Шеффилдский собор

Шеффилдский собор (Cathedral Church of St Peter and St Paul) — самое старое здание в городе, которое используется ежедневно. Собор был построен в 1220 году, как приходская церковь, основателем города Уильямом де Лавтотом (я о нем писала в посте о Шеффилде). Церковь представляет собой необычный микс средневековой и современной архитектуры. Обычная приходская церковь была повышена до собора в 1914 году, а последние пристройки были закончены в 1966 году.

Место, где построен Шеффилдский собор, имеет древнюю христианскую историю. На этом месте был найден Шеффилдский крест — англосаксонский крест, который датируется 9 веком. Древко этого креста нашел ножовщик по имени Джон Уолтер Стэнифорт. Он хранил его в своем саду и использовал для заточки ножей. Позже, в 1924 году, крест был передан в дар Британскому музею, где сейчас и хранится.

Первая церковь была сожжена, но в 1280 году построена новая, а затем в середине 15 века перестроена в стиле перпендикулярной готики, для которой характерны четкие вертикальные линии и большие окна, украшенные витражами, какой она является и сегодня. Первое, на что обращаешь внимание, подходя к собору, — столбы со шпилями, на которых изображены пары каменных резных средневековых гротесков.

Гротески и сопровождающие их знаки были понятны средневековым людям, для нас они сейчас — потрясающий исторический дизайн.



Средневековая часть Шеффилдского собора включает в себя алтарь, святилище, башню и шпиль, которые были построены в начале XV века. Считается, что более раннюю церковь постигла та же участь, что и Шеффилдский замок во время Второй баронской войны (гражданская война между мятежными баронами и силами Генриха III), но камни древней церкви были уложены в стены церкви 15 века. Эта башня и шпиль возвышаются над Шеффилдом 600 лет.

Святилище находится в восточной части оригинальной церкви, и именно его восточная стена содержит камни из предыдущей нормандской церкви.

Витраж восточного окна за главным алтарем является мемориалом шотландскому поэту Джеймсу Монтгомери (1771 - 1854), который провел большую часть своей жизни в Шеффилде и оказал большое влияние на город как редактор газеты, социальный реформатор, борец с рабством, автор гимнов и сторонник движения воскресной школы. На витраже изображены Святой Матфей, Моисей, Давид и Святой Иоанн. Витраж был подарен собору семьей Маппин, которая ведет свою родословную с 11 века от предков, прибывших из Нормандии.

Позолоченные летучие мыши ангелы на потолке Святилища и
алтаря все разные и относятся к Средневековью, однако их крылья
были добавлены в 1960-х годах.

Рядом со Святилищем находится епископский престол — Cathedra — от него и произошло слово Cathedral. Кафедра была спроектирована сэром Чарльзом Николсоном. Кафедра сделана из дуба, расписана и позолочена и украшена фигурами Святого Петра, Святого Павла и Христа.

За кафедрой епископа находится часовня Шрусбери. Часовня Шрусбери была добавлена к приходской церкви около 1520 года лордом поместья Шеффилд Джорджем Тэлботом, 4-м графом Шрусбери. Она была построена как частная семейная часовня с усыпальницей. Верхняя часть алтаря в часовне Шрусбери представляет из себя плоскую каменную плиту (так называемая менса), украшенную искусной резьбой, датируемую до реформационным периодом (до 16 века). Витраж изображает Христа и святых, которые были частью средневековой церкви.

Часовня содержит две усыпальницы. В усыпальнице слева покоится Джордж Тэлбот, 4-ый граф Шрусбери, который умер в 1538 году, и две его жены.

Напротив, справа, на южной стороне часовни, находится мемориал Джорджу, 6-му графу Шрусбери. Королева Елизавета I поручила ему быть опекуном Марии Стюарт, королевы Шотландии, которая подозревалась в заговоре против королевы Елизаветы. Мария провела четырнадцать лет в Шеффилде под надзором графа, и латинская надпись на его мемориале подробно описывает его верную и преданную службу королеве Елизавете I и его военные достижения. Граф изображен в доспехах, лежащим на циновке, а его ноги покоятся на собаке. Высоко над его головой находятся шлемы, которые несли на его гробу во время его похорон.

В начале 20-го века, когда церковь превратилась в собор, ее начали расширять. Часовня Св. Георгия изначально планировалась как новое святилище расширенного и переориентированного собора, как это было задумано архитектором сэром Джорджем Николсоном. Но войны, к счастью, помешали сэру архитектору осуществить свои грандиозные планы по полной перестройке собора, и сейчас здесь Мемориальная часовня, посвященная Йоркскому и Ланкастерскому полку, который был сформирован в 1758 году и позже расформирован.

12-ый батальон Йоркского и Ланкастерского полка был сформирован в 1914 году и был известен как Sheffield Pals (Шеффилдские друзья). Многие из его членов были убиты 1 июля 1916 года в первый день битвы на Сомме в Первой мировой войне. На деревянных скамьях в этой часовне вырезаны надписи в память о некоторых членах полка

В этой часовне находится мемориальные доски тем, кто погиб в конфликте, полковые знамена, экран из мечей и штыков, книги «Почетных списков» и прочие полковые артефакты.

Скульптуры воинов придают особую торжественность часовне.

