Шашлыки против храма

топ 100 блогов novayagazeta05.06.2016 На севере Москвы появилась новая зона конфликта между православными и гражданскими активистами.

По образцу «Торфянки» активисты защищают от строительства храма сквер, в котором гуляют с детьми и жарят шашлыки. Но пока удача сопутствует их противникам — спортсменам и бывшим футбольным фанатам из движения «Сорок Сороков», называющим своих оппонентов «либеральным Майданом».

Лесопарк между Кронштадтским бульваром и Большим Головинским прудом на севере столицы — еще одна горячая точка на карте Москвы. За демонтированной недавно линией теплотрассы, в сотне метров от автобусной остановки, сейчас виднеется деревянный храм-часовня на сто прихожан. Неподалеку от храма крест, но к храму он отношения не имеет. В 2010 году группой кавказцев тут был убит футбольный фанат Егор Свиридов, после чего разразилась знаменитая «Манежка».

Шашлыки против храма
Монтаж деревянного храма в Головине происходил под присмотром активистов «Сорока Сороков»


Территория сквера относится к зоне регулируемой застройки (строить тут можно, но только в виде исключения) и является местом отдыха для жильцов близлежащих домов. Пару лет назад они ввязались в конфликт с РПЦ за этот клочок земли. А в начале мая пытались даже провести референдум, чтобы отменить строительство. ТИК приняла заявление, но на голосовании муниципальных депутатов 12-го числа предложение было отклонено.

Храм, стоящий здесь, — временный. Это легкосборная конструкция, возведенная практически за сутки до голосования в муниципалитете сторонниками постройки стационарной церкви. Чтобы застолбить место. Само же противостояние длится с конца 2011 года, когда проект строительства культового здания только появился.

Заявлен он был одновременно со стартом нашумевшей программы РПЦ «200 храмов», и первые общественные слушания, которые, по словам районных активистов, состоялись практически без участия местных жителей в 2012-м, дали положительное заключение. Но впоследствии, на волне протестных выступлений жильцов, муниципальные депутаты отказались согласовать проект, предложив под храм другую площадку. Неподалеку.

До зимы 2015 года конфликт считался замороженным. Пока на повторном голосовании 22 декабря 2015 года проект неожиданно не согласовали. И противостояние вспыхнуло с новой силой. Именно в этот момент к нему и подключились православные активисты из «Сорока Сороков», до этого известные в основном по «Торфянке» — другому скверу, где строительство храма также вызвало недовольство граждан.

Интересно, что часть участников движения — бывшие футбольные фанаты, но в этот раз на место былой трагедии их привел уже не этнический, а религиозный конфликт.

Храм вместо бутылок

«Депутаты согласовали проект размещения религиозного объекта, но перед слушаниями им был представлен проект маленькой часовенки, хотя по документам тут запланирован целый храмовый комплекс», — рассказывает местный активист Елена Баркова.

Вечером 9 мая корреспондент «Новой» побывал с активистами в сквере. Парк, где теперь стоит храм, — единственная в округе зеленая зона, куда жители окрестных домов могут выбраться на шашлыки. Выглядит это, впрочем, устрашающе, особенно в дни праздников. Большая часть сквера окутана дымом костров, то слева, то справа в сумерках виднеются не слишком трезвые компании, кто-то истошно зовет некую Светку, должно быть, отошедшую по неведомой нужде от кострища, та отзывается нетрезвым голосом. Тут же хипстерского вида молодежь. У них все культурно, молоденькие студентки нарезают бутерброды в тени зацветающей яблони. Юноши разливают что-то из термоса.

«В остальные дни здесь не так людно и, как правило, в сквере гуляют мамы с детьми», — оправдывается Елена. Перешагивая брошенный кем-то мангал с еще не потухшими углями и пустые бутылки, она разводит руками: вот тут и собираются строить!

Шашлыки против храма
Головино — новая, но далеко не единственная горячая точка на карте Москвы
Фото: vk.com/sorok_sorokov

Свято место

Аргументация у активистов такая: если в парке будет церковь, то шашлыки жарить тут уже не удастся, сами горожане не захотят сидеть с напитками у храмовой ограды: рядом со святым местом — нельзя, и «церковники» не дадут. Де-факто строительство церквей зачастую становится для верующих способом присвоить когда-то общую, нейтральную территорию и установить свои правила. Даже чисто визуально стационарный храм, если он будет построен, станет архитектурной доминантой. Между тем, объясняет Елена, православных в округе вовсе не большинство, и многие хотели бы видеть парк «секулярным», то есть светским.

На следующий день после нашего посещения, 10 мая, рано утром — ровно за два дня до голосования по референдуму (он мог стать первым в истории города районным плебисцитом) — на территорию сквера прибыла специальная техника. Военный грузовой автомобиль привез полевую кухню и несколько солдат-срочников. Туда же прибыла группа граждан в фирменных футболках с логотипами православного движения «Сорок Сороков».

Строители обнесли пустырь забором и принялись монтировать деревянную постройку с золоченым куполом. Вместе с ними на место приехали инспектор ДПС ГИБДД с георгиевской ленточкой и седовласый депутат муниципального округа «Бескудниковский» от «Справедливой России» Виталий Пономарев. Когда 65-летняя активистка Галина Давыдова, заинтересовавшись непрошеными гостями, попыталась зафиксировать на телефон номера подъехавших машин, депутат, по словам женщины, грубо оттолкнул ее и разбил телефон.

На видео, распространенном активистами, видно, как он угрожает отобрать телефон у второй активистки, чтобы не снимала народного избранника. Капитан полиции с ленточкой, наблюдая за действиями депутата, отказывается вмешиваться, объясняя, что его полномочия «ограничиваются проезжей частью», и представляется как Александр Першин (на груди знак: 77-1693). Крепкие ребята из православного движения не пропускают жильцов на территорию строительства.

