Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных

топ 100 блогов Geo_club04.04.2010

Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Съёмка из скрадка - один из приёмов, благодаря которому появились многие "портреты" животных крупным планом. Фотограф Игорь Шпиленок делится секретами мастерства:



 


Многие тысячи лет человек-охотник преследует диких животных, чтобы отобрать у них жизнь. И теперь страх четвероногих перед двуногими живет на инстинктивном уровне. Животные, у которых инстинкт страха перед человеком не развился, исчезли с лица планеты. Теперь, когда дикая природа сжимается, словно шагреневая кожа, все больше людей стремятся оказаться рядом с дикими собратьями вовсе не для того, чтобы отобрать у них жизнь. Среди этих людей и фотографы-натуралисты. Каждый фотограф, начинающий снимать диких животных, сталкивается со множеством трудностей и разочарований. 


 


Любой зайчишка, утка или кулик старается не подпустить человека ближе расстояния ружейного выстрела, то есть на 70 - 100 метров. Животные получаются на снимке слишком мелкими, чаще всего убегающими в смертельном страхе. Чтобы фотографировать ту же утку или зайца в полный кадр даже с помощью длиннофокусного объектива, надо оказаться в трех-пяти метрах от него. Нереально? Если бы было нереально, не существовало бы множества замечательных фотографий, показывающих самые сокровенные моменты из жизни животных. 


 


Грамотно устроенный скрадок - вот что может помочь приблизиться к осторожным зверям и птицам на любое расстояние. "Шапку-невидимку я сделал из четырех палок и куска плотной материи" - так писал об устройстве скрадка писатель-натуралист Н. Сладков. Человек прячется внутри скрадка, а животные не догадываются об этом. Скрадком может служить все, что способно скрыть фигуру человека и ее движения: маленькая палатка, шалаш, яма, большое дупло, завал деревьев, даже куча хвороста - все зависит от конкретной ситуации.


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Костюм "Леший" замечательно скрывает фигуру человека. Здесь я маскируюсь не сколько от животных, а от докучливых туристов  в Долине Гейзеров в Кроноцком заповеднике.


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


В осенней Долине гейзеров, вид на парящий Витраж, Кроницкий заповедник


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


В Медведь в пару от гейзера


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Молодой медведь пробует температуру воды в горячем источнике


 


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Съемка туров на Кавказе. Скрадком служит простая палатка.


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Самцы кавказских туров выясняют отношения на фоне горы Дых-тау, Кабардино-Балкарский заповедник


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Скалы и камни - стихия туров


 


Скрадок может быть сделан из любого местного материала, привычного для животных: соломы, сена, травы, веток, старых досок. Отличным скрадком может быть яма, выкопанная в твердом грунте и обложенная по периметру бруствером из дерна и накрытая сверху любым доступным материалом: досками, брезентом, сучьями. В зимнее время в многоснежных местах хорошо строить скрадки из снега, по типу эскимосского иглу.


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Я снимаю белоплечих орланов и беркутов из снежного скрадка на берегу зимнего нерестилища нерки. Фото С. Горшкова


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Послеобеденные посиделки белоплечих орланов, Южно-Камчасткий заповедник


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Отпечаток следов приземления белоплечего орлана, Южно-Камчасткий заповедник


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Объевшийся рыбой беркут на зимнем нерестилище нерки, Южно-Камчасткий заповедник


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Драка белоплечего орлана и беркута из-за добытой на зимнем нерестилище нерки


 


Иногда достаточно вырыть в глубоком снегу яму и перекрыть ее аркой из снежных пластин. Из таких укрытий я снимал белоплечих орланов и лебедей, лис и росомах на Камчатке. Это мой любимый тип скрадков. Снежные кирпичи и пластины обладают замечательной тепло и звукоизоляцией. Приходилось мне делать скрадки из нарезанного бензопилой льда (для съемки выдр), но они не такие удобные, как из снега.


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


На Камчатке во время пурги ветер может достигать 40 метров в секунду, что осложняет жизнь всем живым существам, Кроноцкий заповедник


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


В результате многочисленных, но не жестоких схваток, у лис выясняется иерархический статус.


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Лисовин выглядывает из временной снежной норы


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Лиса наслаждается летним теплом на пляже из черного вулканического песка, Кроноцкий заподвеник


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Росомаха, Кроноцкий заповедник


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Росомахи в поисках пищи могут ежедневно проходить несколько десятков километров. Их широкие лапы, словно снегоступы, позволяют не проваливаться в глубоком снег


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Росомахи - таежные падальщики и санитары, поедают трупы не сумевших перезимовать животных, в данном случае погибшего медведя


 


Если проявить фантазию, в скрадки можно превратить многие привычные вещи. Например, автомобиль. Животные быстро привыкают к неподвижно стоящему автомобилю. Несколько лет назад я оборудовал комфортабельный скрадок на колесах - военный фургон на базе полноприводного ГАЗа.


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


В открытой степи животные подпускают машины ближе, чем пеших людей


 


Из такого скрадка я снимал рыбалку осторожнейших черных аистов на Брянщине, зубров и оленей в национальном парке "Орловское Полесье", осторожных сайгаков и журавлей красавок и хищных птиц в степях Калмыкии. В этом скрадке даже работал холодильник, где хранился изрядный запас пива и не только. 


