Сёстры Чынг. 4 часть

топ 100 блогов ru_history27.07.2015

Колоритные особенности армии Чынг

Говоря о восстании сестёр Чынг, нельзя не обратить внимание на необычно большое число женщин в их армии, где они часто были как солдатами, так и военачальницами[5В][10][11А].

Сёстры Чынг. 4 часть TrungS-3_01y-r
Сцена из спектакля о сестрах Чынг. Подобные представления часто проходят под открытым небом на ежегодном фестивале в их честь во Вьетнаме. Исполнительница роли старшей сестры Чак Чынг – на возвышении в жёлтом плаще, а младшую сестру Ньи Чынг изображает артистка в красном плаще. Ссылка на страницу-источник фото непосредственно в иллюстрации. Фото с сайта hanoi.gov.vn

Содержание
1 Цвета одежд Чак и Ньи Чынг
2 Клятва старшей сестры Чак Чынг
3 Солдаты Кая Онга в женском платье
  3.1 Одежда древних вьетов
4 Боевые слоны вьетов и некоторых других народов
5 «Судьбоносные» затмения небесных светил
6 Примечания
7 Источники информации

1 Цвета одежд Чак и Ньи Чынг

   Боевые действия той древней войны имели немало живописных подробностей. Говорят, например, что Чак Чынг, «презрев личные переживания», снимала вдовий траур[10][15] и вела войска в ярко-жёлтом наряде, «вдохновляя их и поддерживая», а Ньи Чынг с той же целью облачалась в красное. (В работах историков я видела лишь упоминания о жизнеутверждающей красочности одежд молодой вдовы-полководца, без уточнения расцветки, но, по словам туристов, побывавших в Ханое, храмовые статуи этих вьетнамских героинь чаще всего принято одевать в шёлк именно таких цветов).

Сёстры Чынг. 4 часть
Сёстры Чынг. 4 часть TrungS-3_02y-r-pd.jpg
Фото: 1, 3, 4 – с сайта dantri.com.vn 2 – с сайта vietnam.ca 5 – с сайта thienbang3.blogspot.ru 6 – с сайта vncgarden.com 7 – с сайта sankhau.com.vn 8 – из авторского блога Трана Туана Тяня (Trần Tuấn Tiến) nguoivohoc.blogspot.ru 9 – с сайта vietpress.vn
В подписи к фото 7, 8, 9 говорится о вьетнамской фольклорной опере Тео[62] (или Чео “Chèo”)


Сёстры Чынг. 4 часть TrungS-3_03y-r-park
Сёстры Чынг. 4 часть TrungS-3_03y-r-park-pd.jpg
Фото с сайта vi.wikipedia.org

Сёстры Чынг. 4 часть TrungS-3_04y-r-proc
Сёстры Чынг. 4 часть
Фото: 1 – с сайта kenh14.vn 2, 3 – с сайта dantri.com.vn

2 Клятва старшей сестры Чак Чынг
   Вьетнамское народное предание, а вслед за ним и некоторые труженики пера[15] приводят точную дату: 2 июня 40г. н.э., когда после первых успехов восстания, сёстры Чынг торжественно приняли присягу перед 30-ти тысячной армией своих сторонников. Особенно грозно прозвучала и осталась в веках клятва старшей сестры Чынг Чак. Ссылаясь на Нгуена Кхак Вьена[10А], Сучкова Е.В.[10] приводит такие слова этой клятвы, записанные в «Сборнике изречений Небесного юга» («Тхиен нам нгы люк»), составленном в конце XVII в.: «Первое – отомстить врагу за поруганную родину, второе – отвоевать всё, что принадлежало Хунг-выонгам, третье – отомстить за смерть супруга, четвертое – до конца выполнить свой долг».
   Но существует и более подробная версия этой клятвы. Она выбита на мемориальном камне у храма сестёр Чынг в Ханое (в районе Мелинь). Её перевод:
  
Сёстры Чынг. 4 часть TrungS-3_05klyatv-pd.jpg
Фото: 1, 3 – с сайта vietbao.vn 2 – с сайта bmktcn.com 4 – с сайта mytour.vn
В подписи к фото 1, 3 говорится о вьетнамской фольклорной опере Тео[62] (или Чео “Chèo”)

