Шельф
arkhip — 13.04.2012Путин тут, оказывается выступил с инициативкой по северному шельфу
Новые проекты на российском шельфе будут освобождены от экспортной пошлины, сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании по вопросу о стимулировании освоения континентального шельфа. «Для планируемых к реализации шельфовых проектов нужно предусмотреть специальную стимулирующую систему налогообложения, принято принципиальное решение полностью отменить экспортную пошлину по новым шельфовым проектам», — заявил глава правительства.
В апреле 2012 года экспортная пошлина на российскую нефть составляет 460,7 доллара за тонну, льготная ставка для ряда месторождений Восточной Сибири и Северного Каспия — 241,5 доллара за тонну. Для шельфовых проектов, по словам Путина, также будут предоставлены льготы, причем льготные условия не будут меняться в течение 15 лет с начала промышленной добычи. «Для наиболее сложных проектов в Арктике налог на добычу полезных ископаемых может составить только порядка 5% от цены реализуемой продукции. Также для всех новых проектов, независимо от уровня сложности, предлагается обнулить налог на имущество и НДС по уникальному импортному оборудованию, которое в России пока не производится», — рассказал премьер...
По оценке премьер-министра, реализация шельфовых проектов на новых условиях позволит России привлечь около 500 млрд долларов прямых инвестиций в нефтегазовую отрасль и еще около 300 млрд, по предварительной оценке, — в смежные отрасли в течение 30 лет. «Такие серьезные инвестиционные ресурсы должны сработать на модернизацию отечественного ТЭКа, экономики в целом, дать импульс развитию наших регионов, в том числе Сибири, Дальнего Востока, российского Севера», — добавил Путин.
Поскольку диавол, как известно, кроется в деталях, было бы любопытно на них взглянуть.
1) Российский бюджет не будет получать ничего от экспорта нефти, которая будет (если будет, конечно) добываться на северном шельфе
2) Нынешний размер НДПИ составляет 419 рублей за тонну, При этом налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр. При этом коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно путем умножения среднего за налоговый период уровня цен нефти сорта "Юралс", выраженного в долларах США, за баррель (Ц), уменьшенного на 9, на среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю и деления на 261:
Кц = (Ц - 9) x (Р/261)
Учитывая, что сейчас биржевая цена нефти Urals составляет что-то около 100 долларов за баррель, а курс доллара к рублю крутится вокруг тридцати, нетрудно подсчитать, что ценовой коэффициент сейчас составляет примерно 10.45. Ну хорошо, округлим до 10.
С другой стороны, коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр начинает применяться только тогда, когда степень выработанности запасов превышает 0.8. То-есть в первые десятилетия эксплуатации шельфа он применяться не будет.
Таким образом, умножая 419 рублей на 10, получаем величину налога на сегодняшний момент - 4190 рублей за тонну или, перейдя на общепринятую в мировой нефтедобыче терминологию, примерно 20 долларов за баррель (тонна - это 7 баррелей плюсминус сколько-то там, в зависимости от плотности). 5% от нынешней цены нефти - это пять долларов за баррель. Именно столько бюджет России получал бы в виде налогов с барреля шельфовой нефти, ведись добыча уже сейчас.
3) Путин предложил "обнулить налог на имущество и НДС по уникальному импортному оборудованию, которое в России пока не производится". При этом в заметке ничего не говорится о мерах, призванных стимулировать перенос производства этого уникального импортного оборудования в России, при чём речь должна идти не просто об "отвёрточной сборке", а о полноценном производстве. Впрочем, и так всё более или менее ясно - какой же дурак при нулевых налоговых ставках на импорт будет возиться с локализацией производства?
4) Цифры инвестиций, которые привёл путин, конечно, поражают воображение, но настораживают два момента. Во-первых, непонятно, откуда он их взял. Во-вторых, учитывая сказаyное выше, на долю России тут. скорее всего, достанутся инвестиции в тяжёлое, громоздкое и недорогое: порты, трубопроводы и привязанная к ним инфраструктура, производство труб, металлических конструкцый, рельсов и прочего. Ну может какие-то заказы попроще на российских предприятиях нефтяного машиностроения разместят. И несколько ледоколов построят. Ну и так далее и тому подобное.
Итак, что мы имеем в сухом остатке? А в сухом остатке мы имеем вот что. На мой взгляд, данные условия являются для России весьма невыгодными. Понятное дело, от этого проекта очень выиграют участвующие в нём нефтяные компании. Выиграют, но в гораздо меньшей степени, производители не очень сложного оборудования, строители, транспортники и проч. А страна будет получать от всего этого первые пару десятков лет по пять долларов за баррель, поскольку проект очевидным образом ориентирован на экспорт? Простите, но если это и отличается от пресловутых СРП и проектов-сахалин, то только в худшую сторону - и по условиям, и по масштабам. Быть может, конечно, что здесь есть другие, незамеченные мною детали, в которых сидят более дружественные к России диаволы, сулящие стране немалый профит (тем более что в относительно короткой заметке всех деталей и быть не может), то я готов с удовольствием этот вопрос обсудить.
Но пока - поскольку очень не хочется употреблять обсценную лексику в Страстную Пятницу - пока мне представляется, что Путин, скажем так, несколько фалломорфировал.