СЕСТРИЧКИ

топ 100 блогов cambria_191913.11.2021 СЕСТРИЧКИ

До чего же занятное было обыкновение в старину: одевать сестёр, близких по возрасту, абсолютно одинаково.

Нет, не близнецов.

И даже не совсем малышек - когда, возможно, платьица всем сестрёнкам шились из одной и той же ткани для экономии.

Вполне взрослые девушки-невесты щеголяли в одинаковых нарядах.

Особо не заботясь о выражении индивидуальности.
Странно ведь?




Повелось это издавна.

Во всяком случае, вот эти сестрички из XVI века – возможно, таки близнецы – различаются только тем, что одна держит попугая, а к другой пристаёт обезьяна.
 «Элементы красивой жизни» той поры!


Экзотическая заморская живность была знаком роскоши и богатства:

СЕСТРИЧКИ


Сёстры Уолгрейв, изображённые Рейнолдсом, уже из галантного века XVIII.

Милые девушки рукодельничают.
Они тоже одеты и причёсаны совершенно одинаково:


СЕСТРИЧКИ


Знаменитые сестрички Мекленбург-Стрелицкие – Фредерика (её ждали в будущем три королевских брака) и Луиза (будущая «королева сердец» Пруссии)
И с комическим удивлением взирает на них скульптура, олицетворяющая реку Шпрее:


СЕСТРИЧКИ


Сёстры стоят в обнимку в духе модных тогда чувствительных манер – и в одинаковых платьях.

Шарфы и башмачки у них тоже одинаковые, только разного цвета.

Лишь цветом и мельчайшими деталями разнятся и более затейливые наряды дочек Павла I, Александры и Елены.
Причёски у них тоже одинаковые:


СЕСТРИЧКИ


Единение родственных душ, выраженное даже в сходных нарядах, было знаком той сентиментальной эпохи.

Это тем более естественно, что тогда вообще у всех наряды были довольно однообразны.
В основном белые рубашки, как у этих сестричек:


СЕСТРИЧКИ


Так что скорее всего сёстры Ларины - Татьяна и Ольга - по торжественным дням являлись в нарядах одного покроя и цвета.

С минимальными нюансами, вот как у этих сестричек (портрет чуть более поздней эпохи):

СЕСТРИЧКИ



Хотя в опере Чайковского их всегда одевают категорически различно.
Ольга, как правило, резвится в розовом, в кудряшках и рюшечках, а у Татьяны всё совсем скромное и коса до пояса.


Обычай наряжать сестёр идентично продержался очень долго.

Весь
XIX век сестричек наряжали в одинаковое:

СЕСТРИЧКИ


А это уже самый конец века.
Высший свет. Бальные платья.

Однако сёстры одеты по старинным правилам - вполне сходно:

СЕСТРИЧКИ



А это уже век ХХ - и некие счастливые сестрёнки на карусели:

СЕСТРИЧКИ


Английский двор всегда широко практиковал семейную "униформу".

Вот дочки королевы Виктории Елена и Луиза в одинаковых платьицах и с одинаковыми медальонами, только цветы к корсажу приколоты разные:


СЕСТРИЧКИ


Это тоже дети Виктории, на сей раз в матросских костюмчиках:

СЕСТРИЧКИ


А это взрослые девушки, уже внучки королевы, Виктория и Мод:

СЕСТРИЧКИ


В России было то же самое.

Дочки брата российского императора Николая
I, Михаила Павловича, выглядывающие из готической арки, одеты как близняшки.
Хотя они разного возраста:


СЕСТРИЧКИ


А это дети великого князя Константина Николаевича.

Одинаково одеты и причёсаны не только сёстры, но и младшие братья:

СЕСТРИЧКИ


Да, очень часто целая семья готовила себе одинаковые наряды.

Вот королева Виктория и её внучки, четыре сестры Гессенские (самая младшая девочка – будущая российская императрица Александра Фёдоровна).

Они в трауре по матери девочек, принцессе Алисе:

СЕСТРИЧКИ


А здесь эта мама ещё жива, а дочки (они тут немного младше, чем на предыдущем снимке) в привычных одинаковых нарядах:

СЕСТРИЧКИ


О нет, конечно, далеко не всегда платья сестёр были копиями друг друга.
Можно было и совсем по-разному одеться.
Как сёстры Бонапарт:


СЕСТРИЧКИ


Если таки пошиты одинаковые платья, некоторые девушки старались разнообразить наряд, приладив к нему какую-то деталь, например, воротничок:

СЕСТРИЧКИ


Но в основном сёстры были в совершенно одинаковых платьях, и это считалось очень милым:

СЕСТРИЧКИ


Если старшая сестра была уже девицей-невестой, а младшая ещё подростком, у последней платье было такое же, только покороче:

СЕСТРИЧКИ


Иногда всё решалось совсем просто: у младшей оборок на юбке было поменьше, и ей не делали декольте.
И распущенные волосы считались детской причёской.

