«Шерлок» — родное дитя постмодернизма

топ 100 блогов sherlock-serial12.01.2017
(Постмодерн; от лат. post — «после» и фр. moderne — «новейший», «современный») — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины 20 в. (Голованова И. «Постмодернизм в литературе»)

От себя добавлю, что сегодня постмодерн существует как мейнстрим — главное культурное течение, но всё же, на взгляд многих исследователей, сходит на нет. На мой личный взгляд — пока постмодерн не сдал позиций ни в литературе, ни в кино, ни в других видах современного визуального искусства. Я не вижу близкого конца. Пока.
Есть ряд ученых, считающих, что постмодерна нет, есть просто культурный кризис. Но я с ними не согласна. Ибо такого буйства заимствований и вывертов в мировой культуре ещё не бывало.


Автор статьи Lelik107

«Шерлок» — родное дитя постмодернизма
Итак. Основные признаки постмодерна, которые мы сейчас приложим к нашему прекрасному и кудрявому детективу в пальто, а также всей компании его друзей и создателей.

«Характерные черты постмодернизма
• интертекстуальность
• пародирование (само-), иронизирование, переосмысление элементов культуры прошлого
• многоуровневая организация текста
• приём игры, принцип читательского сотворчества
• неопределённость, культ неясностей, ошибок, пропусков, фрагментарность и принцип монтажа (принцип ризомы)
• жанровый и стилевой синкретизм (соединение, нерасчленённость различных видов культурного творчества)
• театральность, работа на публику, использование приёма «двойного кодирования», явление «авторской маски», «смерть автора».»


Автор приводит признаки постмодернизма для текста, то есть литературы. Но они справедливы и для других культурных явлений и видов искусства.
От себя добавлю, что текстуальность — то есть в первую очередь опора на текст и «доставание» из этого текста новых смыслов и новых идей — основная творческая логика постмодерниста.

Творческий процесс превращается не в создание чего-то нового, самобытного, а является эквилибристикой чужими идеями и уже давно известными символами и смыслами.

Наверное, не стоит даже начинать разговор о тысячах и тысячах книг, фильмов и спектаклей, базирующихся на этих принципах, когда мы возьмём за основу чью-то давно придуманную концепцию или сюжет и переделаем его под себя. Например, в театре (кто ходит в современные театры, тот со мной не сможет не согласиться) происходит «осовременивание» классических пьес, постановка их на новый лад. Про кино тоже всем давно это известно — перенос действия в иные эпохи, переписывание классического текста под современные реалии и т.д. Примеров не счесть!

Так вот, «Шерлок» — это, на мой взгляд, образец постмодернисткого произведения. Образец просто-таки образцовый!

Приступим к разбору:

1. Интертекстуальность, и я бы добавила — Гипертекстуальность:

В эпоху постмодернизма культура текста, гипертекста, была очень ёмко охарактеризована французским философом и теоретиком литературы Жак Деррида «Весь мир — текст». И в этом мире люди играют в игры, и текст становится гипертекстом, а реальность — сверх-реальностью (виртуальностью).

«Интертекст — соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, обеспечивающее превращение смысла в заданный автором. Основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам.»

«Гипертекст — это текст, связанный ссылками с другими текстами»

Фильм базируется на всем известном и широко популярном, ставшем основой современной массовой культуры — тексте Конан-Дойля. Авторы не стали переносить содержание книг напрямую — это было бы скучно, а сделали из теста новый «гипертекст»-«интертекст». Если посмотреть на фильм как на интертекст, то можно увидеть сотни цитат из самых разных фильмов или произведений.

Гипертекст — гостиная на Бейкер-стрит с кучей книг, картинок, вещей — живой пример. Не говоря уже об образах самого Шерлока и Джона. Например, лично я вижу в них Белого и Рыжего клоунов (не в цирке, а образно: это два амплуа, кому интересно, погуглите.) я нашла визуальное сходство Шерлока с очень многими образами и даже с картинами, изображающими Святого Себастьяна и т.д. и т.п. Сам Шерлок как образ гипер- и интер-текст.

Итак, смыслами и символами, образами, приёмами и т.д. «Шерлок» напичкан до отказа. Мета о том, что в «Шерлоке» использованы все штампы голливудского кино, тому пример. Это явный приём. Большинство штампов обыгрывается в несколько иной трактовке и они нами штампами не воспринимаются.

Создатели «Шерлока» выстроили особый мир. Населенный образами знакомыми и очень знакомыми из массовой культуры, игровыми и визуальными приёмами, виденными-перевиденными. Ссылками и отсылками. Иногда ушлые фанаты трактуют это как «плагиат», но это не плагиат, это изощрённое цитирование.

Вывод: «Шерлок» — это фильм, сотканный из цитат: визуальных, сюжетных, смысловых. Основой для которых стали детективная и шпионская английская классика.

2. Пародирование (само-), иронизирование, переосмысление элементов культуры прошлого.

Ну тут пояснения даже наверное и лишние. В фильме постоянно переосмысливаются в серьёзном и пародийном ключе масса образов не только прописанных Конан-Дойлем, но и существующих в современной массовой культуре. И иронии в фильме над ними хватает, с лихвой. Авторы иронизируют (один Бубенчик светящийся чего стоит). И таких примеров в фильме — масса. Ну а сезон, который идет, — самая настоящая самопародия и цитирование уже себя любимых чуть не в каждом кадре.

3. Многоуровневая организация текста (сюжета, смысла)

«Шерлока» можно смотреть как детектив, как мелодраму, как шпионский фильм — и всё это в нём есть. Потому что этот хрустальный шарик играет многими гранями. Повернув собственную точку зрения, мы можем смотреть иной фильм. Потому в фандоме столько мнений и потому «Шерлок» — удачный проект и пользуется популярностью. В нём масса смысловых и сюжетных уровней. Он не линеен.

