Шестилетний план Путина. Назад в СССР
taxfree — 06.03.2024 Теги: Путин Шестилетний план Путина. Назад в СССРВладимир Путин на пороге своего очередного избрания на пост президента рассказал, чего ждать России в следующие шесть лет. Прерываемое овациями обращение к парламенту было рекордным и по времени, и по числу взрывов аплодисментов (116, как подсчитал Сергей Миронов). Параллели с СССР на этом не исчерпываются. Собственно главному экономическому риску — войне — Путин посвятил не так много времени, ограничившись дежурными угрозами Западу, стандартными ядерными намеками и похвалами новому оружию, армии и тылу.
Старые задачи
СВО, можно сделать вывод из послания, перестала быть форс-мажором. В отличие от прошлого года, Путин излучал удовлетворенность положением дел на фронте и уверенность в том, что ресурсов, по крайней мере на текущий год, хватает. А значит, можно говорить не о СВО, а о внутренних делах. Тем более что, согласно социологическим исследованиям, «идеальный кандидат» в президенты России 2024 года должен говорить не о СВО, а о решении внутренних проблем: цены, социальная сфера, инфраструктура.
Так что большую часть самого продолжительного по времени послания заняла именно программа кандидата в президенты до 2030 года. Путин заявил, что России требуются социальные расходы, повышение производительности труда, рост рождаемости, повышение продолжительности жизни и сокращение импорта. Он объявил о запуске пяти новых национальных проектов, из которых четыре («Семья», «Молодежь», «Продолжительная и активная жизнь», «Кадры») так или иначе связаны с человеческим капиталом и только один («Экономика данных») — с собственно экономикой.
Государство выступает главным инвестором и участником рынка, а не гарантом правил и зазывалой частных инвестиций, следовало из послания. Путин поставил цель двукратного роста капитализации российского фондового рынка к 2030 году — тоже не слишком амбициозная цель, учитывая, что индекс S&P 500 удваивается каждые примерно семь лет при более низкой инфляции.
Но большая часть доклада была посвящена обещанию многомиллиардных сумм из бюджета — как на новые нацпроекты, так и на другие социальные нужды. Всего набралось около 10 трлн рублей расходов в ближайшие 6 лет. Но, по-видимому, собственно новых бюджетных расходов в обещаниях Путина около 6 трлн, или около 1 трлн рублей в год. Звучит солидно, но по факту это относительно немного — около 0,6% ВВП в год.
Новые налоги
Но и эти относительно скромные деньги надо будет где-то найти. Обеспечить дополнительные расходы на социальные нужды, уменьшение зависимости от импорта, на увеличение производительности труда государство, занявшее командные высоты экономики, намерено новыми налогами.
Прямо в обращении к парламенту Путин намекнул и на повышение корпоративных налогов, и на увеличение подоходного сбора с наиболее богатых граждан. По совпадению, всего за три дня до выступления стало известно об очередном законопроекте, предлагающем повысить ставку налогообложения для граждан с высокими доходами. Проект разработан лояльной парламентской «оппозицией» из фракции «Справедливая Россия», так что принят он, скорее всего, не будет — это пробный шар, отражающий общий тренд. Предложение предусматривает повысить верхнюю планку подоходного налога до 25% с части годового дохода, превышающей 500 млн рублей. За счет этого предполагается заработать как раз 1 трлн рублей в год дополнительных налогов, что примерно равняется годовому объему путинских обещаний.
Но о введении прогрессивной шкалы НДФЛ власти уже много лет говорят именно в терминах справедливости, а не фискальной логики. С точки зрения бюджета у прогрессивного подоходного налога есть ряд ограничений:
НДФЛ собирается в региональные бюджеты, а значит, увеличение ставки только увеличит межрегиональное неравенство, которое и так в России чрезвычайно высоко.
Прогрессивная шкала чревата уходом «в тень» и возвращением к практике выплаты зарплат «в конвертах», а это означает выпадающие доходы региональных бюджетов.
Прогрессивная шкала НДФЛ — это прежде всего налог на средний класс. А в структуре среднего класса в России сейчас появилось большое число государственных иждивенцев — силовики и «участники СВО», для которых, вероятно, нужно будет вводить специальные вычеты (сейчас от НДФЛ освобождены только безвозмездные средства, регулярная заработная плата под них не попадает).
