«Шерлок» — родное дитя постмодернизма
sherlock-serial — 12.01.2017(Постмодерн; от лат. post — «после» и фр. moderne — «новейший», «современный») — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины 20 в. (Голованова И. «Постмодернизм в литературе»)
От себя добавлю, что сегодня постмодерн существует как мейнстрим — главное культурное течение, но всё же, на взгляд многих исследователей, сходит на нет. На мой личный взгляд — пока постмодерн не сдал позиций ни в литературе, ни в кино, ни в других видах современного визуального искусства. Я не вижу близкого конца. Пока.
Есть ряд ученых, считающих, что постмодерна нет, есть просто культурный кризис. Но я с ними не согласна. Ибо такого буйства заимствований и вывертов в мировой культуре ещё не бывало.
Автор статьи Lelik107
Итак. Основные признаки постмодерна, которые мы сейчас приложим к нашему прекрасному и кудрявому детективу в пальто, а также всей компании его друзей и создателей.URL записи
«Характерные черты постмодернизма
• интертекстуальность
• пародирование (само-), иронизирование, переосмысление элементов культуры прошлого
• многоуровневая организация текста
• приём игры, принцип читательского сотворчества
• неопределённость, культ неясностей, ошибок, пропусков, фрагментарность и принцип монтажа (принцип ризомы)
• жанровый и стилевой синкретизм (соединение, нерасчленённость различных видов культурного творчества)
• театральность, работа на публику, использование приёма «двойного кодирования», явление «авторской маски», «смерть автора».»
Автор приводит признаки постмодернизма для текста, то есть литературы. Но они справедливы и для других культурных явлений и видов искусства.
От себя добавлю, что текстуальность — то есть в первую очередь опора на текст и «доставание» из этого текста новых смыслов и новых идей — основная творческая логика постмодерниста.
Творческий процесс превращается не в создание чего-то нового, самобытного, а является эквилибристикой чужими идеями и уже давно известными символами и смыслами.
Наверное, не стоит даже начинать разговор о тысячах и тысячах книг, фильмов и спектаклей, базирующихся на этих принципах, когда мы возьмём за основу чью-то давно придуманную концепцию или сюжет и переделаем его под себя. Например, в театре (кто ходит в современные театры, тот со мной не сможет не согласиться) происходит «осовременивание» классических пьес, постановка их на новый лад. Про кино тоже всем давно это известно — перенос действия в иные эпохи, переписывание классического текста под современные реалии и т.д. Примеров не счесть!
Так вот, «Шерлок» — это, на мой взгляд, образец постмодернисткого произведения. Образец просто-таки образцовый!
Приступим к разбору:
1. Интертекстуальность, и я бы добавила — Гипертекстуальность:
В эпоху постмодернизма культура текста, гипертекста, была очень ёмко охарактеризована французским философом и теоретиком литературы Жак Деррида «Весь мир — текст». И в этом мире люди играют в игры, и текст становится гипертекстом, а реальность — сверх-реальностью (виртуальностью).
«Интертекст — соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, обеспечивающее превращение смысла в заданный автором. Основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам.»
«Гипертекст — это текст, связанный ссылками с другими текстами»
Фильм базируется на всем известном и широко популярном, ставшем основой современной массовой культуры — тексте Конан-Дойля. Авторы не стали переносить содержание книг напрямую — это было бы скучно, а сделали из теста новый «гипертекст»-«интертекст». Если посмотреть на фильм как на интертекст, то можно увидеть сотни цитат из самых разных фильмов или произведений.
Гипертекст — гостиная на Бейкер-стрит с кучей книг, картинок, вещей — живой пример. Не говоря уже об образах самого Шерлока и Джона. Например, лично я вижу в них Белого и Рыжего клоунов (не в цирке, а образно: это два амплуа, кому интересно, погуглите.) я нашла визуальное сходство Шерлока с очень многими образами и даже с картинами, изображающими Святого Себастьяна и т.д. и т.п. Сам Шерлок как образ гипер- и интер-текст.
Итак, смыслами и символами, образами, приёмами и т.д. «Шерлок» напичкан до отказа. Мета о том, что в «Шерлоке» использованы все штампы голливудского кино, тому пример. Это явный приём. Большинство штампов обыгрывается в несколько иной трактовке и они нами штампами не воспринимаются.
Создатели «Шерлока» выстроили особый мир. Населенный образами знакомыми и очень знакомыми из массовой культуры, игровыми и визуальными приёмами, виденными-перевиденными. Ссылками и отсылками. Иногда ушлые фанаты трактуют это как «плагиат», но это не плагиат, это изощрённое цитирование.
Вывод: «Шерлок» — это фильм, сотканный из цитат: визуальных, сюжетных, смысловых. Основой для которых стали детективная и шпионская английская классика.
2. Пародирование (само-), иронизирование, переосмысление элементов культуры прошлого.