На западе часовни находятся небольшие витражи Кита Нью, которые изображают важные эпизоды в истории полка. На этом витраже изображен Королевский тигровый знак 65-го пехотного полка в Битве в Салониках. Кит Нью считается пионером британского модернистского витражного искусства.

У подножия боковой лестницы находится бронзовый мемориальный якорь работы Стивена Бродбента, посвященный кораблями Королевского флота, носящих имя города. Он был установлен в соборе в 2000 году.

Частью расширения собора 1930-х годов стала часовня Святого Духа.

В Часовне Святого духа под окном находится алтарь, а за ним — запрестольная перегородка, подаренная собору масонами Шеффилда после Первой мировой войны в память о тех, кто отдал свои жизни.

Часовня украшена большим витражом «Те Deum» работы Кристофера Уэбба, одного из самых именитых витражных мастеров. В верхней части окна Te Deum находится голубь, а в центре — Христос во славе, окруженный пророками, мучениками и верующими на протяжении веков. Для Уэбба была характерна богатая палитра цветов и детализированные фигуры. Всего в Шеффилдском соборе 16 витражей Уэбба.

Перед Рождеством у входа в часовню можно увидеть рождественскую скульптуру из шеффилдской стали работы Брайана Фелла, скульптора по металлу из Манчестера.

Часовня Св. Екатерины, как следует из названия, посвящена женщинам. Часовня была создана в 1936 году в память об Анне Луизе Берроуз, жене первого епископа Шеффилда. Экран установлен в память о дьякониссе Гертруде Вестерн и ее работе с женщинами и детьми в 1920-х - 30-х годах. Пристройка, в которой была создана эта часовня, была построена в 1700-х годах на месте сарая, в котором размещалась единственная пожарная машина Шеффилда (пожарная машина того времени представляла из себя бочку, которую тащили на длинных шестах или катили на колесах несколько человек). Пристройка использовалась, как ризница и помещение для органа.

Черное дубовое сиденье в часовне (справа) датируется 15 веком и представляет собой седилию, особое сиденье для духовенства во время службы.

Витраж над алтарем тоже принадлежит Кристоферу Уэббу и включает в себя монограммы Mothers' Union и Girls' Friendly Society в знак признания работы, проделанной миссис Берроуз для этих организаций. Другие изображения отображают роль женщин в христианской истории, включая Рождество, двух Марий у гроба Христа в Пасхальный день и Иисуса в доме Марфы и Марии.

Триптих над алтарем также принадлежат Кристоферу Уэббу и включают Святую Екатерину и«екатерининское колесо» (спиральное колесо с шипами, на котором святая Екатерина была приговорена к смерти императором Максимианом за защиту христианской веры. Однако, когда Екатерину вывели на казнь, она прикоснулась к колесу, и оно чудесным образом раскололось).

Собором можно любоваться в любое время, ходить, где угодно, разглядывать все беспрепятственно и фотографировать, будь то орган или мои любимые витражи.

Витражи в церкви просто великолепны — от старинных французских и голландских до современных британских. Во время Второй мировой войны витражи удалось спасти, поскольку они были сняты. Удалением и упаковкой витражей занималась команда под управлением дизайнера Сесила Хиггинса. Хигинсу пришлось пронумеровать все панели и обозначать, с чем должна соседствовать каждая деталь, прежде чем их поместили в стальные контейнеры. Витражи и рисунки хранились в угольной шахте на протяжении всей войны. Когда после шести лет службы Хиггинс вернулся домой, он обнаружил, что произошла катастрофа. Шахту затопило, и все шесть лет ящики пролежали под водой. Ящики проросли травой, некоторые витражи были повреждены водой и развалились. Его рисунки и записи также пропали. Хиггинс четыре года восстанавливал витражи по памяти.

В путеводителе собора сообщается, что этот собор для всех, как для верующих, так и для неверующих. Собор рассказывает историю о великих и простых людях, которые жили в Шеффилде, о войнах, промышленности и торговле. Здесь люди молятся и занимаются музыкой, торгуют и помогают бедным. Шеффилдский собор многофункционален, здесь есть зоны для проповедей и тихие часовни для раздумий, общественный конференц-зал и помещения, где бездомный или попавший в беду человек может найти приют, здесь есть сувенирный магазинчик и кафе, где можно выпить с друзьями чашку кофе.
Кофейня и сувенирный магазин собора называется 1554 Coffee and Gift Shop. Вход в кафе под еще одним витражом Уэбба.

Перед Рождеством в соборе работает ярмарка.

Из путеводителя собора я узнала, откуда берутся деньги на содержание собора и священников. Оказывается, еще в 1297 году Томас де Фернивал, лорд поместья Шеффилд, предоставил земли городским фригольдерам (свободные поселенцы или крестьяне, владевшие землей) за ежегодную арендную плату в размере £3 8s 9 ¼d. Доход от этих земель обеспечивал средства, помогающие городу содержать приходскую церковь и ее священников, а так же местные дороги и мосты. В 1548 году Эдуард VI конфисковал земли, которые приносили доход священникам, но он умер еще молодым, и жители Шеффилда обратились к правящей тогда королеве Марии с просьбой отменить конфискацию. Мария выпустила хартию, в которой земли передавались навечно «Двенадцати столичным бургомистрам и общине города и прихода Шеффилд». Теперь у фонда есть годовой доход, превышающий £1 миллион.

|
</> |