Схема развития посттрипольских групп
andvari5 — 21.01.2024
У В.А. Дергачева выходила довольно интересная монография,
посвященная погребальным памятникам позднего Триполья. Она весьма
интересна, и я хочу сохранить себе информацию из этой книги. Тем
более, эта тема не так широко освящена, как хотелось бы и только с
недавнего времени начинают появляться информативные обобщающие
работы.
Для начала хочу разместить здесь общую схему понимания
позднетрипольских памятников Дергачевым. Сорок лет назад речь
шла о выделении девяти позднетрипольских групп. На данный момент их
выделено тринадцать. Возникает сложность в описании обобщающих
работ по этой тематике.
Как указывает автор, сделать это возможно тремя
способами.
«Первый путь – по каждому территориальному региону в
отдельности. Но при этом пути от внимания ускользает возможность
определения их генетических основ, поскольку их
однотерриториальность не обязательно означает наличие прямой
генетической связи (преемственности) между ранними и поздними
памятниками.
Второй возможный путь – рассмотрение памятников по
хронологическим горизонтам, сначала – всех памятников этапа
Сγ-II-1, а затем всех памятников этапа Сγ-II-2. Однако в этом
случае из поля зрения выпадает возможная генетическая связь, как
между разнотерриториальными, так и разновременными группами.
Третий путь – рассматривать памятники по основным
генетическим линиям. Этот подход был предложен нами еще в
работе 1980 года (Дергачев 1980, 97 и след.). Его состоятельность
нашла подтверждение в последующих разработках многих из
региональных исследований. Но, все дело в том, что в отдельных
случаях генетические линии или их ответвления пересекались между
собой. Пример тому – тип Усатово. Он определенно сформировался на
базе выхватинских традиций. Но с какого-то момента он испытал на
себе влияния и со стороны памятников типа Гординешть, возникших на
основе брынзенских традиций. Более того, определенные влияния
гординештских традиций отчетливо прослеживаются и в памятниках типа
Животиловка. И это при том, что в нашей схеме не отражены
влияния инородных культур, скажем – майкопско-новосвободненской,
предопределившей особенности животиловской группы, или
постмариупольской-квитянской культуры, обусловившей особенности
памятников серезлиевского типа".
В общем, логика ясна и понятна. Описать пострипольские группы,
следуя их генетическому (в археологическом понимании)
развитию.
"Отмеченные выше пересечения памятников по территориальным,
хронологическим и/или генетическим показателям, для большей
наглядности и убедительности возможных аргументов, волей-неволей
диктуют попеременную последовательность рассмотрения типов
памятников, а именно:
1. Для начала будут разобраны памятники типа Выхватинцы,
Брынзень и Гординешть, предположительно образующие основные
«генетические ядра», предопределившие развитие всех остальных групп
памятников.
2. Определив наиболее существенные признаки брынзенских
памятников, далее проанализируем все их производные из лесостепной
зоны этапа С-II.1, которые, по логике, должны обнаружить некий
общий культурный горизонт (набор признаков), соответствующий
предполагаемому «генетическому ядру», т.е. брынзенским
традициям.
3. Зная наиболее характерные признаки гординештских
памятников, далее рассмотрим все памятники лесостепной зоны этапа
С-II.2, которые, по той же логике, должны обнаружить некий общий
комплекс признаков, соответствующий предполагаемому для них
«генетическому ядру», т.е. – в этом случае – гординештским
традициям.
4. Зная наиболее существенные признаки выхватинских
памятников, далее разберем все памятники степной зоны этапа
γ-II-1-2, которые, по той же логике, должны обнаружить некий общий
комплекс признаков, соответствующий предполагаемому для них
«генетическому ядру», т.е. – памятникам выхватинского типа.
В этом же контексте будут особо оговорены и возможные влияния
на степные культурные группы гординештских памятников, а также
предположительные влияния возможных инородных культур: Чернавода I,
постмариупольской-квитянской, майкопско-новосвободенской и
пр.»
Резюмируя вышеизложенное по памятникам междуречья Днестра и
Прута, можно сформулировать следующие основные выводы.
Составляя разные территориальные группы, памятники типа
Брынзень-Жванец и типа Выхватинцы едины по происхождению и восходят
к традициям, отраженным в памятниках типа Бэдражий Векь;
Памятники типа Гординешть-Цвикловцы возникли на базе
брынзенских и следуют им во времени на одной и той же
территории;
Памятники типа Брынзень-Жванец представляют ранний этап
позднего Триполья (С-II.1), время их бытования – 3500-3300
ВС;
Памятники типа Гординешть-Цвикловцы представляют поздний
этап позднего Триполья (С-II.2), время их бытования – 3300-3000
ВС;
Памятники типа Выхватинцы развивались на всем протяжении
периода позднего Триполья (С-II.1-2), в интервале приблизительно от
3500 до 3000 ВС."
Как указал Дергачев, эта схема отражает лишь взаимодействие
посттрипольских групп друг с другом, но не влияния извне. А они
были зачастую очень серьезными. Впрочем, это у него оговаривается
отдельно.
Книга весьма и весьма неплохая. Дергачев дотошный (в хорошем
смысле) исследователь, но прошлые работы вызывали у меня скепсис.
Например, его этюды в пользу миграционной концепции описывали
степные сообщества как достаточно воинственные, а их взаимодействие
с трипольцами как конфликты, а точнее даже степную инвазию. Что
множество раз было раскритиковано. Впрочем, в текущей книге
видим:
"То, что присутствие постмариупольского населения в ареалах
позднетрипольских памятников имело не случайный (кратковременные
военные налеты или экспедиции), а постоянный характер и
сопровождалось активными взаимодействиями, хорошо документировано
комплексами со смешанными материалами, т.е. комплексами,
включающими в себя культурные элементы, характерные как для
постмариупольских, так и для собственно позднетрипольских
памятников.
Вместе с тем, те же данные в равной степени свидетельствуют в
пользу того, что присутствие носителей постмариупольских памятников
в ареале познетрипольских племен связано, главным образом, со
второй половиной развития последних (приблизительно в интервале
3300-3000 ВС (см. Рис.
122). Более того, достаточно широкое распространение носителей
постмариупольских традиций на юго-запад, в ареал усатовских и
гординештских памятников, при практически полном отсутствии в их
комплексах предметов вооружения, явно указывает на относительно
мирные отношения между пришлым и местным населением, что, очевидно,
и предопределило их интенсивное культурное взаимодействие".
В этой книге тоже есть моменты, которые меня смущают. Но в целом,
это касается обобщений и выводов, чем фактического материала.
В общем и целом, Дергачев выявляет в постррипольских группах три
разные главные линии - Выхватинцы, Брынзень и Гординешть. Про
каждую из них кое-что напишу кратко.
Дергачев В.А. Позднее Триполье - Майкоп (с каталогом
погребальных комплексов позднего Триполья). Кишинев: CEP USM, 2022.
676 с.