Шагающие человечки

топ 100 блогов pavel_kosenko03.12.2018 Шагающие человечки
(с) Анри Картье-Брессон

Большинство фотографов, увлекшихся уличной фотографией, проходят замечательный и очень важный этап своего развития. Я называю его «шагающие человечки». Не минула сия чаша и меня самого, что уж там. Настало время сказать правду! Кто если не я?

Итак, что же это такое — «шагающие человечки»? Я бы сказал, что это способ фотографического мышления. Заключается в том, что автор уже научился видеть интересные геометрические формы в окружаещем его пространстве (особенно богаты на формы пространства городские), и теперь испытывает естественное желание оживить эти формы. Соответственно, найдя необычный геометрический «задник» (задний план), фотограф ждет, когда в нем появится что-то живое. Вбежит кошечка, вспорхнет птичка или, что самое вероятное — войдет человечек.

Если же человечек не войдет, а например, впрыгнет, может уже получиться шедевр! А если человечков будет несколько, да еще и кошечка войдет, и птичка впорхнет, шедевр гарантирован.

Вот, собственно, и весь секрет уличной фотографии. На своем мастер-классе в Москве в 2010 году Стив Маккари сказал: «Есть только два способа делать уличную фотографию. Первый — вы находите эффектный задник, и ждете, когда на его фоне появится выразительный «передник», то есть человек или, скажем животное. Второй — вы находите выразительный «передник» (фактурного персонажа) и бежите за ним, пока не появится эффектный задник.» Решающий момент Картье-Брессона в действии!

Обычно, используя этот метод, можно получить весьма необычные снимки (извините за тавтологию). Особенно на взгляд начинающего фотографа. Но если присмотреться к ним внимательнее, часто видно, что это тщательно продуманные, математические кадры. Как только зритель «расшифровывает» фотографию, понимает методику его съемки, она неизбежно перестает восхищать его также, как прежде. Загадочность усиливает эффект восприятия, решенный же «ребус» наоборот — его ослабляет.

Посмотрим внимательно на заглавный снимок к этой статье, хорошо известную фотографию Анри Картье-Брессона. Очевидно, автор подметил афишу с балериной, лужу с присобовлениями для ее перепригивания и то, как отражаются в луже перепрыгивающие ее прохожие. Осталось лишь дождаться, когда очередной прохожий сделает это. Вполне вероятно, фотограф сделал 10, 20 или даже 100 дублей, чтобы поймать нужную ему фазу движения. В итоге получил тот снимок, который хотел. Тщательно продуманный и заранее спланированный. С решающим моментом нажатия на кнопку спуска.

На первый взгляд эта фотография кажется абсолютным шедевром и, по сути действительно им является. Почему? Ведь в наше время любой фотограф может сделать подобный кадр, формула «решающего момента» давно раскрыта. Все просто — Брессон был первым. Все остальные использовали его открытие, иногда удачно, иногда не очень, но всегда оставаясь вторыми, третьими и далее согласно нумерации.

У целого поколения уличных (и не только уличных) фотографов, выросших на наследии Брессона, можно увидеть массу фотографий с «шагающими человечками». Иногда совсем просто, в лоб. Иногда чуть сложнее. Иногда очень сложно. Давайте посмотрим несколько примеров, ставших на сегодня уже классикой. Теперь вы знаете, как были сделаны эти шедевры. Не так уж и сложно, не правда ли?

Шагающие человечки
Стив Маккарри

Шагающие человечки
Стив Маккарри

Шагающие человечки
Дэвид Алан Харви

Шагающие человечки
Константин Манос

Шагающие человечки
Константин Манос

Шагающие человечки
Алекс Уэбб

Шагающие человечки
Алекс Уэбб

Шагающие человечки
Бруно Барби

Шагающие человечки
Бруно Барби

Шагающие человечки
Трент Парк

Шагающие человечки
Гарри Груйер

Шагающие человечки
Гарри Груйер

Шагающие человечки
Томас Дворжак

Шагающие человечки
Никос Экономопулос

Шагающие человечки
Георгий Пинхасов

Шагающие человечки
Георгий Пинхасов

Шагающие человечки
Сол Лейтер

Шагающие человечки
Сол Лейтер

Продолжать можно до бесконечности. Кстати, никто не мешает использовать принцип «шагающих человечков» в постановочной фотографии:

Шагающие человечки
Элиот Эрвит

Шагающие человечки
Родни Смит

И что же, спросите вы? Неужели все эти фотографии скучны лишь потому, что на них есть «шагающие человечки»? Конечно, нет, я так не скажу. Да и кто я такой, чтобы высказывать подобные суждения? Более того, многие из этих снимков нравятся даже мне, зрителю весьма искушенному и придирчивому.

Но вместе с тем, я вижу конкретный прием, который использовали авторы, делая эти фотографии. Иногда удачно, иногда не очень. Собственно, ведь никто и не запрещает использовать приёмы. Вся современная фотография в той или иной степени использует те или иные приемы. Но когда прием читается слишком явно, более явно, чем смысловое и эмоциональное содержания кадра, все же становится скучнее.

Понятно, что в данном случае я вырвал все эти, безусловно, замечательные фотографии из контекста, акцентируя внимание на самом приёме. В реальной жизни почти все эти работы — часть серий и проектов, авторского высказывания на определенную тему. Любой прием это всего лишь средство для передачи содержания.

Поэтому любой эффектный прием можно (и, пожалуй, нужно) изучать, учиться использовать в своей фотографической практике. Но не стоит зацикливаться на приемах. Не стоит и забывать, что времена Картье-Брессона давно прошли, и простое повторение пусть некогда и революционного метода уже не привносит в фотографию ничего нового — ни смысла, ни технологии. Простые повторения этих уроков похожи на ученические упражнения, не более того. Особенно, когда прием используется ради самого приема, не являясь частью комплексного высказывания автора. Скажу честно, я и сам этим грешу.

[В этом месте должно быть много моих собственных снимков с шагающими человечками, но совесть не позволяет ставить их в один ряд с классиками современной фотографии.]

На этом всё. Извините за менторский тон. Я просто захотел подбросить на вентилятор. В следующий раз напишу статью под названием «Въезжающие велосипедисты».

Подписывайтесь на мой канал в Телеграме. Я в других соцсетях — Инстаграм, Фейсбук, Вконтакте.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
ОНО приехало... ...
Гастролёры / Roadies (2016) 1с История одних гастролей с точки зрения тех-поддержки.    Рассказывать сюжет бессмысленно, во время гастролей чего только не происходит. Пропадают в неизвестном направлении музыканты, обрушивается шквал проблем с техникой, безумные фанатки, ...
Хочу обсудить такую тему, как долгое грудное вскармливание и развитие ребенка. Мы первый раз сходили в Зеленую дверцу, есть в Москве такой центр по ранней социализации детей. И там вот мне сказали, что, согласно методике Дольто, по которой они работают, те, кто долго едят мамино молочко, ...
С удовольствием представляю новую участницу Виртуальной галереи " Блогосфера в лицах ". Думаю, многие читательницы уже знакомы с ее блогом. А если нет - знакомьтесь! Встречайте, общайтесь, задавайте вопросы! О том, как принять участие в проекте, читайте здесь . Марина ...
Уже неделю так. Кто-нибудь знает, можно что-то сделать? Похоже, дело не в игре, а в какой-то фигне с провайдером. ...