3 Солдаты Кая Онга в женском платье
   Так или иначе, но эти сёстры несомненно могли увлечь собственным примером. В селе Тхыонгтхань (Thượng Thanh) сохранилось любопытное предание о человеке по имени Кай Онг (Cai Ông), снарядившем отряд из 300 мужчин (по др. данным[38В], 3000 мужчин), которые сражались в женских костюмах[8Б][10][38А]. И, надо заметить, что сражались они очень мужественно и умело[38А][38В][38Г]. Специфичность их военной формы вовсе не смущает благодарных потомков – дни памяти Кая Онга отмечают в посвящённом ему тхыонгтханьском храме всем селом каждый год 9-10 июля в соответствии с лунным календарём[38А]. (По др. данным[38Б][38В], даты фестиваля Кая Онга: 10-12-е дни II-го месяца лунного календаря или ещё дополнительно 7-й день VII-го месяца лунного календаря).
   Вообще, это довольно удивительная ситуация. Случалось, что немало женщин в разные эпохи и в разных странах, участвуя в боевых действиях, переодевались в мужскую военную форму (доспехи, мундир). Они делали так, чтобы внешне как можно больше походить на привычных всем воинов-мужчин и (или) просто для удобства движения, не стеснённого юбками и др. специфически-женскими деталями костюма. Но я никогда не слышала о том, чтобы идущие на войну мужчины так вдохновлялись образом бесстрашных дам-воительниц, что специально надевали бы женские одежды, как бы копируя своих воинственных героинь.
   Правда, на вьетнамских сайтах попадаются статьи, разноречиво объясняющие мотивы данного переодевания. Некоторые фразы, т.е., их непростой перевод иногда даёт повод думать, будто Кай Онг был трансвеститом, (который очень храбро сражался, хотя в итоге всё-таки погиб). Но как бы там ни было с Каем Онгом, сложно представить, что весь его отряд в 300, или, тем более, в 3000 человек состоял целиком из трансвеститов.
   Другое, более распространённое объяснение говорит, что он и его бойцы стремились быть приняты в какие-то, надо полагать, строго женские боевые подразделения. И хотя потом Кай Онг со своими бойцами признались, что являются мужчинами, – им разрешили в этих подразделениях остаться, благодаря тому, что они замечательно проявили себя в бою.
   Но большинство источников дают понять (и в это предлагается поверить:)), что, прежде всего, эти мужчины-ополченцы оделись так, подражая своим кумирам женского пола, коими так чистосердечно восхищались. Хотя можно лишь строить предположения о том, как выглядела (и чем конкретно отличалась) в армии Чынг типично женская и типично мужская одежда командиров и рядовых бойцов. Одной из особенностей было наверно то, что солдаты-женщины, носили какое-то подобие юбок, которых не было у мужчин (на это указывают этнографические исследования старинных вьетских традиций и, в частности, некоторые археологические находки). Но в любом случае эти женско-мужские костюмные отличия были всё же явно заметны, иначе народная память о Кае Онге и его отряде не сохранила бы такую необычную подробность.
  3.1 Одежда древних вьетов
   В общих чертах древневьетский гардероб известен по стилизованным рисункам на бронзовых барабанах двухтысячелетней давности и по человеческим изображениям на других рукотворных изделиях, найденных в долине Красной реки и датируемых той эпохой. Многое также сохранил народный фольклор. На иллюстрации ниже (среди прочих) приведёны рисунки типичной древневьетской пары, одетой, так сказать, на каждый день и для торжественных случаев. Но, скорее всего, такие наряды (прежде всего, мужские, но, не исключено, что и женские) по мере надобности дополнялась и какими-то штанами. Особенно если учесть, что к началу нашей эры во вьетское общество сильно проникло влияние культуры соседних государств и, преимущественно, Китая. Например, Hemulen в статье Áo dài — отражение вьетнамского женского платья в истории сообщает: «…Исторически так сложилось, что в странах юго-восточной Азии, и женские, и мужские костюмы представляли собой длинные туники. Во Вьетнаме» мужчины носили ещё пояса, к которым прикреплялась «ткань, создававшая некое подобие штанин. У женщин же была юбка с запа́хом…»
Сёстры Чынг. 4 часть
Зарисовки различных предметов Донгшонской культуры, распространённой у вьетов в I тысячелетии до н.э.
Иллюстрации к материалу “Thời đại Hùng Vương qua các hình vẽ cổ” («Эпоха Хунг выонгов через древние рисунки») сайта lichsuhuyenbivietnam.blogspot.ru “Những bí ẩn của lịch sử Việt Nam” («Тайны истории Вьетнама»)
1, 2, 3 – ножи и короткий меч (3) с рукоятками в виде человеческих фигур. Эти изделия найдены в Северном Вьетнаме и типичны для культуры Донгшон, именуемой так по названию поселения Донгшон (Đông Sơn) во вьетнамской провинции Тханьхоа. (Особенно много предметов этой культуры было найдено в XX в. в районе данного поселения)[65][66]. Донгшонская культура считается первой так называемой цивилизацией Индокитая. Её упадок начался после завоевания региона китайцами во II в. до н.э.
4, 5 – традиционная женская и мужская одежда древних вьетов – праздничная (4) и повседневная (5); (рисунки сделаны на основе археологических находок и фольклорного наследия)
6, 7 – фрагменты типичных орнаментов на ритуальных бронзовых барабанах, показывающие жизненный уклад и мифологию вьетов I-го тысячелетии до н.э.[66][67]
8 – шесть человеческий фигур (возможно, воинов, танцующих в ритуальных нарядах) – деталь орнамента на диске бронзового барабана

