Шашлык на скрепах, или чем манипулирует патриархат
femunity — 02.11.2014 "Господь Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться..." (Пс. 22)Я начала свой текст библейской цитатой не случайно, размышляя о вечнозеленых проблемах отношений внутри иерархического общества. О том, что они из себя представляют и чем сами из себя представляются.
О материале пресловутых скреп, вещи тонкой, духовной. Вещи, которая, к некоторому неудобству заказчика, создается при помощи слов и уговоров. Причем слова для этой ответственной задачи подбираются такие, чтобы максимально скрыть мотивы выгод от использования чужих ресурсов.
Этих слов три. "Забота" в значении регулирования чужих действий, "доверие" в значении добровольного отказа от самостоятельных действий, и "любовь" в значении единственного архиважно необходимого компонента отношений между всеми.
Согласившись с такими смещенными определениями заявленных понятий, мы получаем способ мирного существования внутри иерархии. Эти три понятия являются универсальным ответом, и по совместительству универсальным пугалом патриархата, так как предполагается, что забота, любовь и доверие сначала волшебным образом отключают основные органы чувств, а затем включают такой виртуальный орган удовольствия и покоя. Как у овечки, которая из тычков жезла заключает, что пастух о ней не забыл, следовательно, в долине смертной тени она не одна.
На чем власть строит риторику доверия между собой и
Первую часть доказательной базы занимают метафоры и уподобления. Обычно, это имена прилагательные, выполняющие функцию маскировки. Это обычно очень социально значимые прилагательные, табуирущие вопросы и сомнения или манипулятивные возвышающие/принижающие сравнения. Чем ярче метафора, чем их больше и чем они значимее, тем проще забыть о том, что разнообразные эпитеты и сравнение одних вещей с другими ничего не доказывают. Если в качестве доказательства перечисляются какие-нибудь фамилии, исторические события, документы, чудеса - они тоже ничего не доказывают и ни к чему нас не обязывают.
Вторыми по распространенности идут риторические вопросы, моделирующие ситуации нравственного выбора. "Если завтра тебя возьмут в плен фашисты...", "если тебе придется выбирать между личным комфортом и независимостью серо-зеленой планеты Пшик...", "если к тебе придет дочь твоей подруги и попросит денег на аборт..." и т.п. Эти вопросы тоже ничего не доказывают, а лишь смещают фокус внимания от неудобных манипулятору фактов.
И третьими - но весьма немаловажными - обвинения и обличения, которые до сих пор неплохо выступают символами власти. В рассматриваемом нами случае это будут обвинения в отсутствии пропагандируемых понятий. "Не доверяешь" и "не любишь" объявлены преступлением против власти, достойным лицемерного сожаления к отбившейся от всемогущих рук отказавшейся от заботы, не доверяющей и не любящей овце. Далее, как правило, следует если не переход на личности, то ненароком упоминаемые метафоры несчастья и репрессий.
Очень важным компонентом скреп является круговая порука, и задача власти по отношению к обществу состоит в том, чтобы поддержать эту старую игру. Если у власти получилось заставить кого-либо оправдываться за других, в этом месте, в этот момент, она реализовалась. Высшим пилотажем реализации власти является принуждение отдельного лица оправдываться за возможные действия группы других лиц в гипотетической ситуации из пункта два.
Что я хочу подчеркнуть? Эти приемы универсальны и используются для реализации власти любого уровня и в любых отношениях. Если на в ответ на наши вопросы, на наши возражения, на наши сомнения, на наш некомфорт звучат рассуждения о "заботе", которую мы не ценим, "доверии", которого у нас недостаточно, и "любви", без которой пропало вообще ВСЕ - значит, мы имеем дело с очередным пастухом, который вздумал нас
|
</> |