ох, бедная, бедная Вера! Она всегда была лишена всякого таланта, даже в фильме "Время желаний". А если говорить о таких мастерах как Табаков, Чурикова, Баталов, Куравлёв, Джигарханян, Быков, Полищук и Мордюкова, то они играют то, что велит предельно отупевший режиссёр, который всё ещё думает, что он умен и талантлив. Но это часто случается с режиссёрами. В этом нет ничего нового.
|
</> |