Сёстры Чынг. 4 часть
Сёстры Чынг. 4 часть TrungS-3_08an3brbn-pd.jpg
Фото из статьи Википедии на вьетнамском языке “Sông Đà (trống đồng)” («Барабан с реки Да»)

Сёстры Чынг. 4 часть
Сёстры Чынг. 4 часть
Фото: 1, 2, 3, 4 – из авторского блога Трана Туана Тяня (Trần Tuấn Tiến) nguoivohoc.blogspot.ru
В подписи к фото говорится о вьетнамской фольклорной опере Тео[62] (или Чео “Chèo”)

Следующие две сцены из этой же оперы Тео «Королевы из Мелиня», где тоже хорошо видны костюмы знатных и простых вьетов той эпохи в версии авторов постановки
Сёстры Чынг. 4 часть
Главное действующее лицо данной сцены – младшая сестра Ньи Чынг – исполнительница её роли почти в центре в экспрессивной позе, правее на возвышении – исполнительница роли старшей сестры Чак Чынг.
Ссылка на страницу-источник фото непосредственно в иллюстрации
Фото из авторского блога Трана Туана Тяня (Trần Tuấn Tiến) nguoivohoc.blogspot.ru

Сёстры Чынг. 4 часть
Сцена начала восстания вьетов, возглавленного сёстрами Чынг (из той же оперы Тео «Королевы из Мелиня» в постановке Ханойского театра Тео).
Ссылка на страницу-источник фото непосредственно в иллюстрации
Фото из авторского блога Трана Туана Тяня (Trần Tuấn Tiến) nguoivohoc.blogspot.ru

Для сравнения: сцена совсем другого театрализованного представления на тот же сюжет – уличного спектакля на Празднике храма сестёр Чынг в историческом квартале Донгньен (Đồng Nhân), (район Хайбачынг, г. Ханой). Это – схожий эпизод смотра своего войска сёстрами Чынг перед началом восстания. На какие исторические аналоги ориентировался художник по костюмам этой постановки, мне неизвестно. Здесь у лучниц, по-моему, не видны никакие специфически женские детали одежды. Но, возможно, и такой выбор основан на каком-то историческом материале
Сёстры Чынг. 4 часть
Фото из статьи “Deifying National Heroes in Vietnam” авторского блога Джима Гудмана (Jim Goodman) blackeagleflights.blogspot.ru

Это сцена из того же уличного спектакля в ханойском квартале Донгньен (Đồng Nhân), изображающая убегающих в страхе китайцев
Сёстры Чынг. 4 часть
Сёстры Чынг. 4 часть TrungS-3_15ul-pd.jpg
Фото из статьи “Deifying National Heroes in Vietnam” авторского блого Джима Гудмана (Jim Goodman) blackeagleflights.blogspot.ru

Для сравнения: снова сцена из вышеописанной постановки оперы Тео. Здесь справа на возвышении восседает исполнитель роли То Диня, а слева – чиновник и два китайских стражника (действие происходит ещё явно до начала восстания). Разница в костюмах по сравнению с уличным шоу “Đồng Nhân” опять очень велика
Сёстры Чынг. 4 часть
Ссылка на страницу-источник фото непосредственно в иллюстрации
Фото из авторского блога Трана Туана Тяня (Trần Tuấn Tiến) nguoivohoc.blogspot.ru

