Серия ТВОРЦЫ. Микалоюс Константинас Чюрленис
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Серия ТВОРЦЫ. Микалоюс Константинас Чюрленис Серия ТВОРЦЫ. Микалоюс Константинас Чюрленис](/images/main/seriya-tvorci-mikaloyus-konstantinas-chyurlenis-bb05b3.jpg?from=https://img-fotki.yandex.ru/get/4206/217516289.5/0_22c12b_9c840fb8_XL.jpg)
.
![Серия ТВОРЦЫ. Микалоюс Константинас Чюрленис Серия ТВОРЦЫ. Микалоюс Константинас Чюрленис](/images/main/seriya-tvorci-mikaloyus-konstantinas-chyurlenis-696e3a.jpg?from=https://img-fotki.yandex.ru/get/6501/217516289.5/0_22c12c_7066a2e1_XL.jpg)
Разносторонностью своих творческих исканий М.К. Чюрленис может сравниться с великими мастерами эпохи Возрождения. Творческий путь Чюрлениса-композитора, продолжавшийся всего десять лет, принес бесценные плоды: автор создал около четырех сот музыкальных произведений, среди которых две крупные симфонические поэмы, увертюра, кантата для хора и оркестра, две сонаты и несколько циклов вариаций для фортепиано, струнного квартета, произведения для хора. В то же время, лишь за шесть лет активной творческой деятельности, Чюрленис-художник написал свыше трех сотен картин, создал немало работ графики, а кроме того писал произведения литературы и поэзии, проявлял себя в публицистике, экпериментировал в сфере художественной фотографии. Записи Чюрлениса времен учебы в Варшавском музыкальном институте гласят о его увлечениях геологией и историей, химией и геометрией, физикой и астрономией, астрологией и древней мифологией, древними и современными языками, современной и классической философией, религиями востока и запада.
С другой стороны, активное участие Чюрлениса в движении Литовского национального возрождения и идеалистическое самопожертвование во имя идеалов искусства, представляет его типичным творцом эпохи Романтизма. В период проживания в Вильнюсе, длившийся лишь два года, Чюрленис руководил созданием общества творцов искусства Литвы, активно участвовал в организации трех первых выставок литовских художников, на которых экспонировал многие свои картины. Он также организовал и руководил литовскими хорами в Варшаве, Вильнюсе и Петербурге, был первым профессиональным литовским композитором, также глубоко интересовавшимся и литовскими народными песнями – не только гармонизировал их, использовал мелодику в своих оригинальных произведениях, но и собирал их, анализировал в своих публицистический статьях. Точнее всего его страстное отношение к жизни и творчеству характеризует отказ Чюрлениса от предложения преподавать в Варшавском музыкальном институте и в письме брату Повиласу высказанное решение «все свои настоящие и будущие работы посвятить Литве».
Взглянув на произведения Чюрлениса, можно заметить, что в его живописи чувствуется влияние символистов и art noveau, музыкальный язык стремится расширить возможности хроматической и гармонической систем мажора-минора, а творчество вцелом объединено четкой синестетической тенденцией. Все упомянутые черты представляют Чюрлениса типичным творцом центральной Европы рубежа девятнадцатого-двадцатого веков.
И все же картины зрелого Чюрлениса, пластика которых субтильно основана на музыкальных формах и логике мотивного развития музыки, а также поздние сочинения для фортепиано, в которых серийная техника переплетается с остинатной логикой, мелодические и ритмические модули с образованиями гармонических комплексов, в истории всей европейской культуры являются уникальными образцами синтеза музыки и живописи.
|
</> |