СЕССИЯ. ЭКЗАМЕНЫ БЕЗ МИФОВ | Олег Ласуков

топ 100 блогов Олег Ласуков19.05.2012

Как же всё таки на самом деле получить удовольствие на экзамене? Давайте сразу договоримся, что не будем рассуждать о таких глупостях, что надобно, мол, студенту посещать все занятия, усердно конспектировать и учить, учить, учить… Мы же рассматриваем реального студента, студента типичного, который приходит в ВУЗ не за знанием, а за дипломом; для которого же будущая работа, карьера – понятия виртуальные, а крутая вечеринка – будет уже сегодня.

Итак, в большинстве случаев студент приходит на экзамен, грубо говоря, слабо подготовленным, а, мягко выражаясь, не подготовленным никак. И преподаватель это знает… Среди преподавателей тоже много… двоечников и лентяев. Ведь, если, наконец, сознаться, что учебное заведение – репрессивный аппарат, то многие преподаватели со своими репрессивными обязанностями справляются плохо. Заставить большинство студентов хорошо знать свой предмет можно, но это ж работать надо. Делать перекличку каждое занятие, и мгновенно подавать в деканат рапортичку о прогульщиках. Доходчиво, а не занудно объяснять материал. Устраивать промежуточные контрольные в семестре. Разрабатывать систему поощрений и мотиваций…

А оно ему надо? Проще отбубнить два десятка лекций, а потом на экзамене притворятся, что строго спрашиваешь.

Доминирующая цель преподавателя на экзамене – удовлетворить свои психологические потребности. Согласитесь, что может быть острее наслаждения: хочу – рублю голову, хочу на место ставлю?

Какова же задача студента? Тот, кто забыл своё студенчество, но начитался Карнеги, уверен, что главное – это, при помощи психологических штучек, добиться, чтобы преподаватель захотел поставить тебе оценку «идисбогом». Реальный студент ставит перед собой задачу менее глобальную: чтобы преподаватель не захотел гневно черкнуть в зачётке: «тыкомнеещёпоходишь».

И вот здесь, ввиду стереотипности мышления, мало кто застрахован от ошибок.
Что такое экзамен? Важный эпизод в жизни, но всё же не целая жизнь. В экзамене нет ничего специфического, поэтому на нём моделируется поведение из других областей жизни: взаимоотношения с родителями, друзьями, возлюбленными, врагами… И здесь, сложнейшая задача – не смоделировать проигрышный для студента вариант. А говоря не по умному: «Голубчики, не рассердите!»

Вот некоторые типичные, заведомо проигрышные модели экзаменов.

Экзамен-суд. Это самая скверная модель из всех возможных:

«Подсуди… т.е. студент, признаёте ли вы, что ничего не знаете по моему величайшему предмету «Теория насосов?»
«Не признаю, ваша… господин преподаватель, я знаю всё».
«Не можете знать, ибо не были на моих изумительных лекциях».
«Да, был я на ваших скучных лекциях, просто садился в зад».
«СМС-ки писали? Ну-ну… Ладно, приведите ваши доказательства?»
«Вот вам мои знания, про большие, средние и малые насосы…».
«Ах, вот как? Ну, тогда я вам сейчас легко докажу, что вы ничего не знаете про гигантские и малюсенькие насосы…»

На экзамене-суде не бывает оправдательных приговоров. Можете сразу забирать зачётку и, плача, идти к выходу.

Был у нас в группе студент Светилин. Отличник из отличников. Как-то, не по своей вине, сильно опоздал он на лекцию по программированию к доценту Опускалову. Тот, не разобравшись, студента распёк. Светилин вспылил и нагрубил Опускалову. Опускалов заимел зуб, а Светилин с утроенной энергией засел за учебники по программированию. Пробил гонг и сошлись они на экзамене. Студент знает всё, а доцент ещё больше. После трёх пересдач впервые в жизни Светилин имел хвост. Только осенью приполз он к Опускалову, как побитая собака и уполз с тройкой.(Подобная же история очень ярко описана в книге Е.Дубровина «Племянник гипнотизёра». В этой, когда-то безумно популярной повести есть все типы студентов и преподавателей, описанные выше).

Экзамен-подкуп. Многие бросаются в авантюру лести и угождения, не узнавши преподавателя, как следует, не просчитав последствия. А если не на того напал? А если после слов: «Как вы гениально заметили в своей величайшей лекции» – умный преподаватель просто посмеётся над дураком, который и его держит за дурака? Знакомый завкафедрой рассказывал, как однажды к нему на экзамен пришёл студент Шибкоумный и стал закладывать других студентов и преподавателей. Пришлось вышвырнуть подлеца из аудитории с треском. Есть такой шанс и, поверьте, немалый. Да если даже попадётся преподаватель, который на экзамене-подкупе поведётся на поглаживания – цена отметки может стать несоизмеримой.

В середине 90-х студент Хитров заметил, что пожилой профессор Крупский регулярно, с любовно вешает на стенд у кафедры коммунистическую газету. В экзаменационных билетах по истории у Крупского были такие вопросы: «Предательская политика Ельцина на службе империалистических держав». Смекнув сие, студент сделал себе значок «Банду Ельцина под суд!» и пришёл с ним на экзамен. Крупский, узрев любимый слоган, прослезился и полтора часа грузил Хитрова своим политическим мировоззрением. Потом, не спрашивая, поставил «отл» и пригласил на ближайший митинг. А Хитрову ещё семестр у него учиться. И пришлось незадачливому ходить на митинги и орать: «Банду Ельцина под суд!»