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Черный аист с белыми птенцами, Заповедник Брянский лес


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Черный аист в полете


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Красавка - самый маленький и элегантный журавль из 7 видов, обитающих в России, Заподведник Черные земли


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Птенец красавки в ожидании брата или сестры


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Журавлиная мама Таня - сотрудница журавлиного питомника Татьяна Жучкова после работы с птенцами в одежде, имитирующей вид взрослого журавля стерха, Окский заповедник


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Зубрица с зубренком в питомнике Окского заповедника


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Ветви деревьев и кустов - главный зимний корм зубров


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Зубрица остановила лошадь, везущую в санях сено для подкормки зубров


 


Удавалось мне превращать в скрадок таежную избушку на Камчатке. Я занавесил в ней все окна, чтобы снаружи не было видно никаких движений, и положил под окнами полуразложившихся пахучих лососей. Через несколько недель на приваду приходили 4 вида зверей: горностай, норка, соболь, пара лис. Сначала они были чрезвычайно осторожны, но когда поняли, что это безопасное место, перестали бояться даже шума работающего на крылечке бензинового генератора.


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Зиму 2007-2008 года я провел в Кроноцком заповеднике по соседству с многими дикими животными, включая лис. Там, где человек не преследует лис, они становятся доверчивыми


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Функцию охранника осуществляла кошка Рыська, которая не пускала в наше жилище не только полевок, но и лис.


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


В тех местах, где много медведей, я стараюсь делать прочные скрадки из толстой фанеры


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Медведь в погоне за неркой, Южно-Камчатский заказник


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Хороший улов - медведица ухитрилась поймать сразу две нерки


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


 


Несколько простых правил. Скрадки желательно устанавливать задолго перед съёмкой, чтобы животные привыкли к ним и вели себя естественно. В скрадке должно быть гораздо темнее, чем снаружи, тогда движения внутри укрытия не будут заметны животным. Надо позаботиться о максимально длинной бленде для объектива - многие животные боятся блеска передней линзы. Если вы после постройки скрадка вы оставляете его, чтобы животные привыкли к новому предмету, полезно вместо объектива выставить наружу донышко бутылки или банки с имитацией бленды - так животные смогут привыкнуть к блеску объектива.


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Скрадок из простой туристической палатки в степи у гнезда журавля красавки


 


Звукоизоляция также важна. У животных слух острее, чем у нас. Если нельзя звукоизолировать скрадок, надо сделать это с камерами. Некоторые из них срабатывают очень громко. 
Еще очень важно не только качественно построить скрадок, но и правильно засесть в него. Если вы сделаете это на глазах птиц и зверей, они будут знать о вашем местонахождении. Иногда залезать в засидку приходится в ночной темноте и уходить только следующей ночью (как вы догадываетесь, при долгом нахождении в скрадке надо решать проблемы, возникающие при малой и большой нужде). Некоторые животные плохо считают, поэтому можно прийти к скрадку вдвоем, после чего один человек может уйти. Для таких простых созданий важно, что абстрактная "опасность" удалилась. А некоторые очень сильны в арифметеке, особенно хищные птицы. 


 


Однажды канюк доказал мне, что он умеет считать до десяти. Если к скрадку у его гнезда приходило, скажем, шесть человек, а уходило пять, то это его не устраивало, и он не подлетал. Приходилось собирать все население нашей деревушки одиннадцать человек вместе со мной. После ухода такой толпы канюк сразу возвращался в гнездо. Потом удалось придумать другую схему: я заворачивался в брезентовый мешок, ложился на спину лошади и помощник отвозил меня к скрадку. Я переползал в скрадок, набивал там в мешок сено и ветки, после чего помощник увозил мешок в деревню. В скрадок надо не только правильно засесть - но и правильно выйти из него, чтобы не испугать животное.


 


А вот фотоотчет о моем последнем, правда, неудачном использовании скрадка на Камчатке:


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных


 


Пытался снимать гагар, а пришла медвежья семья, и лончаки полезли ко мне в скрадок. Пришлось напугать их быстро раскрывающимся зонтиком (медведи этого жутко боятся) и отбегать от скрадка. Гагар после этого я так и не стал снимать: понял, что глупо это делать в устье нерестовой реки, где много медведей. Теперь ищу без медвежий водоем с гагарами, который на Камчатке найти непросто.


 


Источник


 


Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных Geo club  

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Многие периодически просят показать фото моей новой квартиры Я не торопился их выкладывать, ведь дома еще много не доделок и не хочется показывать что-то незаконченное. Первой комнатой, в которой сделано все запланированное оказался кабинет, в ...
Не открою какого-то секрета, но в политике самые надежные договоренности это те, которые подкреплены рычагами воздействия. У РФ такие рычаги относительно Турции есть. Можно ввести запрет на полеты в Турцию в разгар сезона, запретить ввоз томатов, приостановить сотрудничество по АЭС. И ...
На очередной разговор про причины краха совка сбежались, как обычно, толпы сограждан с привычной песней, что "Горбач и Ельцин всё неправильно делали! Надо было как в Китае!" И дальше идут завистливые сравнения, полные скрытой боли - вон, в Китае и компартия у власти, и вторая экономика ...
Залужный начал озвучивать крайне негативные сценарии для наступления ВСУ. Как пишет The Wall Street Journal, в беседе с американскими военачальниками он сравнил нынешние попытки наступления бандеровцев с Курской битвой во время Великой Отечественной войны. «Вы не понимаете природы ...
Празднованию "Дня геноцида славян" посвящается... Лаврентьевская летопись. Древний текст см: Полное собрание русских летописей (ПСРЛ), т.1, в.1, М., 1962; повторение изд. ПСРЛ, Л" 1926; или в кн. "Литература Древней Руси 1Х-ХП ев". М., 1978. ...