Сериал Юрия Быкова «Лихие». Послесловие.
crazy_reader — 26.12.2024 Юрий Быков находится у меня в списке режиссёров, фильмы которых я жду с интересом. Так и с сериалом «Лихие» — не хватило терпения дождаться, когда выйдут все шестнадцать анонсированных серий, рванул в бой, как только была выложена восьмая. К тому же, по некоторым намёкам понял, что это вполне законченная часть, аналог первого сезона. Насчёт сезона мои ожидания подтвердились, а вот содержание увиденного другие мои ожидания не оправдало. Не оправдало в самой разочаровывающей форме.Ценил я Юрия Быкова за социальность его фильмов. В них реальная жизнь не только отражалась, но и ощущалась. Резкая, утрированная форма представления не мешала восприятию. Условность создаваемого мира позволяла в концентрированной форме изложить суть волнующих режиссёра проблем. К сожалению, в сериале «Лихие» жизнь в действие вдохнуть не удалось. Ходульные образы героев и слабо прописанная мотивация их действий отталкивают от эмоционального вовлечения в происходящее на экране. Да и какое сочувствие могут вызвать герои, которые больше похожи на персонажей кукольного театра — нет в них жизни, это, скорее, живые трупы. Для себя объяснил такое впечатление неудачным подбором актёров и недоработками сценариста. Хорошо, конечно, что у Быкова есть любимые артисты, только вот жаль, что его список не совпадает с моим. Но это только одна беда и не самая большая.
Другое удручает. Зачем зрителя затащили в девяностые годы? Хотели показать, из какого дерьма пришлось вытаскивать страну? Или же задать зрителю вопрос — удалось ли вытащить? Но пока эти вопросы кажутся надуманными, потому что не похоже, что авторы заморачивались наполнением своего фильма обобщающими смыслами. Отстранённый взгляд на события, которые уже давно лежат в сундуке. Или в дополнение к сериалу «Пацаны» так важно именно сейчас снять сериал «Мужики»? Неужели наше время не даёт материала для фильмов? Или такие сценарии Юрию Быкову не предлагают, или же продюсеры так ограничивают его в выборе? Мне это не известно, но осадок остаётся.
В сериале показана криминальная жизнь Хабаровска и его окрестностей. Срез криминального общества - от низовых сотрудников, работающих на земле, до высшего руководства в этой сфере. Характеры персонажей, как я уже сказал, ходульные. Возьмём главного героя, который из честного, неуклюжего хозяина небольшой пасеки в таёжной деревне вдруг превращается в убивца с выжженной, омертвелой душой. Происходит это мгновенно, как по щелчку — раз, и сознание перестроилось. Мотивацию перестройки отдали на откуп зрителю. Сценарист решил, что и так сойдёт, или режиссёр решил, что актёр всё покажет? Получилось надуманно и фальшиво. Это только один пример, но в сериале вообще много сцен с плохой игрой актёров, а некоторые сцены и в целом вызывают чувство неловкости. Та же свадьба, скажем. Об отвратительном звуке говорить уже надоело - это общая беда наших сериалов. Но это всё частности. Вот что кажется мне главным.
После того, как Юрия Быкова за сериал «Спящие» измордовали стражи либеральной революции, у него случился надлом. Он даже собирался совершить творческое самоубийство, заявив, что уходит из профессии. К счастью, время лечит, хотя и не всегда вылечивает до конца. Думаю, что в фильме «Сторож» в завуалированной форме он отразил свою историю . Там главный герой после непростительной ошибки сбежал от людей в заброшенный пансионат. Как оказалось, свободным от общества жить нельзя, и там его одиночество было нарушено. То, что Быков сам сыграл этого героя, подчёркивает личный характер и даже интимность этого фильма. Своеобразное самобичевание и раскаяние.
Ещё раз сформулирую причину своего разочарования. В фильмах «Майор», «Дурак» и «Спящие» присутствовала жизнь, они были созвучны своему времени. Но после порки что-то изменилось. Даже «Завод» уже был отстранённым от реальности, снятым скорее в стиле боевиков, а не социального кино (хотя содержание, вроде бы, намекало на это). А «Лихие» - это вообще бегство от современности. Конечно, вторая часть может осветить события первой ярким светом и мексиканский тушкан на глазах изумлённого зрителя превратится в сибирского барса. Может быть, но мне в такую метаморфозу верится с трудом.
В заключение сделаю два замечания. Первое: всё сказанное выше является моим домыслом, « я так вижу!». Не имея доступа к внутренней кинематографической кухне, вынужден выстраивать свои теории на основе информационных осколков, изредка долетающих до моего дивана. Второе: горечь связана с искренним сожалением о том надломе, который произошёл у талантливого и интересного режиссёра. Будь моё отношение к нему безразличным, я бы просто прошёл мимо. А тут не смог, а был я прав или нет — покажет время. И будущие фильмы, которые, надеюсь, ещё снимет Юрий Быков.
==================
|
</> |