4. Приём игры, принцип читательского сотворчества

«Игра» — главное слово в «Шерлоке». У АКД никакой игры нет. У него идёт самая серьёзная и самая настоящая борьба хорошего с плохим. Где все акценты и все мотивы кристальны и понятны. И даже те преступники, которые не плохие, всё равно не играют: они страдают, живут и совершают преступления под влиянием внешних обстоятельств, их можно пожалеть, но они преступники, и Шерлок раскрывает преступление, а не играет.

Но в современном фильме всё поменялось. Наш Шерлок живет в иных координатах!

Игра — это всё, что нужно нам. Игра как средство побега от жизненной скуки, одиночества, проблем. Игра идёт по-крупному. Злодеи азартны. Погони, драки, схватки — это как у подростков. Герои играют друг с другом, авторы — со зрителями, постоянно изменяя ход сюжета и правила игры. Это, кстати, нечестно — но тут уж не я судья.
Ну, про сотворчество вообще молчу. Внимание создателей к тому, что бурлит в фандоме, очевидно. Значит — фандом напрямую влияет на содержание фильма.

5. Неопределённость, культ неясностей, ошибок, пропусков, фрагментарность и принцип монтажа (принцип ризомы)

Пояснять? )) Фильм базируется на этих принципах. Он усыпан нестреляющими ружьями, сюжетными тупиками, поворотами событий в иную сторону. Ну и поворот фильма от детектива в непонятно какого качества мелодраму — всё туда же. Всё в стиле.

6. Жанровый и стилевой синкретизм (соединение, нерасчленённость различных видов культурного творчества)

Опять же: «Шерлок» то детектив, то мелодрама, то шпионский боевик, то триллер. Что же это за жанр такой? А фиг его знает.

7. Театральность, работа на публику, использование приёма «двойного кодирования», явление «авторской маски», «смерть автора»

Ну и наконец все эти приёмы в большом количестве вставлены в фильм. Начиная смотреть один фильм с одними героями, мы пришли к какому-то совершенно иному, фантасмагорическому миру… возможно — полного бреда. Кто был охотник, кто добыча? (с)
Почему авторы не только заигрывают, но и троллят публику? Потому что они последовательны в создании постмодернистского произведения.

Поясню термины:

Двойное кодирование — принцип постмодернистского искусства, заключающийся в стремлении сделать произведения и продаваемыми, и интересными специалистам. То есть и на ёлочку влезть и на ... сесть. И денег заработать, и создать то, что будет интересно интеллектуалам.

Авторская маска — термин литературоведческий. Это по сути дела система координат, личность автора, которая позволяет нам воспринимать всё произведение как единое целое, «является связующим центром подобного фрагментированного повествования, что превращает столь разрозненный и гетерогенный материал. То есть — «образ автора в произведении».
В нашем случае это что? Правильно: комплексы Марка и Стивена, которые стали отправной точкой гомосексуальной тематики в «Шерлоке» и пресловутой «моффатобабы», вылезающией из всех тётек-героинь фильма.

«Смерть автора» придумал Ролан Барт. Это когда текст (в нашем случае фильм) «сплошь соткан из цитат, отсылок, отзвуков; всё это языки культуры, которые проходят сквозь текст и создают мощную стереофонию» («от произведения к тексту»). «Смерть» автора, персонажа, читателя как индивидуальностей позволяет сконцентрироваться на «приключениях письма», на игре с текстом.

Ну вот, по-моему, это мы имеем сегодня. В финале четвёртого сезона. В «Шерлоке» умерли. Умерли все. (с) приведу и я кощунственную цитату.

При написании статьи были использованы следующие источники:

1. Головина И. Постмодернизм в литературе. http://postmodern.in.ua/?p=180
2. Ильин И. П. ПОСТМОДЕРНИЗМ. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ. М., 2001.
3. Культурология: история, теория, практика. Электронная библиотека http://www.countries.ru/library/art/postmodernizm.htm
4. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/termin/avtorskaja-maska.html

П.С. Всем, кто дочитал, спасибо за внимание и терпение!
URL записи

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Знаете какая особенность нашего человека не перестает меня удивлять? Желание купить машину! Причем чаще всего тарантайку, которая тебе не по средствам. Сколько среди ваших знакомых товарищей, которые годами жрут одни макароны, берут немыслимые кредиты под грабительские проценты (и ...
Два года назад я купил за 3500 рублей цветной струйный МФУ Canon TS5140 с двустороней печатью, Wi-Fi и прочими удовольствиями ( https://ammo1.livejournal.com/1007125.html ). За эти два года я не покупал новые картриджи и до сих пор пользуюсь теми, которые были в комплекте. Вчера чуть не ...
Украинские СМИ сообщают, что в Одессу прибыл премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис. По некоторой информации, у него была запланирована встреча с президентом Украины Владимиром Зеленским. Также в одесских пабликах появилось видео, предположительно, с кортежем Владимира Зеленского в ...
Он не хочет работать не только в пятницу, но вообще. Он - это Ваш мужчина. Нахрен ему напрягаться, если и так все хорошо. Жена отводит дитё в садик, пашет на работе и что-то там готовит на кухне. А диван такой мягкий. Что делать Вам? Вот такие ...
Рассказ о том, как Макакий четыре раза ходил с купоном в кулачке мимо вертепа, но застеснялся спросить дорогу у гопников, зато потом, на чистейшем английском языке, строгий гетеро смог отклонить предложение гомосексуального контакта, хоть и пришлось разориться на чаевые: Стриптиз вПерчик ...