Сердце Годзиллы.
ixtrem — 28.03.2016По выходным 55 летний Такуми Куросава ищет на eBay детали для своего ненаглядного 1987 Nissan 300ZX, который он купил в Калифорнии и привез на родину, в Японию. Он знает Z снаружи и внутри и может отремонтировать что угодно в этом автомобиле своими руками, ведь именно он был одним из тех, кто создавал двигатель для этой модели. Чем он занимается сейчас? Руководит группой избранных - Такуми (в переводе с японского - люди, которые совершенствовали свои навыки в течение многих лет и достигли вершин мастерства в своей профессии) - лучших и незаменимых мастеров Nissan, которых всего пятеро. Именно им доверена самая тонкая и ответственная работа - собирать вручную 545-600 сильные, 3,8-литровые, твин-турбовые V-6 для суперкаров Nissan GT-R.
Двигатель VR38DETT собирается на заводе Nissan в городе Йокогама, в большом невзрачном бело-сером здании, в котором также находится полностью автоматизированное производство двигателей семейства MR (1.6-, 1.8-, and 2.0-литровые I-4s). Каждые 46 секунд с конвейера сходит один полностью готовый двигатель MR.
VR наоборот, собирается вручную от первого до последнего болтика. Каждые 60 минут один готовый двигатель вывозят из специальных изолированных кабинетов 10х10 метров. "Такуми не ориентированы на количество, - говорит Куросава-сан, - Для них важно качество." Каждый двигатель должен выдавать 100 процентов мощности. Без исключения.
"Мало того, такуми должы знать аспекты постройки и работы двигателя VR как свои пять пальцев. Они обладают уникальными чувствительными пальцами, способными чувствовать миллиметровые допуски на ощупь" Неудивительно, что достижение статуса Такуми занимает около 30 лет. Куросава-сан с гордостью заявляет: "Я был одним из самых быстро растущих - достиг статуса всего за 25 лет".
Перед входом в кабинет, где собирается двигатель, постороннему человеку необходимо одевать лабораторный халат и бахилы. "Чтобы не занести в помещение грязь" - пояснил Куросава-сан. Внутри помещение безупречно читое и, по сравнению с лязгом и шумом на конвейере двигателей серии MR, здесь почти полная тишина. Температура, влажность и давление - все регулируется и строго контролируется, чтобы предотвратить загрязнение и деформацию на 80 процентов состоящего из алюминия двигателя.
Внутри блока три человека - два Такуми и один Такуми-стажер работают над сборкой двигателя. На первом стенде - сборка блока цилиндров. Такуми вставляет стальной коленвал в алюминиевый блок. Блок и коленвал проводят четыре и семь часов соответственно в специальном отсеке с определенной температурой и влажностью, чтобы уравнять эти показатели. После установки Такуми проворачивает коленвал (нужно усилие примерно 3 Нм), чтобы проверить отсутствие загрязнений, например, крошек металла.
Рядом находится 26 летняя Юмика Такеши, лучший в мире механик по сборке двигателей QR. Она проверяет зазоры клапанов. У неё есть набор щупов толщиной от 0,27 до 0,37 миллиметра и она вставляет их между кулачками и толкателями клапанов, наощупь кончиками пальцев ощущая сопротивление.
Допустимое отклонение от нормы в зазоре - 10 микрон. Стажерка-Такуми проверяет зазор для каждого клапана дважды и вносит цифры в специальную тублицу. Наставник-Такуми проверяет работу и подписывает ведомость. Именно в этот момент алюминиевая табличка за 600 долларов с его именем будет прикреплена к блоку двигателя.
Если у Юмики все пойдет хорошо, то лет через 20 и ее табличка начнет крепиться на эти произведения ювелирного моторного искусства и она станет первой женщиной-Такуми.
После прохождения всех пяти участков сборки в чистом боксе, VR попадает в цех, где на него устанавливаются турбины, коллекторы, электрика и катушки зажигания. Оттуда его увезут в соседний цех на испытания мощности, состоящее из 33 пунктов. Во время теста проверяется все - от масла и температуры охлаждающей жидкости и скорости вращения двигателя, фазы газораспределения, вибрации, звук. В среднем, 10 литров 98 бензина используются для каждого теста.
VR, который живет внутри каждого Годзиллы, очень внушительный и очень сбалансированный. За много лет много GT-R было протестировано и каждый из них был нереально крут. Развивать 100 км/ч за 3 секунды, а четверть мили проходить за 11 секунд - норма. Собственно именно за это и стоит низко поклониться каждому Такуми в отдельности и всем вместе.
Вот их имена: Такуми Куросава, Цумени Оояма, Идзуми Шиойя и Нобумицу Годзу. В совокупности они отработали на этом заводе 100 лет, целиком посвятив себя любимому делу.
Ради встречи с мотористами-такуми завод в Иокогаме посетили многие владельцы Nissan GT-R. Среди них оказался даже ведущий популярного американского ночного ток-шоу, коллекционер автомобилей Джей Лено.
Благодаря мастерству такуми и, конечно же, постоянно совершенствующимся технологиям, завод Nissan в Иокогаме стал образцом в области эффективности производства. Почти за 80 лет своего существования завод выпустил более 35 млн. двигателей, в том числе – исключительно мощных VR38, устанавливаемых на Nissan GT-R.
Нобухиро Одзава, управляющий завода в Иокогаме:
«Иокогама - завод, где начиналась наша история, и мы горды тем, что здесь собираются двигатели флагмана Nissan. Завод представляет собой квинтэссенцию ценностей бренда Nissan. Мы прикрепляем именные таблички наших такуми, которые вручную собирают эти двигатели, вкладывают в каждый из них душу и делают свое дело с полной ответственностью.»
|
</> |