![](/media/images/top/preview/russos-ru-img-metrostroi-953-953-00.jpg)
Северный участок Люблинки, шахты №№953 и 955
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Шахта №953 — рабочий ствол станции «Фонвизинская».
Шахты №955 — Рабочий ствол перегона «Фонвизинская» — «Петровско-разумовская»
То, что ствол рабочий, означает, что он будет использован только для строительства, а потом будет забутован. Вообще, на этом участке, от Марьиной Рощи до Селигерской какое-то огромное количество стволов — шестнадцать. Из них одинадцать проходятся сейчас, а остальные пять, только вентиляционных — позже.
![Северный участок Люблинки, шахты №№953 и 955 (c) Russos, 2010](http://russos.ru/img/metrostroi/953/953-00.jpg)
14 фотографий, общий вес 2, мегабайт
1. Сначала спустимся в ствол шахты №953. Как и вся глубокая часть Люблинки, он будет пройден на глубину около 60 метров. Пока приходится спускаться и подниматься пешком, но после отметки в 30 метров планируют поставить подъемник для людей.
![Северный участок Люблинки, шахты №№953 и 955](http://russos.ru/img/metrostroi/953/953-01.jpg)
2. Диаметр этого ствола 8,5 метров. Сейчас в нем находится отделение для бадьи (обшитое досками) и людской ходок. Позже будет смонтирован временный подъемник.
![Северный участок Люблинки, шахты №№953 и 955](http://russos.ru/img/metrostroi/953/953-02.jpg)
3. Уже пройдено 25 метров, что составляет 33 кольца по 0,75 метра.
![Северный участок Люблинки, шахты №№953 и 955](http://russos.ru/img/metrostroi/953/953-03.jpg)
4. Разработка породы ведется с помощью экскаватора.
![Северный участок Люблинки, шахты №№953 и 955](http://russos.ru/img/metrostroi/953/953-04.jpg)
5. Самое ценное — люди. Примерно с начала 80-х годов Метрострой не проходил стволы, отдавая их субподрядчикам. А в последние 20 лет Метрострой, наверное, прошел своими силами только один ствол — 946-бис (вентшахта тупиков Марьиной Рощи).
![Северный участок Люблинки, шахты №№953 и 955](http://russos.ru/img/metrostroi/953/953-05.jpg)
6. Сейчас специалисты, которые участвовали в их проходке, ценятся на вес золота.
![Северный участок Люблинки, шахты №№953 и 955](http://russos.ru/img/metrostroi/953/953-06.jpg)
7. Стволы проходятся по классической технологии — с заморозкой. Например тут глубина замораживающих колонок составляет 30 метров. И внизу весьма ощутимо холодно.
![Северный участок Люблинки, шахты №№953 и 955](http://russos.ru/img/metrostroi/953/953-07.jpg)
8. Система трубопроводов для заморозки. К каждой колонке подводится два патрубка. По одному поступает охлаждающий рассол, по второму, соотвественно, отводится к холодильной установке.
![Северный участок Люблинки, шахты №№953 и 955](http://russos.ru/img/metrostroi/953/953-08.jpg)
9. После окончания проходки, бригада уходит на соседний ствол, а в этом слесари занимаются армированием — установкой и монтажом кабелей, вентиляции, направляющих для клетей и многое другое.
![Северный участок Люблинки, шахты №№953 и 955](http://russos.ru/img/metrostroi/953/953-09.jpg)
10. ИТР.
![Северный участок Люблинки, шахты №№953 и 955](http://russos.ru/img/metrostroi/953/953-10.jpg)
11. В каждой бадье один куб породы. Экскаватор внизу наполняет её четырьмя ковшами.
![Северный участок Люблинки, шахты №№953 и 955](http://russos.ru/img/metrostroi/953/953-11.jpg)
12. Площадка 955-й шахты — перегонных тоннелей между Фонвизинской и Петровско-Разумовской.
![Северный участок Люблинки, шахты №№953 и 955](http://russos.ru/img/metrostroi/953/953-12.jpg)
13. Все тоже самое, очень мало людей, которые проходили стволы.
![Северный участок Люблинки, шахты №№953 и 955](http://russos.ru/img/metrostroi/953/953-13.jpg)
14. А здесь ствол диаметром 5,6 метра пройден на 30 метров и заморозка уже отключена. На всем участке это наиболее глубокий сейчас ствол.
![Северный участок Люблинки, шахты №№953 и 955](http://russos.ru/img/metrostroi/953/953-14.jpg)