рейтинг блогов

Северный цвет

топ 100 блогов volk02.10.2010 Теги: Гребенщиков Преамбула (как обычно не обязательная)

Однажды у Северный цвет [info]nikitaeva в плейере оказалась песня «Северный цвет». На мои вопросы по песне ответила, что: а) очень нравится б) ничего не понимает. У меня в то время было аналогично, но внутри уже подрагивала радость предчувствия понимания.
И еще раньше, чем бросил сюда писать, я решил, что понял. Первую версию изложил одной акванутой особе. Она тоже не понимала, что для меня было открытием. Оказывается, поклонники "Аквариума" воспринимают группу весьма иррационально. А я не поклонник, у меня лишь с десяток любимых песен, и со всеми я к настоящему дню разобрался.

Летом 2009 года мы с Северный цвет [info]avsizov шли по Большому Заяцкому острову, я нагибался пощипывать воронику и хвастался, что понимаю песню про Воронику на крыльце. Потом хвастался на Кругах. Нигде не пояснял. А в сентябре 2009 в Справочнике появилось объяснение Еремина. Там интерпретировался весь альбом, но «Северный цвет» — особенно, как ключ ко всему. Его объяснение хорошее, и, наверное, лучше, чем мое, я даже буду им пользоваться, но в нем — словесность гуманитариев и очень много букв. Впрочем, я тоже не смогу выразиться кратко.

В этом году не произошло ничего, что могло бы подвигнуть меня к желанию написать про «Северный цвет». Разве что в это лето, в четвертый раз наевшись вороникой, я узнал, что она — ягода целебная, очищающая, а также то, что на некоторых солнечных сопках на 69 широте вызревают ее ягоды огромные и вкусные. Однако сейчас явственно чувствую необходимость зафиксировать разбор.
Дети могут не выходить, но и взрослым никаких скидок не будет. Правда колет...

Белое море на закате

Вороника на крыльце.
В доме спит зверь, в доме ждет ангел.
В доме далеко до утра.
Вороника на крыльце, она по ту сторону стекла.
И я бы открыл ей,
если бы я знал, где здесь дверь...

Список кораблей
никто не прочтет до конца; кому это нужно,
увидеть там свои имена?
Мы шли туда, где стена, туда, где должна быть стена,
Но там только утро
и тени твоего лица.

Оторвись от земли, Северный цвет.
Ты знаешь, как должно быть в конце.

Отпои меня нежностью
своей подвенечной земли.
Я не вижу причин, чтобы быть осторожным -
в доме зверь, Вороника на крыльце.

Если Ты хочешь, то земля станет мертвой;
Если Ты хочешь — камни воспоют Тебе славу;
Если Ты хочешь — сними
Эту накипь с моего сердца.

Оторвись от земли, Северный цвет;
Ты знаешь, как должно быть в конце;
Отпои меня нежностью
Своей подвенечной земли,
Я не вижу причин, чтобы быть осторожным -
В доме зверь, Вороника на крыльце.

Ключ к северу лежит там, где никто не ищет,
Ключ к северу ждет между биениями сердца.
Я знаю, отчего ты не можешь заснуть ночью —
Мы с тобой одной крови.
Мы с тобой одной крови.

Амбула
Для того, чтобы понимать песню, сначала нужно было установить место и время действия, хотя бы по отношению к лирическому герою.
Тут нам кардинально помогает «список кораблей». В нем нет никакой особой зашифрованности: имеется ввиду список греческих кораблей, ушедших походом на Трою — из «Илиады».

[Ссылка на этот список, приведенная в Справочнике, уже несколько лет не работает, но сам документ в сети доступен. Я как-то загрузил его, стал читать, не дочитал до конца... ну как и все в общем-то, кроме одного из героев рассказа Пелевина, который его все же дочитывал. А Мандельштам в своем стихотворении писал, что прочитал этот список до середины].

Важно, что это список кораблей, на которых отплывали те, кто большей частью не вернулся назад. И песня делает прозрачный намек на переход от списка кораблей к списку погибших.

Список кораблей
никто не прочтет до конца; кому это нужно,
увидеть там свои имена?

То есть мы уже в втором куплете уведомлены, что лирический герой песни умер.
Для тех, кто намек не понял, далее то же самое объясняется без аллюзий:

Мы шли туда, где стена, туда, где должна быть стена, но там только утро...

Понятно, что всё выглядит именно таким образом для: а) бесплотных б) только что умерших, не освоившихся в новом качестве.
Но мы разбираем песню очень многомерную, насыщенную символами и смыслами. И другое, но не противоречащее предыдущему понимание этих строк: стена — это то, что стояло между Богом и человеком, пока он был в физической теле, а теперь он хоть и не видит самого Бога, но уже видит тени Его лица, предвкушая встречу.

В принципе первые минуты послесмертья как время действия — главный ключ. Далее становится легче.