Ещё две сцены из той же оперы в той же постановке, дополняющие представление о костюмах действующих лиц
Сёстры Чынг. 4 часть Сёстры Чынг. 4 часть
Сёстры Чынг. 4 часть
Фото: 1 – с сайта nguoiduatin.vn 2 – с сайта vtc.vn

Сёстры Чынг. 4 часть
Фото со страницы сайта takebackhalloween.org – там детали этого костюма представлены подробно и наглядно

Сёстры Чынг. 4 часть TrungS-3_poly.jpg
Фото: 1, 2 – с сайта aodaishop.wordpress.com
В подписи к фото 1, 2 упомянута статья о национальном вьетнамском костюме «Аозай» в Википедии, там же её любопытно сравнить со статьёй «Вьетнамский костюм»

   Кстати, в русскоязычных статьях Википедии о вьетнамской одежде, аозьаолань (áo giao lãnh) вообще не упоминается. Будто он обобщён с аутытханом и просто является его разновидностью. Но на вьетнамском языке в той же Викепедии аозьаоланю посвящена статья: “Áo giao lãnh”. Ещё отмечу, что в разных статьях, в том числе в пресловутой Википедии, есть много нестыковок, касающихся истории и особенностей вьетнамского национального костюма. (А ссылки на источник часто не выводят прямо на статью, откуда взят данный материал, а только на главную страницу сайта, опубликовавшего якобы когда-то указанную информацию). Из написанного о традиционной одежде вьетов на русском языке любопытна, по-моему, статья автора Hemulen «Áo dài — отражение вьетнамского женского платья в истории» (хотя там ошибочно говорится о пяти полах аозьаоланя и аотытхана, тогда как в том и другом четыре полы, а не пять). Также мне понравилась заметка «Стиль жизни во Вьетнаме» сайта vietnamnews.ru с краткими, но ясно изложенными сведениями об аозае (áo dài). Ещё немало хороших и богато иллюстрированных статей о разных особенностях вьетнамского костюма в «Иллюстрированном журнале Вьетнам». И (снова на вьетнамском языке) неплохой обзор истории вьетнамского платья дан в статье “Ellewiki: Áo dài xưa và nay” на сайте вьетнамской версии журнала Elle. (Там, кстати, аозьаолань описан отдельно от аотытхана, хотя связь одного с другим очевидна).

4 Боевые слоны вьетов и некоторых других народов
   Кроме внешнего своеобразия, армия сестёр имела, вероятно, неплохое по тем временам вооружение и располагала, в том числе, экипажами боевых слонов[39Б][40А][42], «поражавшими врагов дротиками либо из арбалетов»[39А].
   О том, что в армии Чынг (и лично у сестёр Чынг-выонгов) имелись боевые слоны, уверенно повествуют все вьетские исторические предания на эту тему. Недаром во Вьетнаме с давних пор сестёр Чынг традиционно изображают верхом на боевых слонах. Но мне не встретились какие-то конкретные подробности, например, о количестве таких слонов в определённых частях армии Чынг. И я не нашла ни слова о боевых слонах в армии Ма Юаня, отправившейся в 42г. подавлять вьетов. Судя по общим сведениям[40А][40Б][40В][40Г] из истории о боевых слонах, в Юго-Восточной Азии (ЮВА) их почти всегда использовали гораздо активней, чем в Китае. (Причём в ЮВА женщины, управляющие боевыми слонами*хауда*[64] арбалет был изобретён в Китае в во II в.до н.э.(или даже в IV в. до н.э.) независимо от изобретения его в V в. до н.э. в Древней Греции; но также известно[5А][20][34], что арбалетами пользовались уже в III в. до н.э. в древневьетском государстве Аулак, причём не исключено, что именно из Аулака арбалет распространился на север – в Китай).

Сёстры Чынг. 4 часть
Сёстры Чынг. 4 часть TrungS-3_06elef-pd.jpg
Фото: 1, 2, 3, 4 – с сайта binhdinh-salongcuong.org

5 «Судьбоносные» затмения небесных светил
   Как случается в тревожные моменты истории, 41-й год н.э. не обошёлся без типичных символических явлений природы. Полная история Дайвьета[12А] сообщает: произошло «…Солнечное затмение, и Луна была чёрной. Хань видели, что госпожа Чынг … захватила города́, создавая проблемы в командорстве»[11В][11Г]. Ещё бы – не «проблемы»! Можно себе представить, как миниатюрные девушки вьетнамского типа рвутся в атаку и мечут дротики верхом на яростно трубящих боевых слонах. В рядах противника шок и трепет. Враг бежит, сёстры побеждают… Но их действительно яркий успех на поле брани был недолгим.

