Игорь Золотовицкий. Фото: Артем Геодакян / ТАСС
novayagazeta — 18.06.2021
Теги: Козак
Свое 60-летие 18 июня отмечает артист, ректор Школы-студии МХАТ, Игорь
Золотовицкий.
Игорь Золотовицкий. Фото: Артем Геодакян / ТАСС
«Сейчас еще нигде пока уже опять» отвечал герой «Чинзано» на вопрос
«где ты живешь?». И зал взрывался. Нет, не тем «бру-га-га», от
которого дрожат люстры. Но смехом безусловного узнавания. Правда
быта, переходящая в гоголевский абсурд или взмывающая в трагическую
высь (этот фокус Людмилы Петрушевской никому повторить не удалось —
ни спецам вербатима, ни нашим абсурдистам третьего разлива). Прорыв
в инореальность увлекал любой зал. Что наш, что европейский, что в
Латинской Америке. Петрушевская в своем эссе о «Чинзано» писала:
«Чинзанщики» объехали Европу, Америку, побывали и в Латинской
Америке, и на Мартинике. Двадцать две страны (или двадцать пять?)
их пригласили».
У каждого актера и каждого театра есть свой счастливый спектакль. Для студии «Человек» таким спектаклем был «Чинзано», поставленный Романом Козаком со своими друзьями по Школе-студии — Игорем Золотовицким, Григорием Мануковым и Сергеем Земцовым. Позже, когда Григорий Мануков уехал из страны, Роман Козак сам ввелся на его роль. И спектакль продолжал жить. Трио молодых актеров на сцене заражало зал энергией, талантом, радостью существования. Актеры играли своих «чудиков» с импровизационной свободой: резали хлеб на коленке, наливали в стаканчики, поставленные один в другой. Костя — Игорь Золотовицкий, смешливый великан, быстро становился любимцем зала. Роли-линзы имеют опасное свойство: пересоздавая актера, они потом надолго, на десятилетия берут в свой плен, отпечатываются в человеческих интонациях исполнителя. Интонации Костика до сих пор можно различить и у Первого воина в «Осаде», и у Карла в «Пьяных»… Да и выходя ведущим на театральную сцену, Игорь Золотовицкий «чинзанщину» приносит с собой.
Способность легко находить общий язык — со зрителями, коллегами из разных театров, режиссерами разных школ, учениками — неотъемлемое свойство дара Игоря Золотовицкого,
и артистического, и человеческого. Похоже, еще в детстве ему был
дан тайный талисман внутренней веселости, дающей душевное
равновесие в период бурь и не позволяющий поддаться унынию и
отчаянию.
В недавнем интервью он сказал, что в жизни ему «фантастически
везло» (не будем забывать, что везет тем, кто «везет» свой воз и не
жалуется). Изменила первая любовь — встретил свою настоящую,
ставшую женой на всю жизнь; грезил о Щукинском училище — попал в
Школу-студию МХАТ, и влюбился в ее стены. Жизнь корректировала
желания и реальность оказывалась красочнее, чем любая мечта… Именно
в Школе-студии встретил друзей-спутников жизни: Роман Козак,
Дмитрий Брусникин, Серей Земцов. С их подачи к нему пригляделся и
принял «своим» — Олег Николаевич Ефремов. И хотя Игорь Золотовицкий
часто и убедительно объясняется в любви к теплому городу Ташкенту,
где родился и вырос (в безунывном характере ректора Школы-студии
ташкентское голубое небо явно отразилось), но Школа-студия явно
стала тем, что называют «земля обетованная». Ему важно, чтобы здесь
жили традиции, заложенные семьдесят пять лет назад. И бытовые
навыки: младшие встают, когда приветствуют старших, здороваются с
незнакомыми. И заложенные этические принципы: здесь не сдают ни
друзей, ни коллег, не изменяют принципам и убеждениям.
Я помню Игоря Золотовицкого, еще не ставшего ректором и даже
не помышляющего об этом, когда на обсуждении студенческого
спектакля после шквала похвал он, не побоявшись остаться в
одиночестве, сказал: «Какой взят подлый материал!» (и время
докажет, как он был прав).
В смутную минуту моей жизни, когда пришлось переоценить
многое и многих, друзей и кумиров, — я столкнулась в коридоре со
своим ректором. И впервые в жизни, он обнял за плечи и погладил по
голове: «Не дрейфь, Школа-студия на твоей стороне! Только на
будущее помни, что со скунсами не стоит вступать в дискуссии». И от
этого надежного плеча рядом стало спокойно.
Надежность — человеческое качество, дороже которого нет. И
которое в театральной среде встречается не слишком часто. В 2011-м
Игорь Золотовицкий стал директором Дома актера. В 2013-м его
единогласно избрали ректором Школы-студии.
Юбилей — прекрасный повод остановиться и выдохнуть. Оценить
пройденный путь, как это делает сыгранный им недавно на мхатовской
сцене доктор Дорн: «Я прожил жизнь разнообразно и со вкусом. Я
доволен». Заглянуть за горизонт и увлечься новой пьесой, которая
откроет нам нового незнакомого Игоря Золотовицкого.
|
|
</> |