Чтобы облегчить себе расшифровку, вычленим из текста рок-цитату как украшение, добавляющее не очень много смысла.

Есть такая песня Карлоса Сантаны, в которой он переиначил поговорку про беса и ангела за правым и левым плечом:

Причина - монстр, живущий под моею кроватью,
шептание в моем ухе.
Есть ангел с рукой на моей голове,
он говорит, что нет ничего такого, чего бы стоило опасаться.
(Santana, «Put Your Lights On»)

Эта цитата в вольном переводе Гребенщикова как раз и будет строками:

Я не вижу причин, чтобы быть осторожным.
В доме зверь, Вороника на крыльце.

Смотрите, Вороника здесь как бы заменила ангела. Ну это не прямая подсказка, а просто намек, что Вороника — это что-то возвышенное, отличное от зверя.

При этом вороника — сугубо северная ягода, получившая название из-за своего вороного цвета. Стало быть Вороника = Северный Цвет. Это вроде бы все понимают. Я сверял мнение с парой человек. Никто не возразил.
Но:
Вороника на крыльце, она по ту сторону стекла.
И я бы открыл ей,
если бы я знал, где здесь дверь...

Стало быть, даже для умершего человека, душа которого не имеет физических ограничений на перемещения в пространстве, есть закавыка в том, что встретиться с Вороникой. Но это можно понять. Ад в душе запирается изнутри, а Бог говорит о себе через святителей, что, дескать, я стою и стучу, надеюсь, что мне откроют. Это уже намек на то, что Вороника — указание на Бога (не корректно сказать, что это одно из имен Бога).
Тут стоит пояснить тот куплет, где молитва не маскируется в поэзии, а звучит прямо, не прячась за рифму и размер.

Если Ты хочешь, то земля станет мертвой;
Если Ты хочешь — камни воспоют Тебе славу;
Если Ты хочешь — сними
эту накипь с моего сердца.

«Земля станет мертвой» — образ для кого-то (например, для меня) апокалипсический, для кого-то ветхозаветный. Ну просто Апокалипсис я читаю постоянно, а Ветхий Завет не изучал. Эрудированный Еремин тут ссылается на Софония: «Всё истреблю с лица Земли, говорит Господь: истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица Земли, говорит Господь» (Соф. 1:2-3).
Не думаю, что надо уточнять толкование этой строки.

Вторая строка — «Если ты хочешь — камни воспоют Тебе славу» — очевидно взята из Евангелия (Лк. 19:37-40), где описывается вход Христа в Иерусалим, когда множество учеников радостно славило Его как Мессию, именуя Царем, но некоторые фарисеи советовали: «Учитель! Запрети ученикам Твоим». «Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопят».

Третья-четвертая строчки отсылают к двум библейским цитатам: первая — «И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить» (Мф.8:2); вторая — «Горе котлу, в котором есть накипь, и с которого накипь его не сходит!» (Иез. 24:6). Накипь здесь — это мерзость, нечистота, грехи жителей Иерусалима, отошедших от заповедей Божиих.

Насчет «подвенечной земли». В христианстве есть символы: Он — Жених, Церковь — брак. Подробности смотрите сами.
Напоить нежностью «подвенечной земли» — значит напоить водой жизни, так как сердце лирического героя выкипело, покрылось накипью.

Однако все сказанное не отменяет вопроса о ключевом образе песни — Вороники-Северного Цвета.

Сначала я думал, что Вороника - это такая же как и лирической герой свежеумершая особа, с которой они вместе хотят оторваться от земли, узнать, что теперь их души могут летать.
Но с годами я пришел к единственному объяснению, единственному из возможных: Бог — Северный Цвет, Северный Цвет — Вороника, Вороника — Бог. Это если не тождества, то смысловые связи между разными указаниями на Единого Бога.

А почему все же Север? Северный цвет? Есть такое понятие как сакральная география.
Восточнее всякого земного Востока находится рай небесный. Оттуда пришел Христос. С Запада, вероятно, придет Антихрист.
Про Север у святых отцов уже ничего не говорится, но в противопоставлении Севера и Юга, стремление вверх, к духовности олицетворяет Север (объяснение тут лучше всего дает Северный цвет [info]borovik, я слышал целую аудиолекцию у него на эту тему).
Кстати, у древних египтян «небесным Дуатом» (местом упокоения душ праведников) считалась звезда Алнитак — нижняя звезда пояса Ориона. На Землю Алнитак проецируется на Кузовские острова в Белом море. Не адрес ли это древнейшего «Дуата земного», который позже выходцами с Севера (о чем существуют тексты строителей пирамид) был еще раз зафиксирован уже в Египте?
Вот как выглядят Кузова на закате, чем не рай земной (фото не мое, я там был, но отплыл раньше, чем наступила такая красота):

