Сериал про три века эмиграции из Европы в Америку
homaaxel — 25.11.2025
Сейчас смотрю документальный франко-немецкий сериал "Эмиграция!
Немецкие судьбы трех веков", "Auswandern! Deutsche Schicksale aus
drei Jahrhunderten" про три века эмиграции европейцев в
Америку. Тогда эмигрировало очень много немецкоязычных,
поэтому сериал так и назвали.Первая серия - это совсем глушь, 17 век. Вторая, про 1720-1770 гг., интереснее, рассказали про дневник учителя/пастора из Вюрцбурга, которого немецкая община пригласила в Пенсильванию. История проста - сначала мужчины отправляются в другую страну на заработки, потом просят прислать им барышень, чтобы было кому за домом присмотреть и суп сварить, потом вспоминают о душе и просят прислать им в новую церковь пастыря, а в школу - учителя немецкого для их детей.

И вот к ним в 1750 г. приплыл Готтлиб Миттельбергер, Gottlieb Mittelberger из Вюрцбурга. Потом он написал знаменитую книгу "Путешествие в Пенсильванию", “Reise nach Pennsylvanien im Jahr 1750”, “Journey to Pennsylvania” (1754), благодаря которой временно эмиграция из Германии в Америку приостановилась (это было на руку местному немецкому правителю, чтобы люди из его земель не разбежались).
В книге он описал ужасные условия перевозки людей в трюмах кораблей, когда, например, из 2000 человек за 10-16 недель путешествия в море могло погибнуть 400, в основном дети, а по прибытии люди продолжали болеть и умирать. Причины - плохое качество воды, скудное питание, теснота, долгое нахождение в трюме без нормального движения и свежего воздуха. Европейских бедняков перевозили в трюмах кораблей в условиях хуже, чем перевозили рабов.
В середине 18 в. еще не было массового отправления морских челноков из Бременхафена, из Гамбурга, судна отправлялись из Роттердама до Англии и оттуда уже брали курс через Атлантику к новой жизни и мечтам о свободе. Билет стоил как 2-3 годовых дохода ремесленника. Из Европы от голода, высоких налогов, по религиозным и национальным причинам уплывали очень многие, большинство мигрантов были бедняками, у них были большие семьи и, конечно, они не могли оплатить билеты. Особенно много бедняков бежало из южных регионов Германии - Пфальца, Вюртемберга, Бадена, Швабии. Тогда капитан корабля принимал на себя обязанность перевезти их в Америку в обмен на то, что они согласны и подписывают документ, что капитан в порту прибытия продает их каждого по отдельности в пользование американским покупателям. Вроде бы это было не рабство, люди таким образом за 3-6 лет отрабатывали свой долг по перевозке через море. По прибытии в Пенсильванию детей разлучали с родителями, жен - с мужьями. Не все доплывали, кто-то умирал в пути от заболеваний, кто-то прибывал на берег полностью больным. Женщин после осложнений в родах выбрасывали за борт, такая же судьба ждала многих младенцев.
Цитаты из его книги:
"Но во время плавания на борту этих кораблей наблюдаются ужасные страдания, зловоние, пары, ужас, рвота, многие виды морской болезни, лихорадка, дизентерия, головная боль, жар, запор, нарывы, цинга, рак, гниение во рту и тому подобное, и все это происходит от старой и остро соленой пищи и мяса, а также от очень плохой и грязной воды, так что многие умирают ужасной смертью".
"Неудивительно, что большинство людей заболевает, ведь, в дополнение ко всем прочим испытаниям и лишениям, тёплая еда подаётся лишь три раза в неделю, а рацион очень бедный и скудный. Такую еду едва ли можно есть из-за её нечистоты. Вода, которую подают на кораблях, часто очень грязная, мутная и полна червей, так что пить её без отвращения невозможно, даже при сильнейшей жажде. Под конец нам пришлось съесть давно испорченный корабельный сухарь; хотя в целом сухаре едва ли найдётся кусочек размером с монету, который не был бы полон красных червей и паучьих гнёзд."
Его книгу на английском языке можно прочитать здесь - https://archive.org/details/gottliebmittelbe00gott/page/10/mode/2up.
На корабле капитан записывал всех бедных пассажиров - возраст, здоровье, профессиональные навыки. Это был своего рода "каталог" для потенциальных покупателей. Даже богатый пассажир, взойдя на корабль со всеми своими товарами и деньгами, в процессе пути оказывался обманутым и обворованным. На корабле то и дело возникали течи, из-за морской воды деньги портились. За любую еду сверх положенной требовали высокую плату. Прибыв, немецкие пассажиры подписывали неправильные документы, составленные на английском языке (прочитать они их не могли). Таким образом их финансово обманывали на берегу, еще раз.
Как описывает пастор, большинство пассажиров, прибывших с ним в Америку, были “indentured servants”, “Schuldknechtschaft”, согласившиеся подписать документ о продаже себя в работники на несколько лет. Пастору оплатила билет церковное общество Пенсильвании, пригласившее его на работу.