Сёстры Чынг. 4 часть
Сёстры Чынг. 4 часть
Фото: 1 – с сайта hanoimoi.com.vn 2, 4 – с сайта nguoivohoc.blogspot.ru 3 – с сайта vnmedia.vn

(продолжение следует)

Предыдущие части о сёстрах Чынг: 1 часть, 2 часть, 3 часть

6 Примечания:
1*женщины, управляющие боевыми слонами – боевые слоны были главным наступательным «оружием» армий Юго-Восточной Азии с I в. н.э., в XVIII в. их использование заметно сокращается, но сохраняется почти до конца XIX в. И, хотя традиционно воевали прежде всего мужчины, в этом регионе мира участие женщин в боевых действиях было не такой уж несусветной редкостью. У местной знати были приняты поединки, участники которых сидели на слонах. Статья «Боевые слоны Юго-Восточной Азии» на сайте filigria.com рассказывает: «В отличие от поединков верхом на лошади, слоны активно участвовали в бою. Поэтому исход поединка становился дважды непредсказуемым. Поединки проводились во время сражений или вместо сражений. Действительно, исход сражения часто решался в поединке царей на боевых слонах. … Сиамские женщины также участвовали в подобных поединках. В сиамской столице Аюттхае стоял отряд амазонок. Драматичен момент осады столицы в 1549 г. Жена правителя Пра Суриётхай [Суриотай] повела своего боевого слона в бой рядом со слоном мужа. Она отважно сражалась и погибла в бою, став национальной героиней…
   …Кроме экипажа каждого слона сопровождал отряд поддержки, находившийся у ног [животного]. В задачу отряда входило не подпускать противника под брюхо слона. Если в бой слона вела женщина, весь экипаж и отряд поддержки состоял из женщин…»[40А]
   Во Вьетнаме не менее сестёр Чынг знаменита Чьеу Тхи Чинь (или «госпожа Чьеу») – тоже дама-воительница, которую принято представлять не иначе как на боевом слоне. Эта вьетка родилась примерно через 2 столетия после сестёр Чынг. Годы её короткой жизни: 225-248гг. Она возглавила восстание против китайского царства У, подчинившего государство вьетов после конца династии Хань в период Троецарствия. Не смотря на временный успех, восстание Чьеу Тхи Чинь было подавлено, а она трагически погибла, но её пример долго вдохновлял вьетов и до сих пор вдохновляет их потомков. Разумеется, как и сёстры Чынг, она обожествлена и стала национальной героиней Вьетнама. «…Чьеу Тхи Чинь воздаются почести по всей стране, в её честь названо множество улиц. Существует колыбельная со словами:
   Спи спокойно, сынок,
   Дай уйти на часок.
   Дай взглянуть, как, воссев на слоне боевом,
   Бьётся геройски Ба Чьеу с врагом!»[63]

2*хауда – часть экипировки боевого слона – особое деревянное или сплетённое из тростника сидение для одного или нескольких человек, защищённое высокими бортами. Вышеупомянутая статья «Боевые слоны Юго-Восточной Азии» сайта filigria.com сообщает: «У знати хауды были изящные, иногда украшенные золотом, напоминающие троны. Простые воины довольствовались обычными прямоугольными или круглыми хаудами, больше похожими на корзины. В бою с боков хауды прикрывались щитами. … Хотя во время путешествий знать сидела в хауде, в бою благородный воин пересаживался на шею слона, а его слуга занимал место в хауде». Обычно слуга не сражался, но передавал господину оружие из хауды (копья, алебарды, трезубцы). Также слуга взмахами специальных кистей передавал погонщику приказы господина по управлению слоном. Сидевший у хвоста погонщик держался на слоне, «пропустив ноги под тросом, закреплявшим хауду. Управлял слоном погонщик с помощью длинного или короткого жезла.
   Простые воины вооружались копьем и сидели на шее слона, а два арбалетчика или лучника сидели в хауде»[40А].