Кузова на закате

Строку «ключ к Северу лежит там, где никто не ищет», девиз любимого сообщества Северный цвет [info]russkij_sever, я понимал в первой версии (той, я что рассказывал акванутой особе) примерно также как строку из более ранней песни: «северный ветер — мой друг». Помните, еще в середине восьмидесятых «Аквариум» выпускает песню про северный ветер, который стучится «ко мне»? В той песне мной однозначно прочитывается «страна за северным ветром (бореем)», Гиперборея, самое вероятное местонахождение которой — Вологодчина, Карелия, Архангельская область и Кольский полуостров. Гиперборея — родина нашего языка, наших сказок, «загадочной русской души». Звезда Аделаида (также как моя Лиза-звезда), возникла из женского имени. Аделаида — древнегерманское имя, которое в настоящее время используется в основном в своей уменьшительной форме - Алиса. Звезда Аделаида — всего лишь дополнительное нордическое указание, наподобие Полярной звезды, под которой стояла священная гора гиперборейцев — Меру.

Гребенщиков, рожденный в северной столице, чье происхождение связано с идеей-Гипербореей лишь косвенно, через Петра, по поводу севера, скорее всего, чувствовал не что-то особенное, а то же, что и мы. "Генетическая память народа" будет здесь наиболее подходящей подсказкой... Как родовую память я воспринимал и строку «мы с тобой одной крови». А по отношению к афористичной строке «ключ к Северу лежит там, где никто не ищет» я думал, что раз Гребенщиков все же выпустил альбом "Гиперборея" (1997), украшенный беломорским лабиринтом... так не намек ли это на то, что Беломоре и Кольский местами довольно густо лежат в мегалитах и лабиринтах. Дескать, вот же он ключ к Северу, а его никто не изучает, не ищет. (Уже после выхода песни "Северный цвет", кстати, стали активно изучать, так что однажды мне пришлось восстанавливать древние памятники).

Но сейчас я переменил свое мнение. Исходя из логики всей песни, а не только последнего куплета, получается, что путь к Северу здесь равен пути к Богу, которого, как известно, следует искать в своем сердце (между его биениями). А "мы с тобою одной крови" — суть единение причастников и Христа через вкушение Его крови во время таинства евхаристии. Вот такая сакральная география.

Фактически общая любовь к этой песне (посмотрите сколько раз ее публиковали во вконтакте) возникает из жажды жизни более духовной. Но о ней обычно не принято говорить между людьми, это замечал в своем дневнике еще Иоанн Кронштадский, а сейчас-то уж и подавно. И вот тогда можно поговорить о ней тайно, в обход предубеждений-барьеров, возникающих на слова «смирение», «покаяние», «святое причастие», «Отче наш» (то есть на средоточия христианской жизни). Но при этом поговорить так, чтобы внутри понимать, о чем это, а объяснить не мочь.

[Подобный прием использовал во время своего миссионерства Северный цвет [info]pr_daniil, но заходя как бы с другой стороны. Его метод был в том, чтобы давать неразбавленное слово Божье, так чтобы оно действовало уже не уровне сознания, а на уровне более близком к сердцу, чем к мозгу. Но это уже была работа на результат. Потому что стоит только поговорить с человеком о своем мнении по тем же темам - милость, смирение, христианство, твой собеседник решит, что как он жил, так можно и жить дальше. Вряд ли кто-то обратился после просмотра фильма "Остров", вряд ли кто-то обратился после прослушивания песни «Северный цвет». Для этого и нужно неразбавленное слово Божье. Но то, что «Северный цвет» сразу распознается на глубинном уровне как молитва, а на уровне сознания просто как песня в ряду других — это высокий класс].

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
TweetЭкс-солист группы «Смэш» Влад Топалов подарил популярной телеведущей Виктории Лопыревой на день Святого Валентина эксклюзивный перстень, эскиз которого в муках придумывал целый месяц. Певец хотел удивить девушку своим подарком. «Я подарил ...
Военные корпорации которых представляет чета Клинтонов просто так не отдадут власть. Они сто Хиросим устроят. Безумно жаль Трампа. Циника и подонка, в словах которого, по иронии судьбы правда - всё. Это совершенно образцовый эталон олигарха. Романтика и циника. Романтика, потому что он ...
Думаю, что немногие уже помнят такого Гарика Харламова. А таким его вообще не признать. Первый привод в милицию... Первые пробы на роль Борна... Потому как он за последние годы выработал свою особую диету, названую в его честь: нужно есть самое вкусное и вредное! 2012 ...
Может информация уже где-то была. Но на этой неделе собаководы обсуждают массовое отравление своих питомцев после выгула. Из восьми отравленных собак (из одного двора)трех спасти не ...
Мыслящее состоит из немыслящего. Организм человека состоит из примерно 100 триллионов клеток, которые не так уж сильно отличаются от бактерий, и которые неспособны осознавать, что в совокупности они образуют человеческий организм, вмещающий в себя личность, способную мыслить. ...