По прибытии капитан уставших и больных пассажиров выстраивал на причале, чтобы американские фермеры и ремесленники могли выбрать себе работников. Капитан получал деньги, формально это не считалось работорговлей, ведь люди добровольно согласились на плавание в долг.

"Когда корабли прибывают в Филадельфию после долгого плавания, никому не разрешается сойти на берег, кроме тех, кто может оплатить морской фрахт или предоставить надежные гарантии; остальные... должны оставаться на борту до тех пор, пока их не выкупят и не отпустят с корабля покупатели".
Покупателями были англичане, голландцы и немецкоязычные. Со взрослыми они подписывали договор на служение на 3-6 лет, с детьми - до достижения ими 21 года. Многие родители сами продавали своих детей, рассчитывая, что это поможет им не быть отданными в услужение (дети старше 10 лет могли своей работой оплатить перевозку родителей). Детей младше пяти лет родители нередко отдавали бесплатно. Они готовы были никогда не увидеться. Больных пассажиров оставляли на берегу еще на 2-3 недели и они нередко умирали без надлежащего ухода. Если кто-то из супругов был болен, второй за него брал обязательство проработать дольше, чтобы заплатить долг за двоих. Если кто-то во время плавания умирал, члены семьи должны были отработать за него. Дети находились в услужении за умерших родителей до 21 года.
Пассажиры после их сортировки/продажи по временным собственникам, должны были пешком со своей поклажей далее следовать к своим новым землям. Они ожидали прибыть туда, где их ждут дома и готовая инфраструктура, но часто оказывалось, что домов нет, их нужно строить самостоятельно. Организованного питания тоже нет. Очень многие разочаровывались, но не могли вернуться обратно в Европу. Да и некуда было возвращаться. В это время там были невероятно холодные зимы, когда промерзали даже моря у берегов, замерзали птицы, замерзали дети и старики, из-за извержения вулкана был "год без лета", из-за фитофторы был неурожай картофеля, из-за которого в Ирландии умерло около миллиона человек. В результате в Америке того времени 50% эмигрантов были немецкоговорящими, еще 30% - ирландцами.
Немцы знали, что продают себя в рабство, но они бежали от европейской нищеты и преследований. Продать себя на временную службу было единственной их возможностью попасть в Америку, где была надежда выжить, получить дом, землю и начать своё дело. Кому-то это даже удавалось. При освобождении такие работники получали новую одежду, мужчины - лошадь, женщины - корову. Свадьба не делала человека свободным, он всё равно был обязан отработать или выплатить за себя определенную сумму. Многие супруги были разочарованы таким финансовым положением дел и предпочитали расстаться.
Побег не был решением проблемы. Тому, кто приведет беглеца, была положена хорошая награда. В свою очередь пойманный должен был за отсутствующий день отработать дополнительно неделю, за неделю - месяц, за месяц - пол-года. Если владелец больше не хотел терпеть у себя беглеца, он мог продать его любому с обязательством отработки оставшегося срока.
Конечно, прихожане в церкви пастора были людьми бедными и могли жертвовать крайне мало средств. Пастор смотрел на голод и болезни вокруг, на торговлю европейцами и африканцами, то, что проповедовал он, шло вразрез с тем, что происходило в жизни. Он разочаровался в переезде и попросил общину купить ему билет обратно (заодно и поскандалил с руководителями церковной общины). Так и вернулся в Вюрцбург, где в течение двух лет написал книгу-предупреждение для остальных немецкоговорящих. Он честно написал, что мигрантов обманывают и эксплуатируют, что путешествие на судне проходит в ужасных условиях, а климат в Пенсильвании вызывает болезни (он и сам подорвал здоровье). Через два года он умер, ему было всего 44 года. А его книга действительно на ближайшие 10-15 лет снизила поток мигрантов в Америку.
Немецкие общины в Пенсильвании регулярно приглашали к себе из Германии органистов, пастырей, учителей и оплачивали им дорогу. Была большая разница - едет ли приглашенный специалист с уже готовым контрактом или едет бедняк "на удачу", в никуда.
Материалы по теме:
- Гамбург. Альберт Баллин и Музей эмигрантов Баллинштадт.
- Сериал "Мечты о Новом мире". 1 серия "Отправление". В ней описываются причины эмиграции и объясняется, чем привлекала людей Америка.
- 2 серия "Рекорды" посвящена техническим достижениям, которые позволили сделать эмиграцию еще более массовой.
- 3 серия "Прибыль" рассказывает, как во второй половине XIX века акцент сместился на конкуренцию между портами и судоходными пассажирскими компаниями.
Ravenclo – гармония стиля и производства поможет в создании уникального мерча
Дела северные, ч.2.
We need to get this shit done
46
Ноябрьский лес
Снег с дождём закончится ночью, около 5:00
Дзержинск. Конец лета 2025
плебейство нынешней "элитки". оно на только во внешнем...
Значок "Магнитогорск". Конец семидесятых.

