Шахматы, математика и женщины
ibigdan — 02.03.2021 Вынесу сюда свой коммент из фейсбука, потому что это для многих неочевидные вещи. И многие продолжают считать, что женщины слабее в шахматах "потому что гормоны отличаются". А поскольку в математике женщины уже установили паритет в тех странах, где достигнуто гендерное равенство, в качестве доказательства оппоненты приводят шахматы. Мол математика и шахматы - очень сильно связанные вещи, и раз женщины катастрофически проигрывают мужчинам в шахматы, то и в математике они на голову слабее. Шах и мат!Так вот, это грубая ошибка. Безусловно, шахматы и математика - связанные вещи, однако и тому и другому нужно учить. А учёба - это не только преподавание предмета, это ещё и стимулы, и я бы даже сказал в первую очередь стимулы. Но давайте сначала о преподавании.
Если математику хотя бы преподают в школе всем одинаково, то шахматы в школе не преподают вообще, а вне школы это факультатив "по желанию" и намного большую роль начинает играть общество, и навязываемые им социальные роли. Почему вообще женщина может начать играть в шахматы, если общество предлагает играть в куклы, а в семье дети наследуют ролевую модель родителя своего пола?.. Если мама неосознанно, на своём примере учит дочку красиво одеваться, вести хозяйство и командовать, но не может сама научить дочку играть в шахматы, т.к. играет плохо (её ведь тоже особо не учили). А папа с большей радостью сыграет партию с сыном, ведь он как и вы уверен, что из девочки шахматист не получится, ведь у девочки "гормональный фон не подходящий" (здесь я цитирую комментатора), да и вообще зачем это ей нужно?..
То есть, в отличие от математики, в которой хотя бы преподавание одинаковое, в шахматах у девочек даже преподавания равного нет. Да, с ней может заниматься отец, она может пойти в шахматный клуб, но это бывает намного реже, чем с мальчиками. А значит статистически меньше шансов, что среди девочек будет найден шахматный гений - потому что и в шахматах и в футболе, и в оплодотворении яйцеклетки схема одна - чтобы получить одного чемпиона, работают миллионы кандидатов, которым ничего не светит, но они об этом не знают. Естественный отбор.
Следовательно, перенос шахмат на математику для доказательства "не умеют в шахматы, значит не умеют и в математику" - неверен. И чтобы уравнять шансы, нужно поколениями намеренно обучать девочек шахматам в объёме, большем, чем обучают мальчиков. То есть нам понадобятся те самые квоты
|
</> |