Ну тут пояснения даже наверное и лишние. В фильме постоянно переосмысливаются в серьёзном и пародийном ключе масса образов не только прописанных Конан-Дойлем, но и существующих в современной массовой культуре. И иронии в фильме над ними хватает, с лихвой. Авторы иронизируют (один Бубенчик светящийся чего стоит). И таких примеров в фильме — масса. Ну а сезон, который идет, — самая настоящая самопародия и цитирование уже себя любимых чуть не в каждом кадре.
3. Многоуровневая организация текста (сюжета, смысла)
«Шерлока» можно смотреть как детектив, как мелодраму, как шпионский фильм — и всё это в нём есть. Потому что этот хрустальный шарик играет многими гранями. Повернув собственную точку зрения, мы можем смотреть иной фильм. Потому в фандоме столько мнений и потому «Шерлок» — удачный проект и пользуется популярностью. В нём масса смысловых и сюжетных уровней. Он не линеен.
4. Приём игры, принцип читательского сотворчества
«Игра» — главное слово в «Шерлоке». У АКД никакой игры нет. У него идёт самая серьёзная и самая настоящая борьба хорошего с плохим. Где все акценты и все мотивы кристальны и понятны. И даже те преступники, которые не плохие, всё равно не играют: они страдают, живут и совершают преступления под влиянием внешних обстоятельств, их можно пожалеть, но они преступники, и Шерлок раскрывает преступление, а не играет.
Но в современном фильме всё поменялось. Наш Шерлок живет в иных координатах!
Игра — это всё, что нужно нам. Игра как средство побега от жизненной скуки, одиночества, проблем. Игра идёт по-крупному. Злодеи азартны. Погони, драки, схватки — это как у подростков. Герои играют друг с другом, авторы — со зрителями, постоянно изменяя ход сюжета и правила игры. Это, кстати, нечестно — но тут уж не я судья.
Ну, про сотворчество вообще молчу. Внимание создателей к тому, что бурлит в фандоме, очевидно. Значит — фандом напрямую влияет на содержание фильма.
5. Неопределённость, культ неясностей, ошибок, пропусков, фрагментарность и принцип монтажа (принцип ризомы)
Пояснять? )) Фильм базируется на этих принципах. Он усыпан нестреляющими ружьями, сюжетными тупиками, поворотами событий в иную сторону. Ну и поворот фильма от детектива в непонятно какого качества мелодраму — всё туда же. Всё в стиле.
6. Жанровый и стилевой синкретизм (соединение, нерасчленённость различных видов культурного творчества)
Опять же: «Шерлок» то детектив, то мелодрама, то шпионский боевик, то триллер. Что же это за жанр такой? А фиг его знает.
7. Театральность, работа на публику, использование приёма «двойного кодирования», явление «авторской маски», «смерть автора»
Ну и наконец все эти приёмы в большом количестве вставлены в фильм. Начиная смотреть один фильм с одними героями, мы пришли к какому-то совершенно иному, фантасмагорическому миру… возможно — полного бреда. Кто был охотник, кто добыча? (с)
Почему авторы не только заигрывают, но и троллят публику? Потому что они последовательны в создании постмодернистского произведения.
Поясню термины:
Двойное кодирование — принцип постмодернистского искусства, заключающийся в стремлении сделать произведения и продаваемыми, и интересными специалистам. То есть и на ёлочку влезть и на ... сесть. И денег заработать, и создать то, что будет интересно интеллектуалам.
Авторская маска — термин литературоведческий. Это по сути дела система координат, личность автора, которая позволяет нам воспринимать всё произведение как единое целое, «является связующим центром подобного фрагментированного повествования, что превращает столь разрозненный и гетерогенный материал. То есть — «образ автора в произведении».
В нашем случае это что? Правильно: комплексы Марка и Стивена, которые стали отправной точкой гомосексуальной тематики в «Шерлоке» и пресловутой «моффатобабы», вылезающией из всех тётек-героинь фильма.
«Смерть автора» придумал Ролан Барт. Это когда текст (в нашем случае фильм) «сплошь соткан из цитат, отсылок, отзвуков; всё это языки культуры, которые проходят сквозь текст и создают мощную стереофонию» («от произведения к тексту»). «Смерть» автора, персонажа, читателя как индивидуальностей позволяет сконцентрироваться на «приключениях письма», на игре с текстом.
Ну вот, по-моему, это мы имеем сегодня. В финале четвёртого сезона. В «Шерлоке» умерли. Умерли все. (с) приведу и я кощунственную цитату.
При написании статьи были использованы следующие источники:
1. Головина И. Постмодернизм в литературе. http://postmodern.in.ua/?p=180
2. Ильин И. П. ПОСТМОДЕРНИЗМ. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ. М., 2001.
3. Культурология: история, теория, практика. Электронная библиотека http://www.countries.ru/library/art/postmodernizm.htm
4. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/termin/avtorskaja-maska.html
П.С. Всем, кто дочитал, спасибо за внимание и терпение!
|
</> |