Полиция, военные и крепкие ребята, как очевидно из видео, действуют заодно. Как только активисты пытаются скинуть тряпки с номерных знаков, их грубо оттесняют подальше. Полиция (уже не ГИБДД, а сотрудники линейного отделения) появляется значительно позже, она забирает женщину написать заявление. На пороге отделения женщине становится плохо. Сердце.

Группа церковной поддержки

Радикальное православное движение «Сорок Сороков» не первый раз оказывает силовую поддержку церкви в конфликте с горожанами. Еще в начале десятых годов, когда строительство храмов по патриаршей программе только стартовало, церковь столкнулась с необходимостью защиты своих интересов по конфликтным точкам не только административными мерами, в переговорах с городскими властями, но и на низовом уровне. Информационный центр программы под руководством Александра Щипкова, бывшего помощника лидера «Справедливой России» и церковного публициста (именно он сменил на посту в патриархии протоиерея Всеволода Чаплина), тогда даже распространял «памятки» церковным активистам, как вести себя в случае конфликта.

Некоторые из этих активистов, вроде «православного эксперта» Кирилла Фролова, регулярно являлись практически на все общественные слушания по храмам, где порой в истеричной форме защищали планы патриархии, называя недовольных «поборниками Майдана» и «провокаторами». Чуть позже к нему присоединились «Сорок Сороков», но уже не на слушаниях, а «в поле». Самое известное место, где движение отметилось, — «Торфянка», еще один парк, где РПЦ вознамерилась построить храм.

С лидером движения «Сорок Сороков» мы сидим на веранде одного из недорогих кафе. Крупный мужчина за сорок в очках, красной толстовке и черной вязаной шапке заказывает себе облепиховый чай и сладко улыбается на большинство каверзных вопросов. Поддержку строительству храмов его организация оказывает с 2013 года, многие рядовые члены — бывшие футбольные фанаты.

Он признает, что кто-то из участников, возможно, и сейчас не покинул фанатского движения, «но кто из нас не без греха», вздыхает мужчина и напоминает, что вслед за Христом в рай первым вошел именно разбойник, хоть и покаявшийся.

Зовут мужчину Андрей Кормухин, радикалами и тем более националистами своих сторонников он не считает. Убежден, что миссия движения миротворческая: «Мы же стоим между прихожанами и противниками».

«Никаких националистических идей мы не пропагандируем, а фанаты — так слава богу, что они пришли к нам, а не дерутся между собой», — иронизирует Кормухин. Откуда в Головине 10 мая появились военные, он «не знает», почему номера машин были завешаны белыми тряпками — тоже. Но объясняя суть конфликта, повторяет известные аргументы: «Это не жители, а политические активисты протестуют против храмов, противники церкви, — и прибавляет к ним лишь один: — В преддверии парламентских выборов оппозиция пытается набрать себе таким образом очки».

Опять Майдан!

«Сорок Сороков» ультраправыми назвать нельзя. Многие из их активистов придерживаются националистических убеждений, кто-то состоял в футбольных группировках, но сама организация специализируется на другом, и тут можно говорить о единстве среды, откуда рекрутируются сторонники, а не о политических взглядах», – отчасти подтверждает слова Кормухина правозащитник, руководитель центра «СОВА» Александр Верховский. С другой стороны, любители «силового элемента» в православии сейчас не являются маргиналами в церкви. На многочисленных фотографиях Кормухин запечатлен рядом с патриархом, движение привечают авторитетные у консервативной части паствы православные священнослужители. «Хотя формально и не являются церковной организацией, такие группировки сейчас находят в церкви поддержку, что же до взглядов их личного состава, то националистические взгляды сейчас для РПЦ — норма жизни», — подчеркивает эксперт.

В группе сторонников головинского храма в одном из сообщений значится призыв: «Последняя попытка майданутых храмофобов атаковать Русскую Православную церковь и Православие на Головинской земле с треском провалилась» — это про неудачное голосование по референдуму. Чуть ниже, рядом с копией баннера активистов, призывающих противников строительства в парке прийти на согласованный администрацией района митинг, — комментарий собственно от движения «Сорок Сороков»: «Они думают, что мы спокойно будем смотреть на тех, кто будет оскорблять нашу Веру, Русскую Православную церковь, наших Батюшек?! Нет, мы спокойно смотреть не будем, мы тоже соберемся там, второй Торфянки не будет».

Дмитрий Ребров
корреспондент


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=19&v=VYnJ65a4D64 Премьер Дмитрий Медведев, выступая на днях на Международной конференции труда в Женеве, не исключил перехода в перспективе к четырехдневной рабочей неделе. Нельзя сказать, чтобы это прозвучало совершенно неожиданно. ...
Встретил выражение: "Нация это конгломерат индивидуумов". Категорически с ним не согласен. Нация это стадия развития самосознания этноса, следующая за стадией "народ". Можно уподобить семью младенцу, род ребëнку, народ юноше и нацию взрослому мужу. В нации неизменно проступают черты ...
19 марта 1935 года в деревне Усть-Сакла Каракулинского района Удмуртской АССР родился марийский советский писатель Валентин Борисович Исенеков. ...
Дженнифер Гарнер с родителями проверила стройку своего дома. ...
Это будет "кухонный" разговор, и я, пожалуй, не стану выбирать слова, чтобы случайно кого-то не обидеть. Я женщина и всегда на женской стороне буду больше, чем на мужской. Это естественно. ...но даже меня иногда вымораживает женское мышление. Нет, даже не так. К чёрту такт. Меня вымора ...