Это те же принцессы Гессенские.
Тогда ещё Элла и Алиса, позже Елизавета Фёдоровна и Александра Фёдоровна:


СЕСТРИЧКИ



Здесь сёстры-подростки, пока в коротких юбочках:

СЕСТРИЧКИ


Сёстры Юсуповы, княжны Зинаида и Татьяна:

СЕСТРИЧКИ


Отделка платья младшей сестры могла быть чуть более  «детской», но на этот наряд шла та же ткань.
И стиль был тот же самый:


СЕСТРИЧКИ


Обычно и нарядные, и повседневные платья в семьях готовились по тому же принципу.
Не только у принцесс и княжон:


СЕСТРИЧКИ


Старинная цветная фотография начала ХХ века (не раскрашенная! автохром), где сестрёнки одеты в семейную «форму» в клеточку:

СЕСТРИЧКИ


А тут на всех юных членах семьи типовые матроски и шляпы:

СЕСТРИЧКИ


Это в основном малышня.

Но до самого конца XIX века и взрослые девушки-сёстры ходили в одинаковых нарядах.
Дочери Герцога Эдинбурского и великой княжны Марии Александровны:

СЕСТРИЧКИ


Даже зимняя одежда сестёр была, как правило, одинаковой.
Сёстры Кавос:


СЕСТРИЧКИ


Зимние наряды неизвестных малышек:

СЕСТРИЧКИ


Одинаковые платья сестёр, правда, могли быть разного цвета.
Но и только:


СЕСТРИЧКИ


Однако как сами девушки относились к такому обычаю?

Спокойно.
Как к чему-то само собой разумеющемуся.


Как к чему-то привычному и нормальному.

Возможно, одинаковость костюмов имела и педагогическую цель – не возбуждать меж сестёр ссор и соперничества из-за нарядов.

А если сестрички были дружны, то они вообще с большой радостью носили одинаковые костюмы.

Вот были такие любящие сестрички, датские принцессы Александра и Дагмар.
Они росли в благополучной дружной семье.
Даже когда они вышли замуж, летом непременно с семьями собирались под отчим кровом.


И не только в детстве и юности наряжались в одинаковые платья.

Даже много лет спустя - когда Александра стала королевой-консорт Великобритании, а Дагмар  российской императрицей Марией Фёдоровной (и матерью последнего императора) -  эти две взрослые дамы для встреч заказывали себе всё абсолютно одинаковое.

Вплоть до шляпок.

Как когда-то в детстве!

Сохранилось много фотографий, запечатлевших венценосных сестёр в таких "близнецовых" нарядах:

СЕСТРИЧКИ


А вот они же в зимних костюмах:

СЕСТРИЧКИ


А это те же сестрички уже пожилыми вдовами:

СЕСТРИЧКИ


Дети королевы Александры поддерживали старую традицию и тоже носили одинаковое:

СЕСТРИЧКИ


Ну, а самые знаменитые одинаково одетые сёстры в мировой литературе - это, конечно, Наташа Ростова и её кузина Соня.

Кстати, роман объёмный, в четырёх томах, но мы так никогда и не узнаем ни фамилии Сони, ни её отчества, ни степени родства с Наташей.

Семья Ростовых на знаменитом балу у екатерининского вельможи, как известно, выглядела  так:
"На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шёлковых чехлах, с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причёсаны a la grecque".

В фильме Бондарчука, конечно, всё переврано - и платья девушек очень разные (у Сони никакого розового чехла нет),  и мать не в масака (это глубокий фиолетово-коричневый цвет) и не в бархате.

Про причёски и говорить нечего, хотя парикмахера выписали на Мосфильм из Парижа:


СЕСТРИЧКИ


Зато граф Толстой ничуть не погрешил против правды.
Дворянские традиции он знал превосходно.


Вот эти воздушные платья сестёр-принцесс рифмуются друг с другом, как надо, хотя они несколько более позднего времени и не бальные (рукав длинный):

СЕСТРИЧКИ


Е.П Янькова вспоминала о московском сезоне осени 1817 и зимы 1818 года в Москве.

