Сердце Азии. Часть 2

Когда все только создавалось, мать-земля была ровная. И ничего в мире не происходило. От скуки и тоски Мать-земля рассердилась, образовались горы и равнины, морщины и соленые озера. И тогда отец-небо Дээр Тенгри увидев страдания Матери-земли, вдохнул свой тын-дух, и живительные облака полетели на землю. На высоких вершинах гор большое облако рассеклось на четыре части и превратилось в Улу-драконов - времена года. Так рассказывается о сотворении мира в тувинских легендах.
Здесь считается, что весь мир - Оран - является живым, единым организмом, а люди только часть этого самого Орана. А многочисленные духи, хозяева гор, земли, рек и озер являются своего рода посредниками между людьми, природой и высшими силами.
Тувинские традиции, как и местный ландшафт, вмещают в себя очень многое, но при этом остаются очень самобытными. Здесь основная религия буддизм, но тут же есть и православие, а с ними рядом соседствуют староверы и шаманы. Тут с удовольствием рассказывают про древних скифов (об этом будет отдельный рассказ) и Чингизхана.
Кстати, согласно некоторым легендам могила Чингисхана находится как раз в этно-культурном центре, в котором мы жили. И как много веков назад войны в доспехах встречают гостей боевым приветствием.
И здесь же на горе веют знамена воинской чести Сульде. Женщинам подниматься на эту гору нельзя. А мужчинам Тенгри (создатель вселенной) дает свой Завет: "Быть верным, отважным и стойким, Чтоб измена, предательство, трусость не овладели его разумом ясным!".
Стойкость и отвагу нам тем же вечером продемонстрировали борцы хуреш. Это древний вид борьбы, она проводится исключительно на открытом воздухе.
А те, кто не видит для себя воинской славы могут поклониться Оваа Хоомея, то есть богу горлового пения, которое в Туве очень почитается. По легенде хоомей появился, когда табунщик искал своих лошадей. Отпив воды из когээржика (кожаного сосуда), табунщик поставил его рядом с собой, и вдруг услышал, как сосуд зазвучал как хоомей. Тувинцы, имитируя звуки природы, совершенствовали стили.
И понятно, что без камлания шаманов мы обойтись не смогли. Я не знаю, насколько они настоящие, но в дыме костра под ритм бубнов я увидела призрачное будущее.
А на следующий день нас ждали новые открытия.
|
</> |