Серебряный шар. Расплата. Возвращение Марины Цветаевой


Это грустно и прекрасно. Старик Вульф умел! Просто, ясно, без всхлипов и без пафоса рассказал эту страшную трагическую историю. Времена были страшные. Ведущие к помутнению рассудков. Муж Марины Цветаевой, убежденный белогвардеец Сергей Эфрон становится советсмким агентом, который не просто добывает секретную информацию, а организует убийства. Успешные - помог убить своего коллегу, агента Игнатия Рейсса, безуспешные - не смог убить сына Льва Троцкого. За это, вернувшись в СССР, куда он рвался совсех сил, получил клеймо троцкиста (sic!) и расстрелян. В страну Советов рвалась и дочь Цветаевой Аля - Ариадна. Сама Марина не хотела, не собиралась возвращаться, но когда два самых любимых человека живут только этим, ей некуда было деваться. Причем она всё понимала, но ее вёл "рок событий", ὕβρις, только не в театральной, а в реальной жизненной трагедии.
Прав Вульф, что настолько, до такой степени трагической судьбы не было больше ни у кого из гениальных русских поэтов ХХ века, хотя трагичны были судьбы почти всех - Есенина, Маяковского, Мандельштама, да и Пастернака тоже, только его трагедия оказалась отложенной. Да и Ахматову не следует исключать, "муж расстрелян, сын в тюрьме". В тюрьму забрали и дочь Цветаевой. Ее вроде не тронули, но отказались даже взять посудомойкой в столовую Литфонда, после чего, но отнюдь не только из-за этого, post quem non est propter quem она покончила с собой. Не было у нее другого выхода.
Да зачем пересказывать все эти давно известные факты? Послушайте Вульфа - может быть, получите эстетическое удовлетворение (слово "удовольствие" тут неуместно). Я получил.

Back to Nineties. Назад в Лихие девяностые
|
</> |