Шашлык на скрепах, или чем манипулирует патриархат

топ 100 блогов femunity02.11.2014 "Господь Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться..." (Пс. 22)

Я начала свой текст библейской цитатой не случайно, размышляя о вечнозеленых проблемах отношений внутри иерархического общества. О том, что они из себя представляют и чем сами из себя представляются.
О материале пресловутых скреп, вещи тонкой, духовной. Вещи, которая, к некоторому неудобству заказчика, создается при помощи слов и уговоров. Причем слова для этой ответственной задачи подбираются такие, чтобы максимально скрыть мотивы выгод от использования чужих ресурсов.

Этих слов три. "Забота" в значении регулирования чужих действий, "доверие" в значении добровольного отказа от самостоятельных действий, и "любовь" в значении единственного архиважно необходимого компонента отношений между всеми.

Согласившись с такими смещенными определениями заявленных понятий, мы получаем способ мирного существования внутри иерархии. Эти три понятия являются универсальным ответом, и по совместительству универсальным пугалом патриархата, так как предполагается, что забота, любовь и доверие сначала волшебным образом отключают основные органы чувств, а затем включают такой виртуальный орган удовольствия и покоя. Как у овечки, которая из тычков жезла заключает, что пастух о ней не забыл, следовательно, в долине смертной тени она не одна.

На чем власть строит риторику доверия между собой и жертвами электоратом? Я говорю о "власти", имея в виду создателей и пользователей корпуса замещения, когда некое лицо заявляет - "я не сама власть, а ее представитель на земле и толкователь ее воли в отношении живущих". Этими лицами могут быть не только государственные деятели и служители церкви, но и любой начальник ячейки общества, подбирающий корявую теоретическую базу под банальное самоуправство.

Первую часть доказательной базы занимают метафоры и уподобления. Обычно, это имена прилагательные, выполняющие функцию маскировки. Это обычно очень социально значимые прилагательные, табуирущие вопросы и сомнения или манипулятивные возвышающие/принижающие сравнения. Чем ярче метафора, чем их больше и чем они значимее, тем проще забыть о том, что разнообразные эпитеты и сравнение одних вещей с другими ничего не доказывают. Если в качестве доказательства перечисляются какие-нибудь фамилии, исторические события, документы, чудеса - они тоже ничего не доказывают и ни к чему нас не обязывают.

Вторыми по распространенности идут риторические вопросы, моделирующие ситуации нравственного выбора. "Если завтра тебя возьмут в плен фашисты...", "если тебе придется выбирать между личным комфортом и независимостью серо-зеленой планеты Пшик...", "если к тебе придет дочь твоей подруги и попросит денег на аборт..." и т.п. Эти вопросы тоже ничего не доказывают, а лишь смещают фокус внимания от неудобных манипулятору фактов.

И третьими - но весьма немаловажными - обвинения и обличения, которые до сих пор неплохо выступают символами власти. В рассматриваемом нами случае это будут обвинения в отсутствии пропагандируемых понятий. "Не доверяешь" и "не любишь" объявлены преступлением против власти, достойным лицемерного сожаления к отбившейся от всемогущих рук отказавшейся от заботы, не доверяющей и не любящей овце. Далее, как правило, следует если не переход на личности, то ненароком упоминаемые метафоры несчастья и репрессий.

Очень важным компонентом скреп является круговая порука, и задача власти по отношению к обществу состоит в том, чтобы поддержать эту старую игру. Если у власти получилось заставить кого-либо оправдываться за других, в этом месте, в этот момент, она реализовалась. Высшим пилотажем реализации власти является принуждение отдельного лица оправдываться за возможные действия группы других лиц в гипотетической ситуации из пункта два.

Что я хочу подчеркнуть? Эти приемы универсальны и используются для реализации власти любого уровня и в любых отношениях. Если на в ответ на наши вопросы, на наши возражения, на наши сомнения, на наш некомфорт звучат рассуждения о "заботе", которую мы не ценим, "доверии", которого у нас недостаточно, и "любви", без которой пропало вообще ВСЕ - значит, мы имеем дело с очередным пастухом, который вздумал нас стричь и готовить шашлык-башлык покоить и защищать.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
                            1898 год, Пенза, семейный альбом, семейный ...
Как же удачно, что написание поста про любовные линии в ролевых играх отложилось в итоге на послеомска. Теперь у меня есть еще один прекрасный пример.Итак.Мне неоднократно случалось слышать утверждение, что любовные линии в играх не нужны, ...
1. Сегодня четверг перед кельнским карнавалом - а это значит, что это своего рода "8 марта" для женщин, именно этот день так и называется - "Weiberdonnerstag" "Женский четверг", начало безудержного веселья и гуляний вплоть до следующего вторника. Многие предусмотрительно запасаются в эт ...
В столице Беларуси активисты из организации «Молодой фронт» устроили акцию протеста против проведения во Дворце Республики творческого вечера российского пропагандиста Владимира Соловьева. Кроме того, протестующие скандируют «Россия — это война!», «Чемодан, вокзал, Россия», «Путину — ...
Еще одно чудесное откровение обнаружил: https://colonelcassad.livejournal.com/8002007.html Из брифинга ( https://www.nato.int/kosovo/press/p990525b.htm ) пресс-секретаря НАТО Джейми Шиа. Брюссель, 25 мая 1999 года: «В: Если вы говорите, что у [югославской] армии есть много ...