Или вот ещё знавал я профессора Кондрашкина. Ему страшно нравилось, что он профессор. Бывало, остановит группу студентов и обижается: «Что ж это вы мои лекции плохо посещаете? Я у вас – единственный профессор на кафедре, а вы к живому профессору не ходите». Не дай бог на титульном листе курсовой работы написать: «Руководитель: проф. Кондрашкин». «Неуважение, – бормотал "живой" профессор. – Надо писать полностью». И не зачитывал работу. Посему, сдавая Кондрашкину экзамен, студенты заливались соловьём: «Уважаемый профессор, вот вы – наш единственный профессор, а я только мечтаю стать профессором, но я счастлив, что у нас ведёте предмет, вы, профессор…» Поминая часто и всуе это ключевое слово, никто у Кондрашкина плохих оценок не получал. Но долго потом преследовало гадкое чувство, будто слепому камень в руку положил…

Экзамен-флирт. Очень и очень не советовал бы никому включать на экзамене своё мужское обаяние или женские чары. Короткая юбочка, глядишь, и сработает, но опять же цена может стать слишком дорогой. Преподаватель психологии Бесполезнов рассказал мне такой случай. Пришла к нему на экзамен студентка Лыскина в юбке и кофточке… можно, сказать и не было на ней юбки и кофточки. Отвечая на вопрос «Положительное и отрицательное подкрепления» кокетничала, но путалась.

Тогда ей был задан вопрос: «Ну, хорошо, разберём пример. Вы – студентка, я – преподаватель. Как меня можно положительно подкрепить, чтобы я поставил вам «пять»? «Ну, например, прийти на экзамен в короткой юбке» – чарующе улыбаясь, ответила Лыскина. Бесполезнов в ответ улыбнулся не менее сладко: «И как же это меня может положительно подкрепить?» «Но разве такой девушке как я можно не поставит «пять»? И вот что ответил преподаватель: «Поставить можно. Но я должен быть уверен, что после того, как я поставлю вам «пять» – вы вечером окажитесь в моих объятиях. Но я не уверен в этом. Что-то подсказывает мне, что после того, как я распишусь у вас в зачётке, вы потеряете ко мне всякий интерес. Однако, разве можно так быстро расстаться с Такой девушкой? Поэтому я буду экзаменовать вас долго-долго, а ещё лучше – попрошу прийти в другой день». Очаровательная улыбка медленно сползла с красивого лица студентки. Выдержав паузу, Бесполезнов влепил Лыскинойв зачётку трояк и потерял к ней интерес.

Я специально опросил пару десятков симпатичных внешне студенток и студентов. Они все отмечали, что на экзаменах им ставят оценки неплохие, но мучают долго.

Так что же делать? Как сдавать? Да просто всё. Во все времена наилучшей моделью экзамена была и будет одна:

Экзамен-сотрудничество. Воспроизводство этой модели самое выигрышное, самое эмоционально-положительное. Если бы студенты и преподаватели осознали всю её прелесть, то скольких драм можно было бы избежать на тернистом пути знаний.

Пригласите преподавателя к беседе. Но не «за жизнь» а предмете вопроса. «Вы знаете, мне очень интересно, но я нигде не могу найти ответа: почему всё же татары полтора месяца не могли взять Козельск»? Преподаватель оживляется: «О, по этому вопросу идут большие споры. Я лично считаю…» Двое коллег беседуют, два умных человека обсуждают важный вопрос. Даже если преподаватель устал и не расположен к беседе, даже если он просто скажет: «Продолжайте, продолжайте» – в любом случае приглашением к беседе подставиться трудно.

Милая, обаятельная, но отнюдь не сексапильная студентка имеет все шансы получить «отлично», если искренне произнесёт: «Мне очень интересно… не скажите ли вы мне…». Конечно, скажу, милая, и с огромным удовольствием. А за то, что ты такая славная, за то, что я тебе, очевидно, нравлюсь, причём не как мужчина, а как именнопреподаватель – я сделаю всё, чтобы ты получила максимум.

В этой трилогии все истории подлинные, а фамилии вымышленные. Сейчас мне хочется назвать настоящую. Декан исторического факультета Виктор Викторович Килейников сказал мне в беседе: «Я ни к одному студенту не имею предубеждений. Я всегда стараюсь вызвать его на взаимоотношения равноправного партнёрства. Давайте, молодой человек, присядем за этот стол и вместе поищем ответы на интересующие нас вопросы».

Мудро и правильно. К слову сказать, Виктор Викторович – пользуется огромным уважением студентов, как чуткий и справедливый преподаватель.Так пожелаем же в этой и грядущих сессиях студентам и преподавателях существовать в мире и сотрудничестве. Пользы нашему образованию от этого будет много.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
22-го июня 1941 года руководитель немецкого государства в ответ на обращение всенародно избранных лидеров Словакии и Румынии принял решение о проведении специальной военной операции по демилитаризации и демарксификации Союза ССР. В первый же день спецоперации были выведены из строя ...
...
«Тушка» медленно и печально заходила на посадку в Минводах. Военный борт никто не объявляет и не встречает. Десятку на выходе разбили на три и семь. Я в тройке. На мне смешанная зелёно-синяя форма, но новая. Нас обещали переупаковать, но это не ...
Честный и рукопожатный украинский телеканал 1+1 сообщает : В небо подняли 100 истребителей, 23 бомбардировщика, 39 штурмовиков. Также задействовали 60 дивизионов зенитно-ракетных комплексов. Сверился с Википедией , выполнил простейшие арифметические действия - получается, что ...