25 миллионов и никакого хамства
novayagazeta — 05.06.2016 Приложение для смартфонов, разработанное московской мэрией, заменило гопников из «СтопХама».
Информация, поступившая с приложения, является
официальным доказательством вины водителя
Фото: Станислав КРАСИЛЬНИКОВ / ТАСС
Прокремлевское движение «СтопХам», от активистов которого уже успел пострадать не один десяток водителей, в том числе четырехкратный олимпийский чемпион Алексей Немов, в марте этого года было ликвидировано Минюстом за грубые нарушения закона (порча имущества). Одновременно созданное московской мэрией приложение для смартфонов «Помощник Москвы» (изначально оно предназначалось для фиксации нарушений на платных парковках) обзавелось функцией, позволяющей сообщать органам о припаркованных под запрещающими знаками автомобилях. К осени приложение должно научиться фиксировать машины, оставленные на пешеходных тротуарах и переходах. «Мы себя со «СтопХамом» никогда не ассоциировали, у нас другой подход», — говорят его разработчики. Теперь, чтобы водитель, оставивший машину под запрещающими знаками, получил по заслугам, достаточно сфотографировать номерной знак его автомобиля в приложении. Вся информация будет автоматически передана в распоряжение дорожной инспекции.
Штраф на автомате
Материалы «Помощника» носят официальный характер. Для того чтобы это стало возможным, городским властям пришлось воспроизвести в приложении все формальные процедуры, положенные при фиксации правонарушения.
Информация с приложения идентична информации с камер государственных инспекторов и поступает в те же центры обработки, что и полицейская. Сами штрафы выписываются автоматически, так же как и знаменитые «платежки» за превышение скорости, которые «рассылают» ГИБДДшные камеры слежения. Практически без участия человека. Именно поэтому система апелляции по таким штрафам идентична стандартному обжалованию действий обычного автоинспектора. Для этого можно воспользоваться разделом «Оставить обращение» на Едином транспортном портале transport.mos.ru.
Дебет и кредит
Только за первые 14 дней после появления программы в сентябре 2015 года, по словам руководителя департамента транспорта Максима Ликсутова, приложение установили 20 тысяч пользователей. А на данный момент — уже около 60 тысяч.
Сами разработчики приложением тоже пользуются, но возле их департамента на Садовой-Самотечной водители правила нарушают крайне редко, знают, где останавливаются.
А вот Цветной бульвар, расположенный всего в 10 минутах ходьбы от офиса дорожных чиновников, остается в лидерах по нарушениям
(с января по сентябрь 2014 г. было выписано 4 тыс. 547 штрафов), наравне с Новым Арбатом (здесь за 8 месяцев того же года было зафиксировано 4 тыс. 366 нарушений). Остальные строчки в рейтинге делят ул. Неглинная, Краснопресненская набережная, Денежный переулок, Театральный проезд и Сивцев Вражек.
Только за март 2016‑го автоинспекторы зафиксировали 13 880 нарушений. За неполный год работы приложения пользователями было отправлено жалоб более 10 000. Учитывая сумму штрафа, колеблющуюся в зависимости от нарушения от 2500 до 3000 рублей, «Помощник Москвы» заработал за это время для мэрии не менее 25 млн рублей.
Впрочем, обошлось столичным властям это приложение дороже: судя по данным портала Госуслуг, только разработка стоила 26,8 млн рублей, еще почти 18 млн пришлось потратить на доработку и развитие программы, плата за годовое техническое обслуживание в 2016‑м составила 9 млн.
Как пользоваться
Программа работает на платформах Android и iOS, и может быть установлена практически на любой современный смартфон. Модуль GPS во время съемки автоматически фиксирует расположение автомобиля, определяя место правонарушения. Таким образом, органы получают не только фото, но и объективные геоданные, привязанные к картинке.
Если запустить программу, вслед за заставкой появится меню, где пользователю надо выбрать одно из нарушений правил парковки: стоянка в зоне действия знака «Остановка запрещена» (синее поле в красном круге перечеркнуто крест-накрест), «Стоянка запрещена» (нельзя останавливаться более чем на 5 минут, синее поле перечеркнуто только одной линией) и «Контроль оплаты парковки». В последней версии под серой заливкой можно увидеть и запланированную, но еще недоступную «остановку на тротуаре» и «пешеходном перекрестке».
Но сперва придется поработать ногами. Чтобы зафиксировать нарушение, человек должен оказаться в зоне соответствующего действия знака, иначе опция не сработает.
Приложение само сообщает, находитесь вы в зоне фиксации или нет. После этого требуется навести камеру телефона на знак, телефон автоматически распознает его тип, и пройти по прямой от знака к машине. «У человека есть возможность двигаться только в строго определенном коридоре, поскольку приложение задает маршрут такого движения: можно прямо или назад, но не влево или вправо. Это предусмотрено, чтобы под штраф не попала машина, припаркованная за пределами зоны, — рассказывает Михаил Кизлык, один из разработчиков проекта. — Если выйти из «коридора», то приложение сбрасывается и требует начать процесс заново».
Пока активный гражданин меряет шагами мостовую, за его передвижениями следит GPS-навигатор, точно фиксируя путь активиста. Подойдя к машине, нужно навести камеру на рамку номерного знака, который также распознается автоматически, уточнить, правильно ли автомат определил номер, далее программа зафиксирует место нахождения машины и точное время съемки. Последний этап: сделать несколько обзорных фотографий и записать короткий видеоролик.
Дмитрий Петров
|
</> |