7 Источники информации:
[5А] глава «Возникновение государства Аулак» – «История Вьетнама», коллектив авторов, отв. ред. Мхитарян С.A., М.: Наука, 1983
[5В] глава «Восстание сестер Чынг (40–43 гг.)» – «История Вьетнама», коллектив авторов, отв. ред. Мхитарян С.A., М.: Наука, 1983
[8Б] Предисловие к «Мифам и преданиям Вьетнама» Кнорозовой Е.Ю., Спб.: «Петербургское Востоковедение», 2000 – раздел: «_Эзотерика, мистика» сайта ihtik.lib.ru или страница сайта pvost.org
[10] «Образ вьетнамской женщины в мифах и истории Вьетнама», Сучкова Е.В., страница сайта ojkum.ru журнала «Ойкумена», 2010, №1 (12) (pdf-файл: c.1-8 соотв. с.33-40 печатного изд.)
[10А] «Очерки истории Вьетнама», Нгуен Кхак Вьен. Изд.: Тхезьой, Ханой, 1998, 612 с., см. [10] – список исп. литературы
[11А] Сёстры Чынг – Википедия
[11В] о сёстрах Чынг в III томе «Полной истории Дайвьета» («Дай Вьет шы ки тоан тхы»)[12А] – цитаты на сайте Википедии: английский перевод в статье “Trung sisters”, русский перевод в статье «Сёстры Чынг»
[11Г] о сёстрах Чынг (на вьетнамском языке) в III томе (Quyển III) Полной истории Дайвьета[12А]: Đại Việt Sử Ký Toàn Thư – Kỷ Thuộc Hán (Vietnamese). Institute of Social Studies Vietnam, 1993
[12А] Полное собрание исторических записок Дайвьета (Полная история Дайвьета) – «Дайвьет шы ки тоан тхы» (сокр.: ТТ – от «Тоан тхы»), сайт «Восточная литература», раздел «Юго-Восточная Азия» или страница сайта «Словари и энциклопедии на Академике» или страница Википедии
[15] Trung Trac & Trung Nhi – Tuyet A. Tran & Chu V. Nguyen (Foreword & Translation of Loi Ba Trung Trac: Tuyet A. Tran; References: Lich su Viet Nam, Trials and Tribulations of a Nation & The Birth of Viet Nam), сайт viettouch.com
[20] Аулак – Википедия
[34] Фото частей древнего многозарядного вьетского арбалета и стрел, найденных на раскопках в районе крепости Колоа (Аулак, III в. до н.э.), а также современная реконструкции этого оружия на странице сайта nghiencuulichsu.com
[38А] «Праздник в храме Кая», сайт Нят-Нам.ру – материалы о Вьетнаме, рубрика: «Фестивали и праздники/ календарь»
[38Б] Đền Ông Cai (Храм Кая Онга). Сайт mobile.coviet.vn
[38В] Sự thật về đội nữ binh của vua chúa VN (Правда о женских подразделениях королесвкой армии Вьетнама). Thoe Vĩnh Khang (Đất Việt). Сайт 24h.com.vn или страница сайта phuyenonline.net
[38Г] Truyện về một số tướng lĩnh xuất sắc của Hai Bà Trưng (Рассказы о некоторых выдающихся командирах восстания Хай Ба Чынг (14. Ông Cai (Кай Онг)). Сайт reds.vn
[39А] «Боевой путь вьетов», Тарас А.Е., – сайт боевых единоборств mortalfite.narod.ru рубрика «Раз

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В статье о покемонах я написал: Люди предпочитают иметь дело с субъектами, а не с объектами. Пусть даже с субъектами очень примитивными, неразумными. Вы не будете тратить время на то, чтобы гладить подушку, а вот кота гладить можно очень долго. Хотя действие-то вполне механическое, да ...
Только меня одну бесит, что детские книжки все разной высоты и ширины? Вот я смотрю на эту полку и только одна фраза мне приходит в голову - кто в лес кто по дрова. Почему не сделать все книжки аккуратно ровные, ...
Я тут говорила, что у меня вместо тыкв кабачки выросли! Не надо было говорить. Вообще надо было молчать на эту тему) Потому что у всех мем про кабачки, а у меня про тыквы) Мир, знаете ли, не без добрых людей. И эти добрые люди стали переживать, как же я останусь без каши с тыквой ...
Спасибо Людмиле fenster99 ! Это она, зная о нашей рубрике в сообществе "Цитата дня" прислала мне такую интересную информацию) Когда британский археолог Макс Маллоуэн исследовал ассирийский город Нимруд на севере Ирака, у него был помощник, обожавший распутывать головоломки, — ...
В адрес сайта rap.ru пришло обращение певицы Стейши, родственники которой стали ...