Он выдался особенно весёлым и шумным из-за того, что в Первопрестольную наведалась императорская фамилия:

"В эту зиму много было издержано на бальные наряды.
Я для обеих дочерей заранее приготовила хорошенькие платья".

Естественно, одинаковые!


Какие же это были платья?

Подготовка к сезону началась ещё летом, в деревне.

О визите императора в Москву семью Яньковых предупредил ближайший сосед по имению Апраксин - богач, хлебосол и большой ценитель женской красоты.


Узнав новость, мать девиц Яньковых поняла, что времени терять нельзя:
"...я распорядилась: засадила своих швей за пяльцы и для каждой дочери приготовила по два белых платья, серебром шитых по шёлковому тюлю.
Два платья были вышиты мелкими мушками или горошком серебряною нитью, через ряд матовою и блестящею, а другие два платья с большими букетами по белой дымке, что было очень нарядно, богато и легко".

Деревенские искусницы вышили, разумеется, только заготовки.

Т
огдашние вышивки по тюлю чрезвычайно изящны.
Вот образец работы мастериц:


СЕСТРИЧКИ


Сами же платья были творением рук московских модисток.
Которые подогнали работу крепостных вышивальщиц к модной выкройке, сшили всё и закончили отделку.

Получилось нечто вроде такого:


СЕСТРИЧКИ


Заботливая мать была довольна:
"Когда осенью мы возвратились в Москву, я велела сшить платья и показывала их Апраксину, большому знатоку в дамских туалетах, и он ими восхитился.
- Тюлевые платья, - сказал он, - я посоветовал бы вашим барышням надеть на бал в Благородном собрании, где будет много публики и туалеты не так заметны; а дымковые платья поберегите для моего бала, ежели царская фамилия осчастливит меня своим посещением".

Совет был дельный, и ему последовали.

Балы в Собрании тот сезон были крайне многолюдны.


Даже имевшие в Москве собственные дома дворяне должны были записываться на вечер заранее как члены Собрания и получать билеты.
Посетительских билетов (для случайных лиц) и вовсе не было.



Е.П.Янькова вспоминала:
"Не помню, который номер билета был у меня в тот год, но у которой-то из моих дочерей был № 1 000 для девиц; поэтому можно себе представить, по скольку персон бывало на больших балах в Благородном собрании".

Именно на таком многолюдном бале в Дворянском Собрании Татьяна Ларина скромно стояла в тени колонны, но всё же была замечена своим будущим мужем.


И решилась её судьба.

Должно быть, билеты для Лариных достала тётка, княжна Алина?

Татьяна, как и девицы Яньковы,  скорее всего, тоже была в платье, вышитом деревенскими мастерицами.
Вроде этого:


СЕСТРИЧКИ


Однако был ли шанс у девиц Яньковых блеснуть хотя бы не в Собрании, а на бале у соседа Апраксина в своих дымковых платьях?


На их долю не досталось тогда ни бального фурора Наташи Ростовой, ни жениха-генерала, как Татьяне Лариной.


Но повеселились и поплясали они вволю.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Полный текст - ...
Из Англии. https://t.me/bigexcitement/57428 Вы посмотрите на лицо этого исламиста, он может создать что то хорошее полезное для людей? Все чего хотят мусульмане это все захватить, чтобы весь мир были рабами их Бога, как они. Ни прогресса, ни свободного выбора Только ...
Ну меня, собственно, вопрос. Помогите разобраться: Почему в США, имеющей ВВП почти в шесть раз больше, чем Россия, количество космических запусков за последние десять лет (2010-2019) меньше, чем у нас? Я тут подсчитал: 252 запуска у России и 211 у США... Почему у нас количество ...
Узрела на просторах инета такой вот слинг http://cgi.ebay.com/anvstore-Made-Full-Padd-Baby-Infant-Sling-Pouch-Carrier-/270641585219?pt=LH_DefaultDomain_0&hash=item3f037edc43 Выглядит очень привлекательно, гораздо удобней, чем ССК. Настораживает слишком низкая цена для такого достижения прогресса. ...
Старый советский анекдот: Человек вбегает в поликлинику, и в регистратуре говорит: - Мне нужен врач ухо-глаз. - Такого врача нет. Есть ухо-горло-нос и есть глазник, то есть офтальмолог. - Не-не-не, мне - ухо-глаз! - Мужчина, то у вас болит? глаза? - Нет, со зрением у меня все порядке! ...