Более реальная альтернатива повышению НДФЛ — пересмотр ставки корпоративного налога на прибыль, которая сейчас составляет 20%. Более того, объяснят это просьбами самого бизнеса. В декабре председатель РСПП Александр Шохин говорил, что бизнес не против такого повышения, если правительство перестанет вводить «экзотические налоги» вроде windfall tax и курсовых пошлин. В любом случае, министр финансов Антон Силуанов сказал, что все инициативы просчитаны и на все деньги в бюджете будут.
Новая элита
Еще один важный пункт из речи Путина: частный бизнес почти вычеркнут из списка национальной элиты. Это Путин сказал прямым текстом. «Слово „элита” себя дискредитировало, особенно это касается тех, кто набил карманы в 1990-х. Настоящая элита — это труженики и воины, которые служат России», — заявил он.
Таким образом, Путин подтвердил то, что бизнесмены знали и без него: национализация активов продолжится, невзирая на происхождение их собственников. Примечательно, что до сих пор гарантом незыблемости итогов приватизации 1990-х выступал именно Путин и еще в начале осени говорил, что новой национализации не будет (мы подробно писали об этом здесь). На ноябрьской встрече наряду с вопросами возвращения капитала в российскую юрисдикцию предприниматели просили от Путина четких сигналов и гарантий их сохранения, рассказывал участник встречи.
Ползучий пересмотр итогов приватизации начался в прошлом году с истребования в госсобственность бывших активов Михаила Абызова и компании «Метафракс». C начала этого года государство уже национализировало крупнейшего автодилера «Рольф», а на этой неделе Генпрокуратура вернула государству крупнейший в стране ферросплавный холдинг, принадлежавший типичному «миллиардеру из 90-х» Юрию Антипову. Сам Антипов был задержан по делу о мошенничестве, но выпущен под подписку о невыезде.
В противовес капиталистам, по мнению Путина, настоящая элита — это «нынешние герои СВО», которым можно в будущем «передать и доверить» страну. Он призвал активнее привлекать бывших «участников спецоперации» к управлению предприятиями, преподаванию, работе в государственных структурах. С 1 марта они смогут подать заявления на участие в специальной кадровой программе «Время героев». Участники СВО уже пользуются едва ли не самым большим количеством льгот в России. Из последнего — Минфин предложил освободить их от уплаты процентов по кредитам.
Не обошлось и без курьезов. Путин похвалил россиян за то, что они стали меньше пить, несмотря на то что, по данным Росстата, число людей с алкогольной зависимостью выросло впервые за десятилетие. Он призывал сократить долю бедных в России до 7%, несмотря на то что шесть лет назад призывал уполовинить их число, что с учетом численности населения давало цель даже ниже нынешней.
Самым зловещим было обещание Путина не допустить повторения коллапса национальной экономики, подобно советской, в которой, по его словам, на излете доля военных расходов составляла 13% ВНП. Эта цифра — принятая на Западе оценка советских военных расходов. Аналогичная оценка нынешних российских военных и сопряженных с СВО расходов в этом году составит 10% ВВП.
Что мне с этого?
Государственный капитализм в России становится все больше государственным и все менее капитализмом. Бюджеты и бюджетные расходы, участие в национальных проектах и государственных расходах обещают более радужные перспективы обогащения, чем рынок. Заменить рыночные механизмы повышения производительности труда государство собирается своей видимой рукой.
Придумыванием какого-то нового образа будущего Путин утруждать себя не стал. Его программу на новую «шестилетку» можно сформулировать так: будет как раньше, только лучше (новые «нацпроекты», рост зарплат, выплаты за переезды в села и труднодоступные районы). У части озвученных Путиным проектов есть ярко выраженные бенефициары, вроде стройкомплекса, политического блока Кремля и нового привилегированного сословия — участников СВО. Кому еще лучше и как — остается не вполне явным, что не снижает, а даже повышает неопределенность.
Автор статьи — экономический аналитик Александр Коляндр, отвечавший за Россию в Credit Suisse, The Wall Street Journal и BBC
Добавиться в друзья можно
вот тут
Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку
ниже:
|
</> |